Дело № 2 – 141/2016 копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июня 2016 года с. Коса
Косинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего федерального судьи Зубовой Е.А.
при секретаре Кочкуровой Л.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края к Тимофеевой Н. Н. о взыскании излишне выплаченной суммы социальной выплаты 93270 руб.,
у с т а н о в и л :
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. обратилось в суд с вышеуказанным иском. Требования мотивированы тем, что Тимофеева Н.Н. являлась участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы. 23 мая 2013 г. Министерство строительства и архитектуры Пермского края выдало ей государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения. В соответствии с условиями подпрограммы за счет средств федерального бюджета Тимофеевой Н.Н. предоставлена социальная выплата в размере 995730 рублей. Изначально заявителем являлся Тимофеев Ю.С., в собственности которого находился жилой дом <адрес>. В соответствии с договором купли-продажи от 05.05.2012 дом был продан. После смерти Тимофеева Ю.С. учетное дело переоформлено на его жену-Тимофееву Н.Н. Размер социальной выплаты, предоставленной Тимофеевой Н.Н., был уменьшен на 93270 руб. Согласно справке Коми-Пермяцкого окружного филиала Государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермского края» от 13.02.2013 № стоимость жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> составила 186540 руб. В связи с тем, что действующее законодательство, регулирующее порядок и условия выдачи жилищных сертификатов не предусматривает алгоритм расчета жилищной субсидии за вычетом части средств, полученных от продажи доли собственником жилого помещения, а также части средств, указанных в справках БТИ, Тимофеевой Н.Н. излишне предоставлена сумма социальной выплаты в размере 93270 руб., просит взыскать данную сумму в пользу Министерства.
06 июня 2016 года Министерство строительства и архитектуры Пермского края уточнило исковые требования, просит взыскать с ответчика 93270 руб. в пользу Федерального казенного учреждения «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в судебное заседание не явился, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебном заседании ответчик Тимофеева Н.Н. и ее представитель Мелехина Т.А. исковые требования не признали, указав, что отсутствуют основания для взыскания суммы. Министерство строительства и ЖКХ при начислении суммы выплаты знало о стоимости проданного имущества, так как в материалах учетного дела была справка БТИ. Просят применить срок исковой давности. Тимофеева Н.Н. дополнила, что у нее никогда не было на праве собственности жилых помещений, она их не приобретала и не отчуждала.
Изучив материалы гражданского дела, пояснения по иску представителя истца, выслушав ответчика Тимофееву Н.Н. и ее представителя, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Такие дополнительные гарантии социальной защиты предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно статье 5 ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из:
1) состава семьи гражданина, выезжающей из закрывающегося населенного пункта;
2) норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
3) норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии;
4) норматива предоставления жилищных субсидий независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере ста процентов.
В соответствии с ч.4 ст.6 ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы установлена форма государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы в виде предоставления гражданам за счет федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Пунктом 1 указанного Постановления Правительства РФ и пунктами 2 и 6 Правил определено, что предоставление субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, право на получение, которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.
В соответствии с п. 12 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.
Согласно абз.3 п.16.2 Правил в случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "з" или "и" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке о стоимости отчужденного жилого помещения на дату заключения такого договора, выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Судом установлено, что участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" являлся Тимофеев Ю.С..
В собственности Тимофеева Ю.С. находился жилой дом по <адрес>.
В соответствии с договором купли-продажи от 05.05.2012 Тимофеевым Ю.С. указанный дом был продан.
25.02.2013 г. учетное дело Тимофеева Ю.С. было передано в Министерство строительства и ЖКХ Пермского края согласно акта приема – передачи учетных дел.
22.03.2013 г. Тимофеев Ю.С. умер.
В соответствии с постановлением главы Косинского муниципального района от 01.04.2013 г. № 138 учетное дело Тимофеева Ю.С. было переоформлено на его супругу Тимофееву Н.Н. согласно ее заявления, которая стала участвовать в программе одна.
В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 22 мая 2013 года семье Тимофеевой Н.Н. с составом семьи 1 человек 30 мая 2013 года был выдан государственный жилищный сертификат на сумму 995730 руб.. При этом размер социальной выплаты был уменьшен на 93270 рублей. Указанная сумма Министерством высчитана из 1/2 доли стоимости жилого дома <адрес>, которую еще при жизни продал Тимофеев Ю.С..
В настоящее время Министерство строительства и ЖКХ Пермского края ставит вопрос о взыскании с Тимофеевой Н.Н. излишне выплаченной суммы социальной выплаты на приобретение жилого помещения, поскольку сумма 93270 рублей была определена без учета полной стоимости жилого дома 186540 рублей согласно справки Коми-Пермяцкого окружного филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от 13 февраля 2013 года.
Суд считает указанные требования необоснованными.
В соответствии с п.21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления).
Из указанного следует, что после смерти Тимофеев Ю.С. перестал быть участником программы.
Учетное дело Тимофеева Ю.С. было переоформлено на его супругу Тимофееву Н.Н. согласно ее заявления.
Принимая во внимание, что Тимофеева Н.Н., являясь участником программы «Жилище», на праве собственности жилых помещений не имела и потому не отчуждала их, суд приходит к выводу о том, что отсутствовали основания для уменьшения Тимофеевой Н.Н. размера социальной выплаты на стоимость дома, который продал Тимофеев Ю.С..
Применение условий программы об уменьшении размера социальной выплаты после смерти Тимофеева Ю.С., продавшего дом, на членов его семьи – новых участников программы - невозможно.
Вследствие чего, судом не установлено оснований для удовлетворения заявленных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края исковых требований.
Кроме этого, представитель ответчика Мелехина Т.А. заявила о пропуске истцом срока для обращения в суд с настоящими требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Судом на основании представленных доказательств установлено, что о стоимости отчужденного Тимофеевым Ю.С. имущества Министерству строительства и ЖКХ было известно с момента приема – передачи учетного дела - с 25.02.2013 г., поскольку в материалах учетного дела имелась справка Коми-Пермяцкого окружного филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от 13 февраля 2013 года.
Вместе с тем, с исковым заявлением Министерство обратилось лишь 28.04.2016 г., то есть по истечении трех лет.
Из указанного следует, что истцом пропущен предусмотренный законодательством трехлетний срок для обращения в суд с иском.
Доказательств, свидетельствующих о пропуске истцом указанного срока по уважительным причинам, суду не представлено.
Доводы истца о том, что Министерство узнало о неправильном расчете социальной выплаты Тимофеевой Н.Н. после получения письма ФКУ «Объединенная дирекция» Госстроя № ИК/03-412 от 06.05.2014 г., в котором указано, что Тимофеева Н.Н. излишне получила выплату, не свидетельствуют об уважительности пропуска срока исковой давности.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края к Тимофеевой Н. Н. о взыскании излишне полученной суммы социальной выплаты на приобретение жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Косинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья-подпись
Верно.
Федеральный судья
Косинского районного суда Е.А.Зубова