2а-10100/31-2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2016 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гомулькина М.В., Лопатина А.В. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании отказа Администрации Петрозаводского городского округа в выдаче разрешения на строительство незаконным,
у с т а н о в и л:
Истцы обратилист в суд с административным иском по тем основаниям, что им и заинтересованному лицу ООО «БЦ Левашовский» на праве аренды по договору с ответчиком № от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит земельный участок кадастровый номер №, расположенный <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. истцы и заинтересованное лицо направили административному ответчику заявление о выдаче разрешения на строительство офисного здания на указанном выше участке сроком на 3 года. Проектная документация на строительство объекта разработана проектной организацией - <данные изъяты>, имеющей право на выполнение проектных работ. Строительство на указанном участке офисного здания возможно в силу выданного ранее административным ответчиком градостроительного плана. Ответчик решением № отказал заявителям в выдаче разрешения на строительство. Истцы считают отказ ответчика в выдаче разрешения на строительство незаконным и необоснованным, и нарушающим их законные интересы и права и просят признать незаконным решение об отказе в выдаче разрешения на строительство офисного здания <адрес> на земельном участке номер № № от ДД.ММ.ГГГГ (фактически от ДД.ММ.ГГГГ), обязать Административного ответчика выдать разрешение на строительство офисного здания <адрес> на земельном участке номер №.
В судебном заседании истцы не участвовали, о рассмотрении дела извещены, представитель истцов и заинтересованного лица Ведюков Ю.С. по доверенности иск поддержал по указанным в нем основаниям.
Представитель Администрация Петрозаводского городского округа Слабко К.Ю. по доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на изложенную в письменном виде позицию.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № находится во владении ООО «БЦ Левашовский», Гомулькина М.В., Лопатина А.В. на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановлений Администрации города о продлении срока договора аренды указанного земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии с п. 1.2 указанного договора аренды земельного участка последний предоставлен для строительства офисного здания.
Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден градостроительный план земельного участка <адрес>.
Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № были внесены соответствующие изменения в градостроительный план земельного участка <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ застройщики ООО «БЦ Левашовский», гр. Гомулькин М.В.. гр. Лопатин А.В. обратились в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о выдаче разрешения на строительство офисного здания <адрес>.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация Петрозаводского городского округа отказала заявителям в выдаче разрешения на строительство, указав при этом, что на земельном участке с кадастровым номером № строительство нового объекта капитального строительства не допускается.
Административные истцы указывают, что об этом отказе они узнали, когда были привлечены в качестве третьих лиц по иску заинтересованного лица к административному ответчику в арбитражном суде в рамках рассмотрения дела №. Эти доводы ответчиком не оспорены, никакими письменными доказательствами не опровергнуты, в связи с чем суд исходит из наличия основания для восстановления пропущенного истцами срока на обращение с настоящим административным иском.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, п. 26 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 39 Устава Петрозаводского городского округа - вопросы выдачи разрешения на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории Петрозаводского городского округа, относятся к полномочиям Администрации ПГО. Порядок выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства, в том числе перечень документов, представляемых в соответствующий орган исполнительной власти (федеральный, субъекта Российской Федерации, местного самоуправления) для получения такого разрешения, установлен статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названных Кодексом.
В соответствии со ст. 2 п. 4 ГрК РФ строительство осуществляется на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории, а также в соответствии со ст. 25 п. 14 Правил землепользования и застройки г. Петрозаводска, утвержденных Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 N 26/38-771. При использовании и застройке земельных участков соблюдение требований градостроительных регламентов является обязательным наряду с требованиями технических регламентов, санитарных норм, публичных сервитутов, предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции, ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных в зонах с особыми условиями использования территории (в соответствии со ст. 22 и ст. 24 Правил землепользования и застройки г. Петрозаводска) и другими требованиями, установленными в соответствии действующим законодательством.
В силу ст. 44 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проектов планировки и межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.
Поскольку ответчиком не доказано то, что предоставленная истцом проектная документация не соответствует требованиям выданного ранее градостроительного плана земельного участка, находящегося в пользовании истцов, суд полагает требования иска подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что земельный участок, в отношении которого испрашивается разрешение на строительство, находится в границах охранной зоны, судом не принимаются.
В соответствии с Распоряжением Председателя Правительства РК от 05.09.1996 N 518-р «Об установлении зон охраны памятников археологии, истории и культуры Республики Карелия» земельный участок с кадастровым номером № (ранее присвоенный кадастровый номер №) расположен в зоне охраны объектов культурного наследия - зона регулирования застройки «А»; режим использования согласно проекта «Кварталы исторической застройки г. Петрозаводска».
Так, в соответствии с указанным Распоряжением система зон охраны памятников истории, культуры и природы, построенная на градостроительной основе г. Петрозаводска, представляет собой совокупность охраняемых территорий, различающихся режимами их содержания и использования, и состоит из:
- археологических зон;
- территорий памятников;
- охранных зон историко-архитектурных памятников;
- зон регулирования застройки;
- зон охраны ландшафта;
- охраняемых исторических зеленых насаждений;
- историко-архитектурных заповедных зон.
В целях сохранения характерного историко-архитектурного облика города и обеспечения гармоничного единства новой и исторической застройки необходима организация зон регулирования застройки в пределах исторической части города.
Зоны регулирования застройки подразделяются на несколько категорий, отличающихся режимами регулирования, в зависимости от степени сохранности городского ландшафта, его значимости для сохранения исторического облика города, индивидуальных черт конкретного района застройки и характера пространственного влияния памятников.
В Генеральном плане города Петрозаводска (Решение Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 N XXYI/XX-361 "О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска") учтены территории памятников, границы и режимы использования территории памятников и зон охраны, назначенные в проекте зон охраны памятников истории и культуры города Петрозаводска.
Виды разрешенного землепользования и застройки в исторических зонах определены проектом зон охраны памятников истории и культуры (г. Петрозаводск, 1995 год).
Так, в соответствии с Таблицей 8-1 Генерального плана города Петрозаводска режим использования для зоны регулирования застройки «А» содержит необходимость:
- сохранения планировочного модуля традиционного характера застройки;
- ограничения высоты застройки до 12м;
- строго запрета на размещение высотных акцентов;
- выноса из зоны производственных и коммунальных объектов.
В соответствии с ч. 3 ст. 74 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных Решение Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 N 26/38-771 к разрешенным режимам использования территорий в границах зон охраны объектов культурного наследия относятся (зона регулирования застройки «А»):
- сохранение исторической планировочной структуры и планировочного модуля кварталов как устойчивого элемента планировочной структуры;
- сохранение традиционного периметрального характера застройки;
- возвращение роли композиционным акцентам;
- ограничение высоты застройки до 12 м (по периметру зоны - до 17 м);
- строгий запрет на размещение новых высотных акцентов;
- нейтрализация дисгармонирующих зданий;
- вынос из зоны производственных и коммунальных объектов.
Давая оценку законности оспариваемого решения, суд исходит из того, что он противоречит ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ. Согласно ст. 23 Градостроительного Кодекса РФ именно Генеральный план г.Петрозаводска, а не Распоряжение Правительства Республики Карелия регулирует ограничения застройки в зонах с особыми условиями использования. Как указано выше согласно Генеральному плану г.Петрозаводска зона регулирования застройки «А», в которой расположен испрашиваемый участок, не предусматривает запрет на возведение объектов капитального строительства. Не содержат таких ограничений для зоны регулирования застройки «А» и Правила землепользования и застройки г.Петрозаводска
Все установленные в отношении зоны регулирования застройки «А» ограничения и требования были соблюдены при проектировании офисного здания, проект был согласован Общественным градостроительным советом г.Петрозаводска (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ), управлением архитектуры и градостроительства Административного ответчика также были согласованы эскизы архитектурного проекта: фасад (согласование от ДД.ММ.ГГГГ), план расположения зданий и сооружений (согласование от ДД.ММ.ГГГГ).
В границах квартала № отсутствует историческая застройка или объекты культурного наследия, а конкретно участок № представляет собой пустырь.
Разрешенное использование земельного участка № согласно данных земельного кадастра: для размещения объектов делового назначения, в том числе офисных центров.
Установление охранных зон на территории г.Петрозаводска в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 г. №972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации» еще не производилось, и соответственно ограничения, указанные в данном Постановлении не могут распространяться на рассматриваемый случай. Указанное Положение устанавливает порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Сведений о том, что в отношении участка № разрабатывались проекты зон охраны объектов культурного наследия суду не представлено.
Проектная документация на строительство объекта, разработанная <данные изъяты>, как того требует действующее законодательство, имеет положительное заключение негосударственной экспертизы <данные изъяты>, полученное за № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно п.п.1 п.8 ст. 49 Градостроительного Кодекса РФ основанием для отказа в принятии проектной документации направленных на экспертизу, является отсутствие в составе проектной документации разделов, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 48 настоящего Кодекса.
Таким образом, довод ответчика о несоответствии проектной документации действующему законодательству опровергается наличием положительного заключения <данные изъяты>.
Поскольку в оспариваемом отказе ответчиком обсуждается возможность выдачи разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером №, тогда как истцы испрашивали разрешение на строительство на земельном участке с кадастровым номером №, суд исходит из того, что заявление истцов фактически по существу не рассматривалось.
Установив факт нарушения прав истцов незаконным отказом в выдаче разрешения на строительство, в целях восстановления нарушенных прав суд обязывает Администрацию Петрозаводского городского округа рассмотреть в установленном порядке заявление Гомулькина М.В., Лопатина А.В., ООО «БЦ Левашовский» о выдаче разрешения на строительство офисного здания <адрес> на земельном участке номер №.
Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. С Администрации в пользу истцов подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины.
Руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Петрозаводского городского округа в выдаче разрешения на строительство офисного здания <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа рассмотреть в установленном порядке заявление Гомулькина М.В., Лопатина А.В., Общества с ограниченной ответственностью «БЦ Левашовский» о выдаче разрешения на строительство офисного здания <адрес> на земельном участке номер №.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа расходы по оплате государственной пошлины в пользу Гомулькина М.В., Лопатина А.В. по 300 рублей в пользу каждого.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Тарабрина Н.Н.
Мотивированное решение изготовлено
в соответствии со ст. 177 КАС РФ 23.12.2016 года