Дело № 2а-341/2021 77RS0008-02-2021-005396-22
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 ноября 2021 года адрес
Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 10 января 2022 года.
Зеленоградский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Большаковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Кононенко П.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-341/2021 по административному иску Смирнова ... к Призывной комиссии адрес, Объединенному военному комиссариату адрес, Военному комиссариату адрес, Призывной комиссии адрес о признании незаконным и отмене решения комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Смирнов А.Д. (административный истец) обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии адрес , объединенному военному комиссариату адрес, Военному комиссариату адрес, Призывной комиссии адрес о признании незаконным и отмене решения комиссии, указав, что он состоит на воинском учете в Объединённом военном комиссариате адрес. Призывной комиссией адрес протокол №1/5 1/1 от 15.04.2021 года в отношении истца было вынесено заключение о том, что истец не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Оспариваемое заключение нарушает право истца на получение военного билета является незаконным и необоснованным по следующим основаниям: весной 2020 года истцу наступило 27 лет, весной 2021 года в отношении истца была проведена медицинская и призывная комиссия по заключению, где был поставлен вопрос имелись ли у него законные основания не проходить военную службу по призыву. По результатам медицинской комиссии истцу была установлена категория годности В - ограниченно годен к военной службе, согласно п. «в» ст. 58 Расписания болезней. Но заключением призывной комиссии адрес адрес истец был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законным оснований. В виду того, что по результатам медицинского освидетельствования врачи-специалисты установили истцу категорию годности В - ограниченно годен к военной службе, а призывной комиссией адрес принято решение об освобождении от призыва на военную службу и о зачислении истца в запас, что подтверждается выпиской из протокола заседания призывной комиссии, то у истца имелись законные основания не проходить военную службу по призыву ввиду того, что по состоянию здоровья в соответствии со ст. 23 п.1 настоящего федерального закона он должен был быть освобождён от призыва на военную службу и отправлен в запас. Кроме того, от призыва на военную службу истец не уклонялся, являлся по всем вызовам и всем повесткам в военный комиссариат. До 31.08.2017 года у истца имелась отсрочка от призыва по обучению: он закончил очное обучение бакалавриат, очное обучение магистратура. В осеннем призыве 2017 года, истец работал педагогическим работником и не подлежал призыву в соответствии с законом. В весеннем призыве 2018 года по повестке истец пришел в военный комиссариат, где ему провели медицинскую комиссию, призывную комиссию и по результату призывных мероприятий признали годным к военной службе. Решение призывной комиссии было обжаловано в призывную комиссию адрес. На контрольное медицинское освидетельствование в военный комиссариат адрес истец вызван не был. Повестки на контрольное медицинское освидетельствование истец не получал, осенью 2018 года истец не подлежал призыву по той же причине - работал педагогическим работником. Весной 2019 года истец был направлен на дополнительное обследование. Осенью 2019 года истец не подлежал призыву - работал педагогическим работником. Весной 2020 года снова был направлен на обследование, прошел обследование с диагнозом язва 12-ти перстной кишки, на медицинской комиссии была установлена категория годности В - ограниченно годен к военной службе. На основании вышеизложенного, административный истец просит признать незаконным и отменить заключение призывной комиссии адрес и обязать призывную комиссию адрес выдать истцу военный билет.
По делу в качестве административного ответчика привлечен Военный комиссар военного комиссариата адрес, Мерзликин Е.И., в качестве заинтересованного лица привлечен Ломакин В.И.
В судебное заседании административный истец, его представитель явились, исковые требования поддержали в полном объеме.
Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены.
Заинтересованное лицо Ломакин В.И. в судебное заседание явился, с заявленным иском не согласился, утверждая, что истец уклонялся от явки по повесткам для прохождения мероприятий по призыву граждан на службу, представив на обозрение суда личное дело призывника, в ходе судебных заседаний пояснял, что отсрочка от службы окончилась в 2017 году, истец по повестке не прибыл, по больничному листу, после сам не явился, законных оснований не проходить военную службу истец не имел.
Выслушав показания явившихся лиц, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что административный истец Смирнов А.Д., паспортные данные, зарегистрирован по месту жительства по адресу: адрес, состоял на воинском учете, как лицо подлежащее призыву на военную службу, в военном комиссариате адрес, что не оспаривали стороны в судебном заседании. В период с 21 июня 2011 года по 2017 год обучался в ГБОУ ВПО «МГПУ», имел на указанный период отсрочку от призыва.
31.05.2018 года Смирнов А.Д. призван на военную службу.
Призывной комиссией адрес протоколом №1/5 1/1 от 15.04.2021 года в отношении истца было вынесено заключение о том, что истец не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного Закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Кроме того, в силу положений статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации. При этом названной статьей определены исключения из общего правила, устанавливающего периоды призыва на военную службу, в том числе для граждан, являющихся педагогическими работниками образовательных организаций, которые призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля (подпункт "в" пункта 1).
Законоположения, дифференцирующие сроки призыва на военную службу определенных ими категорий граждан, в том числе граждан, являющихся педагогическими работниками образовательных организаций, обязательны для ответственных за организацию призыва на военную службу органов и должностных лиц, которые, соответственно, должны организовать и провести призывные мероприятия в отношении каждой категории граждан, указанных в пункте 1 статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в установленные для нее законом сроки.
Действующее законодательство не предусматривает возможность призыва на военную службу для граждан, являющихся педагогическими работниками образовательных организаций, с 1 октября по 31 декабря (осенний призыв).
Из материалов дела следует, что с 2016 года по настоящее время Смирнов А.Д. состоит в трудовых отношениях с ГБОУ адрес «Школа «Содружество» в должности учителя.
Таким образом, в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Смирнов А.Д., являясь педагогическим работником, не подлежал призыву на военную службу в период осеннего призыва с 2017 года после окончания срока действия отсрочки.
Исследовав материалы личного дела призывника, суд установил, в личном деле истца имеются сведения о его месте жительства, мести и времени обучении, сведения о трудоустройстве, однако отсутствуют сведения, достоверно указывающие на уклонение призывника от прохождения военной службы, не представлены суду рапорта должностных лиц об уклонении истца от получения повесток, нет сведений о решении вопроса о привлечении административного истца ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с неявкой без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Материалы личного дела истца не содержат достоверных сведений о том, что в период с 2017 года в отношении истца осуществлялись надлежащие мероприятия, связанные с его призывом на военную службу, и что истец уклонялся от получения повесток, отказывался от явки в отдел военного комиссариата, либо иным образом препятствовал осуществлению в отношении его мероприятий по призыву на военную службу, в связи с чем оснований для принятия в отношении него решения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, у призывной комиссии адрес не имелось, а оспариваемое решение является необоснованным и незаконным.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Положениями статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: 1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом; 2) сведения, указанные в пунктах 4 и 5 части 6 статьи 180 настоящего Кодекса; 3) сведения по вопросам, разрешенным судом на основании конкретных обстоятельств административного дела, включая отмену или сохранение мер предварительной защиты по административному иску; 4) указание на необходимость опубликования решения суда в определенном официальном печатном издании в установленный судом срок.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что после прекращения действия предоставленной отсрочки от призыва на военную службу – лето 2017 года, мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении административного истца не проводились, у призывной комиссии отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения, в связи с чем, требования административного истца к Призывной комиссии адрес, Объединенному военному комиссариату адрес, Военному комиссариату адрес, Призывной комиссии адрес подлежат удовлетворению. Решение Призывной комиссии адрес от 15 апреля 2021 года о признании Смирнова ... не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, подлежит признанию незаконным, при этом, суд находит необходимым обязать призывную комиссию адрес в установленном Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядке рассмотреть вопрос о выдаче Смирнову ... военного билета.
Руководствуясь Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» ст.ст.175-180,227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
административное исковое требование Смирнова ... к Призывной комиссии адрес, Объединенному военному комиссариату адрес, Военному комиссариату адрес, Призывной комиссии адрес о признании незаконным и отмене решения комиссии удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Призывной комиссии адрес от 15 апреля 2021 года о признании Смирнова ... не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Обязать призывную комиссию адрес в установленном Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядке рассмотреть вопрос о выдаче Смирнову ... военного билета.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Зеленоградский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Большакова