Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-8049/2019 от 07.02.2019

Судья Юхименко В.Г. Дело N <...>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 апреля 2019 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Смирнова Е.А.,

судей Сидорова В.В., Бендюк А.К.

по докладу судьи Смирнова Е.А.,

при секретаре Покусаевой А.Ю.

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе директора государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Романовой Л.М. на решение Ленинградского районного суда Краснодарского края от 11 декабря 2018 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее – ГБУ СО Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов») обратилось с исковым заявлением к Симоненко Т.М. о понуждении ежемесячно перечислять 75 процентов ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты за предоставляемые социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.

В обоснование заявленных требований указано, что Симоненко Т.М., <...> года рождения, на основании личного заявления и путевки департамента социальной защиты населения Краснодарского края направлена для зачисления в ГБУ СО Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов». Между ГБУ СО Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в лице директора Романовой Л.М. и Симоненко Т.М. 12 января 2015 г. заключен договор о предоставлении социальных услуг, по условиям которого ГБУ СО Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» приняло на себя обязанность оказывать Симоненко Т.М. социальные услуги в стационарной форме на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, а Симоненко Т.М. – оплачивать указанные услуги в размере 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Симоненко Т.М. является инвалидом <...> группы и получателем ежемесячной денежной выплаты инвалидам. В соответствии с пунктом 11 названного выше договора стоимость предоставления ответчице социальных услуг в стационарной форме составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Ссылаясь на то, что в силу пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года N 1075, при расчете среднедушевого дохода учитывается в том числе и ежемесячная денежная выплата, и указывая, что Симоненко Т.М. в нарушение пункта 11 договора о предоставлении социальных услуг от 12 января 2015 года отказывается оплачивать социальные услуги с учетом 75 процентов ежемесячной денежной выплаты и не подает в пенсионный орган в добровольном порядке заявление о ежемесячном перечислении на расчетный счет организации социального обслуживания 75 процентов ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты предоставляемых ей социальных услуг в стационарной форме, ГБУ СО Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» обратилось в суд с настоящими исковыми требованиями.

Решением Ленинградского районного суда от 11 декабря 2018 года в удовлетворении исковых требований ГБУ СО Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» отказано.

В апелляционной жалобе директор ГБУ СО Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Романова Л.М. выразила несогласие с принятым решением суда, просила его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указала, что решение суда незаконное и необоснованное.

В возражении на апелляционную жалобу Симоненко Т.М. и ее представитель Муцелан Б.Ф. просили решение суда оставить без изменений, жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней, возражения, выслушав представителя ГБУ СО Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» по доверенности Сенник А.А., представителя Симоненко Т.М. – Муцелан Б.Ф., судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.

Судом первой инстанции установлено, что Симоненко Т.М., <...> года рождения, является инвалидом <...> группы и как инвалид получает ежемесячную денежную выплату.

Симоненко Т.М. находится на стационарном обслуживании в ГБУ СО Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов», которое согласно абзацу первому пункта 1.1 Устава ГБУ СО Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов», утвержденного приказом департамента социальной защиты населения Краснодарского края от <...> года N <...>, является стационарным учреждением социального обслуживания населения в государственной системе органов социальной защиты населения Краснодарского края.

Из приложенной ГБУ СО Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» к исковому заявлению копии договора о предоставлении социальных услуг от 12 января 2015 года, заключенного между ГБУ СО Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в лице директора Романовой Л.М. и Симоненко Т.М., усматривается, что по условиям этого договора ГБУ СО Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» приняло на себя обязательства оказывать Симоненко Т.М. социальные услуги в стационарной форме на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, а Симоненко Т.М. – оплачивать эти услуги за исключением случаев, когда законодательством о социальном обслуживании граждан в РФ предусмотрено предоставление социальных услуг бесплатно.

Пунктом 11 данного договора также предусмотрено, что стоимость предоставления Симоненко Т.М. социальных услуг в стационарной форме составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Обращаясь с иском в суд, ГБУ СО Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» ссылалось на положения статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года N 1075, и указывало на то, что Симоненко Т.М., заключив 12 января 2015 года договор о предоставлении социальных услуг, не исполняет его условия в части оплаты таких услуг, в связи с чем имеются основания для возложения на ответчицу обязанности перечислять на расчетный счет истца 75 процентов ежемесячной денежной выплаты в период получения ею социальных услуг в стационарной форме.

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные в деле доказательства в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, верно применив нормы материального права к спорным правоотношениям и не допустил нарушений требований процессуального законодательства, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований ГБУ СО Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» по следующим основаниям.

Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления Симоненко Т.М. в учреждение социального обслуживания регулировались Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее – Федеральный закон от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ).

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ).

Согласно статье 24 Федерального закона от 2 августа 1995 гожа N 122-ФЗ, порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 17 апреля 2002 года N 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года N 244).

Пунктом 1 указанного Постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.

Аналогичные положения относительно размера ежемесячной платы за стационарное обслуживание в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания были предусмотрены Законом Краснодарского края от 29 декабря 2004 года N 825-КЗ «О социальном обслуживании населения Краснодарского края» и Постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2005 года N 237 «Об утверждении Порядка оплаты за стационарное обслуживание и предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными стационарными учреждениями социального обслуживания Краснодарского края».

Федеральный закон от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года N 244 утратили силу с 1 января 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ) и изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 581 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» соответственно.

С 1 января 2015 года правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ (часть 1 статьи 1 этого Закона).

В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ даны понятия, используемые в целях названного Федерального закона, в том числе понятия «получатель социальных услуг», означающее гражданина, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и «поставщик социальных услуг», означающее юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ).

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ).

Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ).

В силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.

Нормы, аналогичные положениям части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ, содержатся в части 4 статьи 7 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2014 года N 3051-КЗ «О социальном обслуживании населения на территории Краснодарского края» (с введением с 1 января 2015 года в действие этого закона утратил силу Закон Краснодарского края от 29 декабря 2004 года N 825-КЗ «О социальном обслуживании населения Краснодарского края»), а также в пункте 3.2.1 Порядка взимания платы за предоставление социальных услуг, входящих в перечень социальных услуг, утвержденного приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 5 декабря 2014 года N 981.

Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года N 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

Виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, определены в пункте 5 названных Правил.

Так, в соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 этих Правил при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

Исходя из приведенных нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину – получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенным условием такого договора является стоимость социальных услуг. Действовавшее до 1 января 2015 года правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг – до 75 процентов установленной ему пенсии.

В настоящее время (с 1 января 2015 года – даты введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. То есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ в статье 35 предусмотрены переходные положения.

В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ).

Данной нормой Закона, как следует из ее содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан – получателей социальных услуг – в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до 1 января 2015 года) с 1 января 2015 года предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на 31 декабря 2014 года, а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на 31 декабря 2014 года.

С учетом положений части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ обстоятельствами, имеющими значение для разрешения заявленного поставщиком социальных услуг иска об обязании гражданина (получателя социальных услуг) перечислять часть ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты предоставляемых социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, являются: установление наличия длящихся правоотношений между поставщиком и получателем социальных услуг (то есть существование таких правоотношений до 1 января 2015 года), размер платы и условия предоставления социальных услуг по состоянию на 31 декабря 2014 года, наличие или отсутствие превышения размера вновь установленного размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг относительно размера такой платы по состоянию на 31 декабря 2014 года, а также наличие или отсутствие ухудшения условий предоставления соответствующих социальных услуг по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.

В материалах дела имеется выданная 8 октября 2010 года департаментом социальной защиты населения Краснодарского края на имя Симоненко Т.М. путевки на перевод N 46/10-16.11-09 в Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов (в настоящее время – ГБУ СО Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов») (т. 1 л.д. 5), свидетельствующая о возникновении отношений между сторонами по делу задолго до 12 января 2015 года (даты, указанной в договоре о предоставлении социальных услуг), и копия договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от 14 октября 2010 года N 1445/3, заключенного Симоненко Т.М. с государственным учреждением социального обслуживания Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (т. 1 л.д. 79). По условиям этого договора, размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание, вносимой заказчиком, составлял 75 процентов от установленных пенсий Симоненко Т.М. (пункт 2.1 договора).

Таким образом, принимая во внимание, что правоотношения сторон являются длящимися, возникли до введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ и в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг, на основании заключенного между сторонами договора от 14 октября 2010 года, который является действующим, не расторгнут и не оспорен в установленном законом порядке, исходя из переходных положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ размер платы за предоставление социальных услуг Симоненко Т.М. в стационарной форме должен быть сохранен на условиях, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, то есть на условиях, определенных в договоре о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от 14 октября 2010 года.

При таком положении суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, следовательно, решение суда является законным и основания для его отмены отсутствуют.

Вывод суда согласуется с установленными по делу обстоятельствами, отвечает требованиям закона, подлежащего применению, основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и является верным.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.

Несогласие подателя жалобы с установленными судом фактическими обстоятельствами и оценкой доказательств по делу не может служить основанием для отмены правильного по существу судебного акта.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом первой инстанции верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░-░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-8049/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ГБУ СО КК "Ленинградский ДИПИ"
Ответчики
Симоненко Т.М.
Другие
Марьев Г.Ф.
Муцелан Б.Ф.
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Смирнов Евгений Александрович
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
08.02.2019Передача дела судье
14.03.2019Судебное заседание
09.04.2019Судебное заседание
08.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2019Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее