Дело № 2-168/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Шуйское 28 сентября 2012 года.
Междуреченский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Решетова В.Н.,
с участием помощника прокурора Междуреченского района Соколовой М.В.,
представителя заинтересованного лица от администрации <адрес> П.А.
представителя З.Г. представляющей интересы В.Р.
при секретаре Копениной О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах В.Р. к Администрации <адрес>, к Департаменту развития муниципальных образований <адрес> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ :
Прокурор <адрес> обратился в суд с указанным требованием, мотивируя его тем, что по результатам проведенной проверки по жалобе В.Р. являющегося лицом из числа детей-сирот, а так же детей, оставшихся без попечения родителей <данные изъяты> были установлены нарушения жилищных прав указанного лица.
На основании распоряжения Главы поселения <адрес> № «О жилищных вопросах» В.Р. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях граждан, относящихся к категории дети-сироты; в сводном районном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, В.Р. числится под номером №. Жилое помещение за несовершеннолетним В.Р. не закреплялось. ДД.ММ.ГГГГ В.Р. закончил обучение <данные изъяты>
Учитывая, что В.Р. относится к указанной выше категории граждан, состоит в списке лиц на получение жилья, жилья не имеет, окончил обучение <данные изъяты>, жилая площадь ему должна быть предоставлена во внеочередном порядке, в связи с чем, прокурор района в интересах В.Р. просит суд заявленное требование удовлетворить.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Соколова М.В. уточнила требование, отказавшись от требования в части возложения обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию <адрес> поддержав требование в части возложения обязанности на Департамент развития муниципальных образований <адрес> (который ДД.ММ.ГГГГ переименован в Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>) предоставить жилое помещение В.Р. вне очереди, поскольку ДД.ММ.ГГГГ В.Р. закончил обучение <данные изъяты> не имеет жилья, проживает <данные изъяты> Факт того, что В.Р. в настоящее время обучается <данные изъяты>, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования, поскольку право на внеочередное получение жилья у него наступило после окончания <данные изъяты>. Указанное положение также изложено в Определении Верховного Суда РФ от 17.04.2012 года № 15-Впр12-8.
З.Г. представляя интересы В.Р. полностью разделила позицию помощника прокурора района, пояснив, что ее В.Р. ДД.ММ.ГГГГ закончил обучение <данные изъяты> своего жилья не имеет, проживает у нее, в настоящее время обучается <данные изъяты>.
Представитель заинтересованного лица от администрации <адрес> П.А. заявленные требования в части возложения обязанности по предоставления жилья В.Р. на администрацию <адрес> не признал, пояснив, что обеспечение жилыми помещениями граждан по договору социального найма в соответствии со ст. 15 ФЗ от 06.11.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относится к вопросам местного значения муниципальных районов.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав названных категорий граждан на имущество и жилье устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Заинтересованное лицо - Департамент развития муниципальных образований <адрес> ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, просит суд принять во внимание, закончил ли В.Р. обучение в школе, обучается ли в каком-либо образовательном учреждении или проходит службу в Вооруженных силах РФ. В случае обучения или прохождения службы в армии просит в удовлетворении требования прокурора отказать.
Орган опеки и попечительства <адрес> полностью разделяет позицию прокурора района, просит дело рассмотреть в отсутствие его представителя.
Суд, выяснив позицию помощника прокурора района, уточнившего заявленное требование, выслушав представителя В.Р. - З.Г. представителя заинтересованного лица от администрации <адрес>, выяснив позицию представителя - Департамента развития муниципальных образований <адрес>, изложенную в отзыве на заявленное требование, заключение помощника прокурора района, исследовав все материалы дела, приходит к следующему.
Установлено, что В.Р. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей<данные изъяты>
На основании постановления администрации <адрес> № В.Р. был определен <данные изъяты>.
В соответствии с п.п. 1, 2 постановления администрации <адрес> № «Об установлении опеки над несовершеннолетним В.Р.» опекуном несовершеннолетнего была назначена З.Г. с выплатой денежных средств ДД.ММ.ГГГГ
На основании распоряжения Главы поселения <адрес> № «О жилищных вопросах» (учетное дело №) В.Р. был принят на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении на территории <адрес>.
На основании справки ДД.ММ.ГГГГ МБОУ В.Р. окончил <данные изъяты>
Из имеющегося в материалах дела заявления В.Р. в прокуратуру района следует, что в добровольном порядке органами государственной исполнительной власти <адрес> жилье не предоставляется, в связи с чем, он вынужден был обратиться в прокуратуру района с целью решения вопроса о предоставлении жилого помещения.
Как следует из справки из администрации поселения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, В.Р., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован <адрес>, имеет следующий состав семьи<данные изъяты>
Установлено также, что в отношении В.Р. права собственности на недвижимое имущество <адрес> не регистрировалось, что подтверждается ответом (справка №) <адрес> филиала ГП ВО <данные изъяты>
На основании ответа № из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес>, отсутствуют сведения о правах В.Р. на объекты недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании выписки из ЕГРП о правах лица на объекты в соответствии с ответом № из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес>, отсутствуют сведения о правах В.Р. на объекты недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Установленное подтверждает отсутствие у В.Р. <данные изъяты> жилья.
Из представленных <данные изъяты> документов установлено, что в настоящее время В.Р. проходит военную службу <данные изъяты>
Вместе с тем, ссылка заинтересованного лица в отзыве ДД.ММ.ГГГГ на то, что, в случае нахождения В.Р. в Вооруженных Силах РФ или обучения в каком-либо образовательном учреждении следует отказать прокурору района в удовлетворении заявленного требования, несостоятельна, опровергается всеми исследованными материалами дела.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).
В развитие названных конституционных положений Жилищным кодексом РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 названной статьи случаев.
В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания обучения либо по окончании службы в Вооруженных Силах РФ обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных илах РФ; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Кроме того, положения ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ не содержит указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем, реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
Следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма В.Р. состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло с момента окончания им ДД.ММ.ГГГГ МБОУ, то есть по окончании его обучения в указанном образовательном учреждении.
При таких обстоятельствах В.Р. относящийся к указанной выше категории лиц, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Установлено, что Департамент развития муниципальных образований <адрес>, переименованный ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Губернатора <адрес> № «Об изменениях в структуре органов исполнительной государственной власти области» в Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, выполняющий те же функции, обеспечивает реализацию полномочий органов исполнительной государственной власти области в сфере жилищных отношений, а также осуществляет полномочия по управлению и распоряжению жилищным фондом области.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что обязанность по предоставлению жилья В.Р. лежит на Департаменте строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и оснований для возложения такой обязанности на администрацию <адрес>.
В соответствии с п. 19, ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются, в частности, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 209 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора <адрес> в интересах В.Р., уточненный в судебном заседании, удовлетворить.
Обязать Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, переименованный ДД.ММ.ГГГГ из Департамента развития муниципальных образований <адрес>, предоставить В.Р., ДД.ММ.ГГГГ рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение <адрес>по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления жилой площади на семью из одного человека в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Администрацию <адрес> от ответственности по иску прокурора <адрес> в интересах В.Р. освободить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Междуреченский районный суд в течение 30 дней.
Судья Решетов В.Н.