Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2012г. г. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Осиповой С.К.
при секретаре Орловой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №по заявлению Подкопаева К.В. о признании незаконным решения об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта,
У С Т А Н О В И Л:
Подкопаев К.В. обратился в суд с указанным заявлением, и просил признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта – здание бытового обслуживания населения (ателье, ремонт бытовой техники, компьютеров) – на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> площадью 600 кв.м.с координатами точек 1-2-3-4-1. Обязать Министерство строительства Самарской области направить в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обращение по обеспечению процедуры выбора земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в месячный срок с момента принятия решения. Признать незаконным решение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № о невозможности обеспечения процедуры выбора земельного участка по <адрес> для строительства здания бытового обслуживания населения в связи с несоответствием его ст. 32. ЗК РФ и обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара в месячный срок с момента поступления обращения Министерства строительства Самарской области обеспечить процедуру выбора земельного участка по адресу: <адрес> площадью 600 кв.м с координатами в точках 1-2-3-4-1 с предварительным согласованием места размещения объекта.
В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В рамках данного обращения Подкопаевым был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ с МП «Архитектурно-планировочное бюро» г. Самара, предметом которого являлись услуги по оформлению документов для рассмотрения возможности изготовления и утверждения схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства здания бытового обслуживания населения (ателье, ремонт бытовой техники, компьютеров), расположенного по адресу: <адрес>. Также были произведены запросы и получены ответы: согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации Кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № здания, строения и сооружения на испрашиваемом земельном участке, согласно прилагаемой схеме отсутствуют; согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № сведения по земельному участку в государственном кадастре недвижимости отсутствуют; согласно ответу Министерства имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ информация о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду в министерстве отсутствует; согласно ответу Департамента управления имуществом от ДД.ММ.ГГГГ №, в базе данных имеются сведения о договорах аренды земельных участков, расположенных по вышеуказанному адресу. Подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес>. Указанные мероприятия проводились с целью выбора земельного участка для предварительного согласования места размещения здания бытового обслуживания населения и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Все необходимые мероприятия были сданы до конца 2010г. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Министерства строительства Самарской области отказано заявителю в предоставлении земельного участка. Основанием для отказа послужило непредставление акта о выборе земельного участка и распоряжение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, Министерством не может быть принято решение об утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В обоснование отказа лежит заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следует, что в соответствии с материалами Департамента испрашиваемый земельный участок занят объектом дорожного хозяйства - <адрес>, по которому принято распоряжение департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровых планах (кадастровых картах) территорий кадастровых кварталов № участка на кадастровом плане территории испрашиваемый заявителем земельный участок в границах красных линий не находится. Ссылаясь на то, что отказ Министерства строительства Самарской области в предоставлении испрашиваемого земельного участка и принятие решения об утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объект не соответствует требования ЗК РФ и нарушает права и свободы заявителя, вывод о том, что испрашиваемый земельный участок занят объектом дорожного хозяйства - <адрес>, не является основанием для отказа в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта и не соответствует действительным обстоятельствам дела, <адрес> не может выходить за пределы красных линий. Кроме того, распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № не является документом, подтверждающим право собственности Департамента на земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства – <адрес>.
В судебное заседание заявитель Подкопаев К.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представитель заявителя Челнаков С.С. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные, изложенным в заявлении.
Представитель Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил отзыв, в котором указал, что заявление Подкопаева К.В. было направлено в уполномоченный орган - Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - департамент) для организации работ по выбору земельного участка, на что получено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № о невозможности осуществления указанных работ.Согласно указанному письму, испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка, занимаемого объектом дорожного хозяйства - <адрес>, по которому принято распоряжение департамента управления имуществом городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровых планах (кадастровых картах) территорий кадастровые кварталов № и оформляется в муниципальную собственность. В связи с тем, что уполномоченным органом не представлены акт о выборе земельного участка и Распоряжение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, министерством не могло быть принято решение об утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Кроме того, участвующая в предыдущем судебном заседании представитель Министерства строительства указала на то, что Правительством Самарской области было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах». В соответствии с пунктом 1 данного постановления предоставление испрашиваемого земельного участка с ноября 2012г. будет возможным исключительно на торгах. В связи с чем требования заявителя не основаны на законе.
Таким образом, для понуждения в судебном порядке органа государственной власти совершить определенное действие должны быть представлены доказательства того, что его действие или бездействие не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и свободы истца, создает какие-либо препятствия к их осуществлению.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, указав, что испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет. В случае удовлетворения требований заявителя, решение будет неисполнимо, так как будет наложение границ. Собственником земельного участка является городской округ Самара. Заявитель не лишен возможности истребовать земельный участок в аренду. В выписке указано, что участок с координатами находится в ведении г.о.Самара.
Представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснив, что в соответствии с земельным и градостроительным законодательством, гражданину по заявлению может быть предоставлен участок. После поступления заявления, были направлены запросы о наличии ограничений и обременений на данный земельный участок. В ходе осуществления выбора земельного участка, было установлено, что земельный участок занят и поставлен на кадастровый учет, в связи с чем требования заявителя необоснованны.
Выслушав явившихся, исследовав материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ, Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Подкопаев К.В. обратился в Министерство строительства Самарской области. с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство здания бытового обслуживания населения (ателье, ремонт бытовой техники, компьютеров) площадью 600 кв.м, в аренду на три года по адресу: <адрес> в границах точек 1-2-3-4-1 схемы расположения земельного участка составленного МП г.Самары «Архитектурно-планировочное бюро».ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Министерство строительства с заявлением о внесении изменений в заявление от ДД.ММ.ГГГГ в части технических характеристик.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Самарской области в ответ на обращение по вопросу предоставления сведений о правообладателях земельного участка, расположенного по <адрес> (согласно приложенной схеме земельного участка, заказчик Подкопаев К.В.), сообщено, что информация о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду отсутствует.
По сообщению Управления Росреестра по Самарской области, запрашиваемые сведения о земельном участке по указанному адресу в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
По сообщению ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. здания, строения и сооружения отсутствуют на земельном участке по <адрес>.
Из сообщения отдела гигиены и эпидемиологии ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области», земельный участок ориентировочной площадью 600 кв.м. располагается рядом с проезжей частью по <адрес> и свободен от капитальных строений (имеются единичные деревья). На расстоянии около 15 м от предполагаемых границ участка расположен пятиэтажный жилой <адрес>; расстояние от границ участка до торца многоэтажного жилого <адрес> составляет около 30м. При этом указано. что данная информация является предварительной и подготовлена для проведения работ по формированию земельного участка для гр. Подкопаева К.В.
Министерством культуры Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что возможно предоставление земельного участка для строительства здания бытового обслуживания населения (ателье, ремонт бытовой техники, компьютеров), расположенного по ул<адрес> с условием выполнения заказчиком работ следующих требований государственной охраны объектов культурного наследия. Департаментом благоустройства и экологии от ДД.ММ.ГГГГ был также тан ответ о возможности проектирования здания бытового обслуживания по указанному адресу при соблюдении ряда условий.
Однако Министерством строительства Самарской области ДД.ММ.ГГГГ за № было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка по заявлению Подкопаева.
Данное решение было принято на основании поступившего в Министерство строительства заключения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ за №, что испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка, занимаемого объектом дорожного хозяйства – <адрес>, по которому принято Распоряжение Департамента управления имуществом г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 206 660 кв.м., занимаемого объектом дорожного хозяйства – <адрес>, на кадастровых планах (кадастровых картах) территории кадастровых кварталов № и оформляется в муниципальную собственность. В связи с чем, организовать работу по обеспечению процедуры выбора земельного участка по <адрес>, напротив <адрес> для строительства здания бытового обслуживания населения по заявлению Подкопаева К.В. не представляется возможным.
Земельный участок площадью 206 660 кв.м. поставлен на кадастровый учет за №.
Представитель заявителя указывал в судебном заседании, что Департаментом строительства и архитектуры не представлено доказательств, что испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка площадью 206 660 кв.м., по которому утверждена схема расположения по Распоряжению ДУИ № от ДД.ММ.ГГГГ
Однако представителем Департамента строительства и архитектуры представлена выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самары, согласно которой испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах земельного участка 206 660 кв.м. с кадастровым номером №. Кадастровая карта города носит публичных характер и общедоступна.
В соответствии с п.2 Постановлением Верховного Совета РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов. В приложении № перечислены объекты относящиеся к муниципальной собственности, в частности к ним относятся: объекты инженерной инфраструктуры городов жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении; (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;
другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).
Также не могут быть приняты доводы заявителя о том, что в марте 2010г. у Министерства строительства не было препятствий для удовлетворения заявления Подкопаева. Распоряжение ДУИ № было принято только ДД.ММ.ГГГГ Однако заявитель бездействие ни Министерства строительства, ни Департамента строительства и архитектуры не оспариваются, заявлены требования только о признании решений указанных органов незаконными и о понуждении устранения допущенных нарушений.
Также представителем заявителя указывалось на то, что заявителю не была обеспечена реальная возможность выбора земельного участка посредством определения вариантов расположения земельных участков. Однако данный довод суд считает необоснованным, поскольку заявителем истребовался конкретный земельный участок, координаты которого были четко установлены с указанием расстояния, дирекционных углов поворотных точек.
Кроме того, в соответствии с Постановления Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № предоставление испрашиваемого земельного участка возможно исключительно на торгах.
Представителем заявителя заявлялось ходатайство об истребовании из ДУИ г.о.Самары кадастрового паспорта и результатов межевания земельного участка с кадастровым номером №, выписки из реестра муниципальной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ Однако суд данное ходатайство отклонил, поскольку заявителем не оспаривается Распоряжение ДУИ № от ДД.ММ.ГГГГ и результаты межевания земельного участка площадью 206 660 кв.м., не оспаривается право органа местного самоуправления на оформление земельного участка в муниципальную собственность.
В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель заявителя высказывал намерение об обжаловании указанного распоряжения ДУИ. Однако уточненные требования не предоставил. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ указал, что заявитель не намерен в данном процессе обжаловать распоряжение ДУИ и результаты межевания, поскольку будет это делать в другом процессе, что является правом заявителя.
Наличие иных договоров аренды земельных участков в районе <адрес> не может являться основанием для удовлетворению требований заявителя, поскольку все они были оформлены ранее с 1995 года по 2005 год.
С учетом данных обстоятельств суд считает решение Министерством строительства Самарской области ДД.ММ.ГГГГ и заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Подкопаеву Константину Владимировичу о признании незаконным решения Министерства строительства Самарской области, изложенного в письме № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении земельного участка по адресу <адрес> площадью 600 кв.м., признании незаконным решения Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности обеспечения процедуры выбора земельного участка, обязании Министерства строительства Самарской области направить в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самары обращение об обеспечении процедуры выбора земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд Советского района г.Самары.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья : подпись
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья:
Секретарь: