Дело № 2-3694/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2014 года город Пермь
Свердловский районный суд города Перми в составе:
Председательствующего судьи Никитиной Т.А.
При секретаре Токаревой О.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Александровска в интересах Коченгина В. К. к Государственному учреждению – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности,
установил:
Прокурор г. Александровска в интересах Коченгина В.К. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности.
Свои требования мотивировал тем, что в ходе проверки установлено, что Коченгину В.К. не представлена с 2012г. путевка на санаторно-курортное лечение.
Коченгин В.К. <данные изъяты>.
Коченгин В.К. включен в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
ДД.ММ.ГГГГ. Коченгин обратился в ГУ ПРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, предоставил необходимые документы. Однако путевка на санаторно-курортное лечение до настоящего времени не предоставлена.
Истец просит обязать ответчика предоставить Коченгину В.К. путевку на санаторно-курортное лечение по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. за счет средств федерального бюджета.
Представитель истца Поносов А.В. в судебном заседании на иске настаивал.
Коченгин В.К. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Мицкевич Е.А. (по доверенности) в судебном заседании возражала против исковых требований.
Заслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение, в том числе по инвалидности.
Согласно ст. 2 ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу п. 10 указанного Закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. №2347-р, санаторно-курортное лечение относится к мероприятиям реабилитации.
В соответствии с п. 3.1., 3.3. Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004г. №328 обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - санаторно-курортные учреждения).
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 4 Правил финансирования расходов по предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 864, финансирование расходов Фонду социального страхования РФ на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
Средства на предоставление гражданам указанных социальных услуг направляются на оплату стоимости путевок санаторно-курортным учреждениям, отобранным на основании результатов конкурсов, проводимых Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и включенным в перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Следовательно, указанные денежные средства являются целевыми.
Согласно п. 19 Правил № 864 Фонд социального страхования Российской Федерации перечисляет санаторно-курортным учреждениям средства на оплату стоимости путевок в соответствии с заключенными с ними договорами. Средства Фонда социального страхования Российской Федерации на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по территориальным органам Фонда.
В соответствии с п. 4 статьи 4 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 372-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 годов» Фонд осуществляет оплату стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РФ, отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренным Законом № 178-ФЗ в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели.
Пунктом 3.6 Порядка предусмотрено, что граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России о 22 ноября 2004 года.
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонд социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по мест жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п.3.7. Порядка).
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 Закона №178-ФЗ, а также п.1.9 Порядок периодом предоставления гражданам набора социальных услуг является календарный год, как считает представитель ответчика и поэтому периодом предоставления набора социальных услуг являете период с 1 января соответствующего года по 31 декабря этого же года. В силу чего периодом предоставления санаторно-курортной путевки в 2011 году является период с января 2011 года по 31 декабря 2011 года, в 2012 году - с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года.
При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица (п. 2 ч.1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ).
Представитель ответчика в возражении на исковое заявление пояснила, что обязательства отделения Фонда по обеспечению санаторно-курортным лечением граждан ограничены объемом средств, выделенных из федерального бюджета на оплату путевок.
В связи с недостаточностью объема финансирования из федерального бюджета и в целях соблюдения равных прав граждан-получателей набора социальных услуг в соответствии с пунктом 3 ст. 17 Конституции РФ, запрещающей осуществление прав и свобод человека и гражданина нарушающие права и свободы других лиц, выдача путевок Фонда производится в порядке очередности подачи гражданами заявлений.
Фонд не имеет возможности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение Коченгина, не нарушая права других граждан.
Из материалов дела следует, что Коченгин В.К., <данные изъяты> /л.д. 7/.
ДД.ММ.ГГГГ. Коченгин обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему санаторно-курортной путевки /л.д. 10/.
Согласно информации УПФ РФ (ГУ) в г. Александровске Пермского края Коченгин В.К. является получателем ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) по двум основаниям:
- ЕДВ <данные изъяты> назначена с ДД.ММ.ГГГГ. согласно ст. 13 п.4 ч.1 №1244-1 ФЗ от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Одновременно данной категории граждан согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004г. №328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» предоставлен набор социальных услуг (обеспечение лекарствами по рецептам врача, санаторно-курортное лечение и проезд до места проведения этого лечения, проезд на пригородном железнодорожном транспорте на всей территории России) в денежном эквиваленте,
- ЕДВ <данные изъяты> назначена по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. № со дня обращения в соответствии с ч.2 ст. 28.1 ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
Коченгин включен в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение социальных услуг (НСУ) в натуральном виде (обеспечение лекарствами по рецептам врача, санаторно-курортное лечение и проезд до места проведения этого лечения). Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ № Коченгин В.К. отказался от проезда на пригородном железнодорожном транспорте с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., Коченгину В.К. выданы справки для получения путевки формы №070/у-04.
ДД.ММ.ГГГГ. Коченгин В.К. обратился с заявлением в прокуратуру /л.д. 5/.
Согласно письму ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. отделение Фонда не имело возможности обеспечить путевкой Коченгина, путевка на санаторно-курортное лечение будет предложена в порядке очередности при наличии медицинских показаний и сохранении права получения в натуральном виде соответствующей социальной услуги /л.д. 8-9/.
Таким образом, Коченгин В.К. своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении один раз в год, медицинские показания к санаторно-курортному лечению подтверждены, справка по форме №070/у-04 представлена. Коченгин был включен в единую очередь на получение путевок. Следовательно, право Коченгина на получение путевки подтверждено.
Ответчик не может быть освобожден от исполнения обязанности по предоставлению санаторно-курортной путевки, в том числе и при истечении календарного года, так как неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Право Коченгина на бесплатное санаторно-курортное лечение не может быть поставлено в зависимость от прав других граждан на данный вид государственной социальной помощи.
Отсутствие финансирования не является основанием для отказа в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение отсутствие при наличии у гражданина права на такое обеспечение.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования об обязании ответчика предоставить Коченгину путевку на санаторно-курортное лечение по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. за счет средств федерального бюджета подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Государственное учреждение – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Коченгину В. К. путевку на санаторно-курортное лечение по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ за счет средств федерального бюджета.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А. Никитина