Дело № 2-2067/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2012 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г. Ижевска
под председательством судьи Суворовой В.Ю.
при секретаре Ханьжиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гомоюновой Людмилы Петровны, Мещеряковой Екатерины Андреевны, Зубаревой Татьяны Петровны, Юнусовой Гузяль Габбасовны к ООО «Удмуртские коммунальные системы», МУП г.Ижевска «Ижводоканал» о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Гомоюнова Л.П., Мещерякова Е.А., Зубарева Т.П., Юнусова Г.Г. обратились в суд с требованиями к ООО «Удмуртские коммунальные системы», МУП г. Ижевска «Ижводоканал» о защите прав потребителей. Свои требования мотивировали тем, что являются потребителями коммунальных услуг, в том числе услуг по отоплению, горячему, холодному водоснабжению.
-Дата- потребитель Юнусова Г.Г. обратилась в ООО «УКС» за предоставлением информации об объёмах тепловой энергии, полученной ООО «УКС» от ТГК-5 по ЦТП-6, об объёмах теплоэнергии, отпущенной с ЦТП-6, о допустимых величинах небаланса на ЦТП-6.
Информация Юнусовой Г.Г. в установленный законом срок ответчиком ООО «УКС» не предоставлена.
-Дата- и -Дата- потребители Мещерякова Е.А., Зубарева Т.П. обратились в МУП «Ижводоканал» и ООО «УКС» за предоставлением информации об объёмах фактического потребления тепловой энергии на отопление и ГВС, холодного водоснабжения.
Информация потребителям в установленный законом срок ответчиками не предоставлена.
-Дата- потребитель Гомоюнова Л.П. обратилась в ООО «УКС» за предоставлением информации об объёмах фактического потребления тепловой энергии за период с мая 2011 года по апрель 2012 года.
Информация Гомоюновой Л.П. в установленный законом срок ответчиком ООО «УКС» не предоставлена.
Ранее -Дата- Мещерякова Е.А. обращалась в МУП «Ижводоканал», последним были представлены сведения по дому с разбивкой по месяцам, но без разделения жилых и нежилых помещений.
Также истцы Мещерякова Е.А., Зубарева Т.П. -Дата- обращались за предоставлением информации в МАУ «ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска», Гомоюнова Л.П. обращалась -Дата- в ООО «Спектр». Информация управляющими организациями истцам не предоставлена.
Считают бездействие ООО «УКС» и МУП «Ижводоканал» по предоставлению информации потребителям Гомоюновой Л.П., Мещеряковой Е.А., Зубаревой Т.П., Юнусовой Г.Г. неправомерными, нарушающими порядок, установленный законодателем.
В соответствии с п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (Постановление Правительства РФ от -Дата- №) и Законом РФ «О защите прав потребителей» именно гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, является потребителем.
В соответствии со ст.29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать информацию любым законным способом.
В соответствии с п.2 Стандарта раскрытия информации организациями коммунального комплекса (утв. постановлением Правительства РФ от -Дата- №) под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели получения указанной информации.
В соответствии с пунктами 63-67 Стандарта, определяющими порядок раскрытия информации по письменным запросам потребителей, граждане имеют право получить информацию в срок не позднее 20 календарных дней со дня поступления запроса.
Потребители Гомоюнова, Мещерякова, Зубарева обращались в управляющие организации ООО «Спектр» и МАУ «ГЖУ» за предоставлением указанной информации. Информация не предоставлена.
Предусмотрев такие ситуации, государство предоставило потребителям право получить информацию любым другим незапрещённым способом, в данном случае право на обращение с запросом непосредственно в регулируемые организации.
Действиями (бездействием) ответчика существенно нарушаются права и законные интересы истцов, как потребителей коммунальных услуг, на получение достоверной информации, нарушается конституционное право граждан на свободный поиск и получение информации любым законным способом.
Неправомерными действиями (бездействием) ответчика истцам причиняется моральный вред. Они чувствуют себя беспомощными перед правовым нигилизмом ответчиков, беспомощными в реализации своих неотъемлемых прав, униженными неуважением к себе. Они теряют уважение к себе, уважение к Закону. Истцы стали мнительными, подозрительными: если так ревностно охраняется информация об объёмах потребления теплоэнергии и воды (оплаченной ими), то каковы масштабы сокрытых объёмов, каковы масштабы неосновательного обогащения, масштабы переплаты потребителями денежных средств за теплоэнергию и холодную воду. У них возникает неприятное подозрение в наличии сговора между ООО «УКС», МУП «Ижводоканал» и управляющими организациями по сокрытию информации, имеющего признаки коррупции. Истцов унижает такая позиция ответчика ООО «УКС», им неприятно осознавать занижение, непринятие статуса граждан - потребителей. Истцам неприятно осознавать всю тщетность, неэффективность усилий, предпринимаемых государством в целях защиты прав потребителей, пока существуют такие регулируемые организации, как ООО «УКС», МУП «Ижводоканал».
Просят признать бездействие ООО «УКС» по предоставлению информации потребителю Юнусовой Г.Г. по запросу от -Дата-, потребителям Мещеряковой Е.А., Зубаревой Т.П. по запросу от -Дата-, потребителю Гомоюновой Л.П. по запросу от -Дата- в установленный законом срок и вплоть до обращения в суд неправомерным, существенно нарушающим права и законные интересы Юнусовой Г.Г., Мещеряковой Е.А., Зубаревой Т.П., Гомоюновой Л.П., причиняющим им моральный вред.
Признать бездействие МУП «Ижводоканал» по предоставлению информации потребителям Мещеряковой Е.А., Зубаревой Т.П. по запросу от -Дата- в установленный законам срок и вплоть до обращения в суд неправомерным, существенно нарушающим права и законные интересы Мещеряковой Е.А., Зубаревой Т.П., причиняющим им моральный вред.
Обязать ООО «УКС» устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и законных интересов потребителей Юнусовой Г.Г., Мещеряковой Е.А., Зубаревой Т.П., Гомоюновой Л.П. немедленным всесторонним и объективным рассмотрением по существу запроса потребителя Юнусовой от -Дата-, запроса потребителей - Мещеряковой Е.А., Зубаревой Т.П. от -Дата-, запроса потребителя Гомоюновой Л.П. от -Дата- и предоставлением потребителям полной, достоверной информации по существу всех вопросов, поставленных в обращениях.
Обязать МУП «Ижводоканал» устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и законных интересов потребителей Мещеряковой Е.А., Зубаревой Т.П. немедленным всесторонним и объективным рассмотрением по существу запроса потребителей Мещеряковой Е.А., Зубаревой Т.П. от -Дата- и предоставлением потребителям полной, достоверной информации по существу всех вопросов, поставленных в обращении.
Взыскать с ООО «УКС» денежную компенсацию причинённого истцам морального вреда в следующих размерах: Гомоюновой Л.П. - <данные изъяты>, Мещеряковой Е.А. - <данные изъяты>, Зубаревой Т.П. – <данные изъяты>, Юнусовой Г.Г. - <данные изъяты>.
Взыскать с МУП «Ижводоканал» денежную компенсацию причинённого истцам морального вреда в следующих размерах: Мещеряковой Е. А. - <данные изъяты>, Зубаревой Т.П. - <данные изъяты>.
Определением Индустриального районного суда г.Ижевска от -Дата- производство по делу в части исковых требований истцов Мещеряковой Е.А. и Зубаревой Т.П. о возложении обязанности на МУП «Ижводоканал» устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и законных интересов потребителей Мещеряковой Е.А., Зубаревой Т.П. немедленным всесторонним и объективным рассмотрением по существу запроса потребителей Мещеряковой Е.А., Зубаревой Т.П. от -Дата- и предоставлением потребителям полной, достоверной информации по существу всех вопросов, поставленных в обращении, прекращено в связи с отказом от иска в данной части и принятия его судом.
В судебное заседание истцы Гомоюнова Л.П., Мещерякова Е.А., Зубарева Т.П., Юнусова Г.Г., представители третьих лиц ООО «Спектр», МАУ «ГЖУ – УК в ЖКХ г. Ижевска» не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Ранее истцы представили суду заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Ранее при рассмотрении дела истцы Гомоюнова Л.П. и Юнусова Г.Г. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика МУП г.Ижевска «Ижводоканал»Мерзлякова М.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала ранее представленные возражения на исковое заявление, согласно которым МУП г.Ижевска «Ижводоканал» предоставлена квалифицированная информация согласно письменным запросам жителей многоквартирных домов и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от -Дата- № «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии». Согласно стандартам раскрытия информации в сфере холодного водоснабжения, информация, подлежащая раскрытию, ограничивается закрытым перечнем и не предусматривает исключений и расширительного толкования. Гражданки Гомоюнова Л.П., Мещерякова Е.А., Зубарева Т.П., Юнусова Г.Г. запросили информацию об объемах потребленной воды по многоквартирным жилым домам за период с 2008 - 2011г.г, данная информация, как подлежащая раскрытию в соответствии с стандартом, направлена истцам, как жительницам домов по адресам, указанным в запросах (почтовыми письмами). Запрашиваемая информация об актах ввода в эксплуатацию приборов учета МКД и показаний таких приборов выходит за рамки вышеназванного стандарта. Также утвержденный стандарт не предусматривает разбивку общего объема потребленной воды на жилые и нежилые помещения. Более того, формулировка стандарта подразумевает раскрытие информации лишь по общим объемам отпущенной воды всем потребителям, не разделяя при этом потребителей на жителей МКД и юридических лиц.
Вместе с тем, считает необходимым отметить, что истцы, требуя взыскания денежной компенсации причиненного морального вреда, не являются даже подписантами заявления от -Дата-. Невозможно испытывать личные моральные страдания от ответчика МУП г.Ижевска «Ижводоканал», если истцами даже не подписано лично указанное заявление. Моральные страдания можно испытывать только лично. Истцы не имеют физических недостатков, которые не позволяли бы им лично составить и подписать заявление такого рода.
Истцы вопреки правилам ст.10 ГК РФ злоупотребляют как своим правом на получение информации от регулируемых организаций, так и правом на взыскание морального вреда. О злоупотреблении правом в частности свидетельствуют запросы информации в их совокупности. Так истец Мещерякова Е.А.(письмо вх. № от -Дата-) просит предоставить объемы потребления XВ жильцами МКД за перио....г. с разбивкой по месяцам. Ответом № от -Дата- предоставляется этому истцу запрашиваемая информация. Затем письмом вх. № от -Дата- Мещерякова Е.А. опять запрашивает объем потребления (теперь уже в виде ежемесячных показаний водосчетчиков, хотя они сами показания счетчиков не снимают, а получают показания от управляющих компаний). И это притом, что в феврале они уже предоставляли информацию за этот период. Тем не менее, письмом № от -Дата- истцу повторно направляется эта информация. В третий раз истец Мещерякова Е.А совместно с истцом Зубаревой Т.П. (по тому же адресу на получение информации) опять запрашивают информацию по периодам: 2008г., 2009г., 2010г., 2011г. - несмотря на ранее предоставленную им информацию. И в третий раз, письмом № от -Дата- они вынуждены направлять ответ на запрашиваемую информацию. При таких ответах на просьбы о предоставлении информации они не могли нанести истцам моральный ущерб. Теперь стало очевидно, что истцы изначально преследовали цели далеко не для получения информации как таковой или использования её, например, в отстаивании своих интересов в управляющей МКД компании. Цели были явно корыстные.
В судебном заседании представители ответчика ООО «Удмуртские коммунальные системы» Невоструев А.С., Нилова В.В., действующие на основании доверенности, исковые требования не признали, поддержали ранее представленные возражения на исковое заявление, согласно которым в соответствии с Федеральным законом от -Дата- № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под потребителем тепловой энергии понимается лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках, либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления. Исходя из вышеизложенного, потребителем услуг по теплоснабжению может быть как физическое, так и юридическое лицо. В свою очередь, согласно п.1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от -Дата- № Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность и др. Пункт 3 вышеуказанных Правил устанавливает, что под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо (в том числе управляющая организация) независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Кроме того, Правила выделяют отдельно понятие «ресурсоснабжающая организация», под которой понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Таким образом, действующее законодательство выделяет следующую схему договорных отношений в сфере оказания коммунальных услуг:
- договор оказания коммунальных услуг - заключается между потребителем и Исполнителем (управляющей организацией);
- договор энергоснабжения - который может быть заключен между Исполнителем (управляющей организацией) и регулируемой (ресурсоснабжающей) организацией.
Следует заметить, что в двух случаях регулируемые организации могут вступать в непосредственные договорные отношения с потребителями:
1) если собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников было выбрано непосредственное управление в качестве способа управления многоквартирным домом.
2) если потребителем является собственник жилого дома, который не имеет заключенного с тем или иным исполнителем (управляющей организацией) договора оказания коммунальных услуг.
Согласно Письму Министерства регионального развития РФ от 20 марта 2007 г. № 4989-СК/07 «О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. №307» исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома.
В случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
Поскольку в многоквартирных жилых домах, в которых проживают истцы, в качестве способа управления выбраны управляющие организации, то субъектом предоставления информации по письменным запросам потребителей о количестве потребленного ресурса по многоквартирному жилому дому является именно управляющая организация, а не регулируемая организация (ООО «УКС»).
Согласно п. 2 Стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 года № 1140 (далее по тексту - Стандарты), под раскрытием информации в данном документе понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели получения указанной информации.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Стандартов регулируемыми организациями информация раскрывается путем опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) регулируемой организации, и (или) на официальном сайте в сети Интернет органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), уполномоченного осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации, и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями вышеуказанного стандарта ООО «Удмуртские коммунальные системы» в полном объеме раскрывает необходимую информацию путем размещения на официальном сайте www.udmks.ru в разделе «Раскрытие информации», а также путем направления специальных форм, утвержденных РЭК УР.
Кроме того, согласно пункту 10 Стандартов Перечень информации, подлежащей раскрытию, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Стандартов регулируемыми организациями информация раскрывается, в том числе, путем предоставления информации на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций.
Поскольку граждане-собственники помещений в многоквартирных жилых домах не являются потребителями товаров и услуг регулируемых организаций с позиции вышеуказанных стандартов, то ООО «УКС» правомерно отказал истцам в запрашиваемой информации.
Согласно заключенным договорам теплоснабжения, его сторонами являются юридические лица, осуществляющие коммерческую деятельность: ресурсоснабжающая организация (ООО «УКС») и управляющая организация (исполнитель коммунальных услуг). Предметом договора теплоснабжения является купля-продажа коммунальных ресурсов, тепловой энергии и горячей воды, используемых для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 49 п.п. «в» Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям. Постановление Правительства № 307 от 23.05.2006 г. «О правилах предоставления коммунальных услуг гражданам» различает два понятия - «коммунальная услуга» (деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях) и «коммунальный ресурс» (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемое для предоставления коммунальных услуг).
Исходя из вышеизложенного, необходимо рассматривать отношения между ресурсоснабжающими организациями - управляющими организациями и управляющими организациями - потребителями коммунальных услуг (гражданам) отдельно. В первой ситуации отношения строятся на договорах купли-продажи соответствующих видов, ресурсов, а во втором случае отношения могут выстраиваться в рамках договора управления многоквартирным жилым домом, предусмотренным ст. 162 Жилищного кодекса РФ.
Жилищный кодекс РФ, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам регулируют отношения между гражданами - потребителями коммунальных услуг и управляющими организациями -исполнителями коммунальных услуг, возникающие в связи с предоставлением коммунальных услуг. Отношения между ресурсоснабжающей организацией и управляющими организациями - исполнителями коммунальных услуг регулируются Гражданским кодексом РФ и иными нормативными актами, регламентирующими отношения по энергоснабжению.
В силу п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвовавших в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Оказание гражданам, использующим коммунальные услуги для личных, семейных, домашних иных нужд, услуг по горячему водоснабжению не является видом уставной деятельности ООО «УКС».
Согласно Разъяснениям «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», утвержденных Приказом ГАК РФ от 20 мая 1998 г. № 160, в тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений помимо норм Гражданского кодекса Российской Федерации регулируются и специальными законами Российской Федерации (например, договоры перевозки, энергоснабжения), к отношениям с участием потребителей, вытекающим из таких договоров, Закон «О защите прав потребителей» может применяться в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и специальному закону.
Исходя из норм действующего гражданского законодательства, регулирующего отношения по энергоснабжению, с учетом Разъяснений ГАК РФ, изложенных в приказе от 20.05.1998г. № 160, следует вывод, что нормы Закона «О защите прав потребителей» и принятых в соответствии с ним иных правовых актов в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации, применяются к отношениям по энергоснабжению между энергоснабжающими организациями и абонентами-гражданами.
Следовательно, к рассматриваемым отношениям, ввиду отсутствия у ООО «УКС» потребителей, избравших в качестве способа управления многоквартирным жилым домом непосредственное управление, нормы Жилищного кодекса РФ, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам и Закон о защите прав потребителей не применимы.
Пункт 7 Правил предоставления коммунальных услуг устанавливает, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном жилом доме договора управления, заключенного с исполнителем коммунальных услуг, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, тепловой энергии непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи горячей воды и тепловой энергии на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.
В письме Министерства регионального развития РФ от 20.03.2007 №4967-СК/07, содержащем в соответствии с п.6 Постановления №307 от 23.05.2006 разъяснения по применению п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг, указано, что в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы (отношения ресурсоснабжения), ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим и качество подачи горячей воды и тепловой энергии на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения.
Исходя из вышеизложенного, граждане, проживающие в многоквартирном жилом доме, получают от управляющих организаций коммунальную услугу (теплоснабжение, горячее водоснабжение). Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую информацию об услуге.
Ресурсоснабжающая организация предоставляет управляющей компании полную и достоверную информацию о товаре. В свою очередь, управляющая компания обязана предоставлять полную и достоверную информацию потребителю о коммунальной услуге в установленном законом порядке.
Исходя из положений статьи 10 Закона о защите прав потребителей в отношении тепловой энергии как товара установлен специальный перечень и способы раскрытия информации до потребителя - а именно Стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии», утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 года № 1140 (далее – Стандарты № 1140).
ООО «УКС» предоставило соответствующую информацию о тепловой энергии как о товаре путем раскрытия информации в полном объеме путем размещения на Интернет-сайте ООО «УКС». Информацияоб объеме тепловой энергии, поставленной на многоквартирный жилой дом и иные разъясняющие эту информацию данные, не относится к перечню информации, подлежащей обязательному раскрытию.
В отношении предоставления такого специфического товара, как тепловая энергия, действуют специальные правовые нормы (закон о теплоснабжении, стандарты раскрытия информации для организаций коммунального комплекса), которые не обязывают теплоснабжающие организации отвечать на письменные запросы граждан о количестве тепловой энергии, поставленной на многоквартирный жилой дом.
Также доказательств наличия необходимой совокупности условий для возложения на ответчика обязанности по компенсации морального вреда, истцами суду не представлено, кроме того, истцами не представлено доказательств, подтверждающих обстоятельства, которые по своей сути подпадают под признаки нравственных и физических страданий. Кроме того, в действиях ответчика отсутствует вина, поскольку ответчик не является субъектом предоставления информации, указанной в исковом заявлении. Истцы имеют возможность обратиться за получением заявленной информации в свою управляющую компанию.
Суд, исследовав обстоятельства дела, выслушав объяснения участников судебного заседания, изучив материалы дела, считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.
-Дата- потребитель Юнусова Г.Г. обратилась в ООО «УКС» за предоставлением информации об объёмах тепловой энергии, полученной ООО «УКС» от ТГК-5 по ЦТП-6, об объёмах теплоэнергии, отпущенной с ЦТП-6, о допустимых величинах небаланса на ЦТП-6.
Информация Юнусовой Г.Г. ответчиком ООО «УКС» не предоставлена.
-Дата- и -Дата- потребители Мещерякова Е.А., Зубарева Т.П. обратились в МУП «Ижводоканал» и ООО «УКС» за предоставлением информации об объёмах фактического потребления тепловой энергии на отопление и ГВС, холодного водоснабжения.
Информация потребителям в установленный законом срок ответчиками не предоставлена.
-Дата- потребитель Гомоюнова Л.П. обратилась в ООО «УКС» за предоставлением информации об объёмах фактического потребления тепловой энергии за период с мая 2011 года по апрель 2012 года.
Информация Гомоюновой ответчиком ООО «УКС» не предоставлена.
Ранее -Дата- Мещерякова Е.А. обращалась в МУП «Ижводоканал», последним были представлены сведения по дому с разбивкой по месяцам, но без разделения жилых и нежилых помещений.
Также истцы Мещерякова Е.А., Зубарева Т.П. -Дата- обращались за предоставлением подобной информации в МАУ «ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска», Гомоюнова Л.П. обращалась -Дата- в ООО «Спектр». Информация управляющими организациями истцам не предоставлена.
Согласно ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (п. 1). Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;
цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;
информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом (п.2).
В соответствии с п.44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (статья 12).
При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 10).
На основании ст.ст. 3, 3.1 Федерального закона РФ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 г. № 1140 утверждены Стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения (далее Стандарты).
При этом под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели получения указанной информации.
Предоставление указанной информации в соответствии с п.п. «в» п.3 Стандартов осуществляется, в том числе, и на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций.
Согласно вышеназванному Постановлению Правительства РФ Стандарты раскрытия информации (по видам деятельности организаций коммунального комплекса) включают в себя:
1) стандарты раскрытия информации в сфере теплоснабжения;
2) стандарты раскрытия информации в сфере горячего водоснабжения;
3) стандарты раскрытия информации в сфере холодного водоснабжения;
4) стандарты раскрытия информации в сфере водоотведения и (или) очистки сточных вод;
5) стандарты раскрытия информации в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
При этом следует отметить, что перечень информации, подлежащий раскрытию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 г. № 1140, является исчерпывающим.
В соответствии с п.11 Стандартов в сфере теплоснабжения и сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии раскрытию подлежит информация:
а) о ценах (тарифах) на регулируемые товары и услуги и надбавках к этим ценам (тарифам);
б) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности);
в) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемых организаций и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества;
г) об инвестиционных программах и отчетах об их реализации;
д) о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам регулируемых организаций, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение к системе теплоснабжения;
е) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг;
ж) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе теплоснабжения.
При этом в соответствии п.14 (п.п. «м») Стандартов установлено, что информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности), содержит, в том числе, сведения об объеме тепловой энергии, отпускаемой потребителям, в том числе об объемах, отпущенных по приборам учета и по нормативам потребления (расчетным методом) (тыс. Гкал).
В соответствии с п.22 Стандартов в сфере горячего водоснабжения раскрытию подлежит информация:
а) о ценах (тарифах) на регулируемые товары и услуги и надбавках к этим ценам (тарифам);
б) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности);
в) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемых организаций и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества;
г) об инвестиционных программах и отчетах об их реализации;
д) о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам регулируемых организаций, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение к системе горячего водоснабжения;
е) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг;
ж) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе горячего водоснабжения.
При этом в соответствии с п. 25 (п.п. «з-н») Стандартов информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности), в том числе содержит, об объеме покупаемой холодной воды, используемой для горячего водоснабжения (тыс. куб. м); об объеме холодной воды, получаемой с применением собственных источников водозабора (скважин) и используемой для горячего водоснабжения; об объеме покупаемой тепловой энергии (мощности), используемой для горячего водоснабжения (тыс. Гкал (Гкал/ч)); об объеме тепловой энергии, производимой с применением собственных источников и используемой для горячего водоснабжения (тыс. Гкал); об объеме отпущенной потребителям тепловой энергии (тыс. Гкал); о потерях воды в сетях (процентов).
В соответствии с п.33. Стандартов в сфере холодного водоснабжения раскрытию подлежит информация:
а) о ценах (тарифах) на регулируемые товары и услуги и надбавках к этим ценам (тарифам);
б) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности);
в) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемых организаций и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества;
г) об инвестиционных программах и отчетах об их реализации;
д) о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам регулируемых организаций, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение к системе холодного водоснабжения;
е) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг;
ж) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе холодного водоснабжения.
При этом, в соответствии с п. 36 (п.п. «л») Стандартов информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности), содержит, в том числе, сведения об объеме отпущенной потребителям воды, включая объемы, отпущенные по приборам учета и по нормативам потребления (расчетным методом) (тыс. куб. м);
Предоставление информации организацией коммунального комплекса осуществляется в письменной форме посредством направления в адрес потребителя почтового отправления, либо выдачей лично потребителю по месту нахождения регулируемой организации не позднее 20 календарных дней со дня поступления запроса, либо направлением раскрываемую в соответствии с настоящим документом информации в адрес потребителя согласно избранному потребителем способу получения информации (пп. 64, 67 Стандарта).
Учитывая, что истцы Гомоюнова Л.П., Юнусова Г.Г., Мещерякова Е.А., Зубарева Т.П. являются непосредственными (конечными) потребителями услуг ООО «Удмуртские коммунальные системы» и МУП «Ижводоканал», как собственники жилых помещений, они имеют право на получение информации в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения в многоквартирные дома, в которых они проживают, в пределах, указанных в выше обозначенных Стандартах.
Цели Стандартов раскрытия информации организаций коммунального комплекса сводятся к обеспечению публичности при ценообразовании тарифов организаций коммунального комплекса.
В тоже время, из анализа указанных выше норм Стандартов, суд приходит к выводу, что, материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, не обязывает ответчиков предоставлять истцам информацию, не содержащуюся в перечне, установленном в Стандартах.
Так, указывая на необходимость раскрытия информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, в том числе в части объемов, отпущенных потребителям регулируемых услуг, законодатель при этом не возлагает обязанность на указанных субъектов по предоставлению информации об объемах и порядке отпускаемых ресурсов по отдельным многоквартирным домам, указывая на необходимость раскрытия общих показателей деятельности ресурсоснабжающих организаций.
Перечень информации, подлежащий доведению до потребителей, указанный в ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», также не содержит указаний на обязательность предоставления информации об услугах в объеме, который запрашивался истцами.
Таким образом, информацияоб объеме отпускаемых ресурсов, поставленной на многоквартирный жилой дом, и иные разъясняющие эту информацию данные, не относится к перечню информации, подлежащей обязательному раскрытию в соответствии со Стандартами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от -Дата- №.
В связи чем, требования истцов о возложении на ответчиков обязанности по предоставлению информации по рассматриваемым в рамках настоящего гражданского дела запросам потребителей Гомоюновой Л.П., Юнусовой Г.Г., Мещеряковой Е.А., Зубаревой Т.П. необоснованны и не подлежат удовлетворению.
В свою очередь, судом отмечается, что требования к доведению информации об оказываемых коммунальных услугах до потребителя содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. № 307 (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 указанных Правил, их действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно п. 3 Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Согласно п. 51 Правил потребитель имеет право, в частности, получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты (п.п. «г»).
В соответствии с ч. 2 ст. 165 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Стандарт устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
В соответствии с п.2 Стандарта под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Согласно п.5 п.п. «г» Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, управляющими организациями информация раскрывается, в том числе, путем предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Таким образом, суд приходит к выводу о возможности истребования запрашиваемой информации у управляющих организаций, в договорных отношениях с которыми состоят истцы. Факт не предоставления информации управляющими организациями не может служить основанием для возложения данной обязанности на иных лиц, если законом такая обязанность не предусмотрена.
Поскольку факт нарушения со стороны ответчиков прав истцов, как потребителей, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу о необоснованности требований о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда. В связи с чем, исковые требования в данной части также не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Гомоюновой Людмилы Петровны, Мещеряковой Екатерины Андреевны, Зубаревой Татьяны Петровны, Юнусовой Гузяль Габбасовны к ООО «Удмуртские коммунальные системы», МУП г. Ижевска «Ижводоканал» о защите прав потребителей - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 03 октября 2012 года.
Судья В.Ю. Суворова