Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-720/2016 от 31.08.2016

Мировой судья – Львова О.А. Дело №5-388/2016-12-720/2016

РЕШЕНИЕ

27 октября 2016 года Великий Новгород

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Ящихина В.В. (по адресу: Великий Новгород, ул.Октябрьская, д.15), с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ООО «Новкоммунсервис» Калугиной А.Н., государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Новгородской области Стрючковой О.В., представителей Управления Росприроднадзора по Новгородской области Стрюкова А.В., Вишняк Н.А.,

рассмотрев в порядке пересмотра жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Новгородской области Стрючковой О.В. на постановление мирового судьи судебного участка №35 Новгородского судебного района Новгородской области от 19 июля 2016 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении

Общества с ограниченной ответственностью «Новкоммунсервис», юридический адрес: Великий Новгород, ул.Большая Санкт-Петербургская, д.21, ИНН , ОГРН , дата регистрации – 30 ноября 2005 года,

прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения,

установил:

24 июня 2016 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Новгородской области, ведущим специалистом-экспертом отдела надзора за водными и земельными ресурсами, надзора в сфере охоты, за особо охраняемыми природными территориями и разрешительной деятельности, геологического надзора и охраны недр Управления Росприроднадзора по Новгородской области Стрючковой О.В. в отношении юридического лица ООО «Новкоммунсервис» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, за невыполнение предписания Управления Росприроднадзора по Новгородской области от 30 ноября 2015 года , срок исполнения которого истек 13 мая 2016 года.

По делу вынесено вышеуказанное постановление.

В поданной в Новгородский районный суд жалобе в порядке пересмотра должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Стрючкова О.В. просит об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение, указывая, что выводы мирового судьи о неправомерности выдачи юридическому лицу по результатам одной проверки нескольких предписаний по каждому нарушению не соответствуют нормам действующего законодательства.

Срок на обжалование постановления заявителем не пропущен.

В судебном заседании государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Новгородской области Стрючкова О.В., представители Управления Росприроднадзора по Новгородской области Стрюков А.В. и Вишняк Н.А. поддержали жалобу по изложенным в ней доводам, пояснив при этом, что с учетом характера выявленных нарушения выдача юридическому лицу одного предписания являлась нецелесообразным, поскольку допущенные ООО «Новкоммунсервис» нарушения в области охраны окружающей среды носили разноплановый характер и на устранение некоторых из них требовался значительный период времени.

Защитник ООО «Новкоммунсервис» Калугина А.Н. полагала, что жалоба не подлежит удовлетворению по мотивам, приведенным в письменном отзыве на жалобу, указав, что мировым судьей вынесено законное и обоснованное постановление.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объективной стороной правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является невыполнение в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом.

Таким образом, административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении в установленный срок предписания как самостоятельного ненормативного правового акта.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по Новгородской области от 20 октября 2015 года в период с 01 ноября по 30 ноября 2016 года должностными лицами указанного органа государственного контроля (надзора) проведена плановая выездная проверка в отношении ООО Новкоммунсервис» на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды.

По результатам проведенной проверки составлен акт от 30 ноября 2015 года, в котором указано на выявленные нарушения обязательных требований в деятельности юридического лица.

Как установлено судьей при рассмотрении настоящей жалобы, на основании вышеуказанного акта проверки должностными лицами Управления Росприроднадзора по Новгородской области 30 ноября 2015 года ООО «Новкоммунсервис» выдано несколько предписаний об устранении выявленных в результате проверки нарушений законодательства РФ в области природопользования и охраны окружающей среды, а именно:

- предписание , в соответствии с которым Общество должно организовать в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества в соответствии с требованиями водного законодательства РФ. Срок исполнения установлен до 07 апреля 2016 года;

- предписание , в соответствии с которым Общество должно принять меры по соблюдению пункта 2.3.12 условий использования водного объекта (ручья без названия) Решения о предоставлении водного объекта в пользование рег. от 19.10.2015 «максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах по выпуску не должно превышать значений показателей, установленных в нормативах допустимых сбросов (далее -НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих в водный объект со сточными водами, от 27.05.2014 года, утвержденных отделом водных ресурсов по Новгородской области Невско-Ладожского бассейнового водного управления на срок до 26.05.2015, рег.». Срок исполнения установлен до 20 июля 2016 года;

- предписание , в соответствии с которым Общество должно принять меры по соблюдению пункта 2.3.12 условий использования водного объекта (реки Вишера) Решения о предоставлении водного объекта в пользование рег. от 19.10.2015 «максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах не должно превышать значений показателей, установленных в НДС веществ и микроорганизмов, поступающих в водный объект со сточными водами, утвержденных отделом водных ресурсов по Новгородской области Невско-Ладожского бассейнового водного управления на срок до 26.05.2015, рег. (выпуск ), рег. (выпуск )». Срок исполнения установлен до 20 июля 2016 года;

- предписание , в соответствии с которым Общество должно принять меры по соблюдению пункта 2.3.12 условий использования водного объекта (реки Волхов) Решений о предоставлении водного объекта в пользование рег. от 08.10.2015 и рег. от 08.10.2015 «максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах не должно превышать допустимого содержания загрязняющих веществ, установленного в НДС вредных веществ от 27.05.2014, утвержденных отделом водных ресурсов по Новгородской области Невско-Ладожского бассейнового водного управления на срок до 26.05.2015, рег. (выпуск ), рег. (выпуск )». Срок исполнения установлен до 20 июля 2016 года;

- предписание , в соответствии с которым Общество должно принять меры по соблюдению пункта 2.3.12 условий использования водного объекта (реки Луга) Решения о предоставлении водного объекта в пользование рег. от 02.10.2015 «максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах по выпуску не должно превышать допустимого содержания загрязняющих веществ, установленного в НДС веществ и микроорганизмов от 27.05.2014, утвержденных отделом водных ресурсов по Новгородской области Невско-Ладожского бассейнового водного управления на срок до 26.05.2015, рег. (выпуск ), рег.». Срок исполнения установлен до 20 октября 2016 года;

- предписание , в соответствии с которым Общество должно принять меры по соблюдению пункта 2.3.12 условий использования водного объекта (реки Мста) Решения о предоставлении водного объекта в пользование рег. от 19.10.2015 «максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах не должно превышать значений показателей, установленных в НДС веществ и микроорганизмов, поступающих в водный объект со сточными водами, от 27.05.2014, утвержденных отделом водных ресурсов по Новгородской области Невско-Ладожского бассейнового водного управления на срок до 26.05.2015, рег. (выпуск )». Срок исполнения установлен до 20 октября 2016 года;

- предписание , в соответствии с которым Общество должно принять меры по соблюдению пункта 2.3.12 условий использования водного объекта (реки Ниша) Решения о предоставлении водного объекта в пользование рег. от 19.10.2015 «максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах не должно превышать значений показателей, установленных в НДС веществ и микроорганизмов, поступающих в водный объект со сточными водами, от 27.05.2014, утвержденных отделом водных ресурсов по Новгородской области Невско-Ладожского бассейнового водного управления на срок до 26.05.2015, рег. (выпуск и )». Срок исполнения установлен до 20 июля 2016 года;

- предписание , в соответствии с которым Общество должно принять меры по соблюдению пункта 2.3.12 условий использования водного объекта (реки Равань) Решения о предоставлении водного объекта в пользование рег. от 02.10.2015 «максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах по выпуску не должно превышать допустимого содержания загрязняющих веществ, установленного в НДС веществ и микроорганизмов от 27.05.2014, утвержденных отделом водных ресурсов по Новгородской области Невско-Ладожского бассейнового водного управления на срок до 26.05.2015, рег.». Срок исполнения установлен до 20 октября 2016 года;

- предписание , в соответствии с которым Общество должно принять меры по соблюдению пункта 2.3.12 условий использования водного объекта (реки Черная) Решения о предоставлении водного объекта в пользование рег. от 02.10.2015 «максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах по выпуску не должно превышать допустимого содержания загрязняющих веществ, установленного в НДС веществ и микроорганизмов от 27.05.2014, утвержденных отделом водных ресурсов по Новгородской области Невско-Ладожского бассейнового водного управления на срок до 26.05.2015, рег.». Срок исполнения установлен до 20 июля 2016 года;

- предписание , в соответствии с которым Общество должно устранить нарушение требований водного законодательства РФ, выразившееся в осуществлении ООО «Новкоммунсервис» забора воды из реки Вишера и реки Волхов без разрешительных документов, а именно, при отсутствии договоров водопользования. Срок исполнения установлен до 13 мая 2016 года.

На основании распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по Новгородской области от 19 мая 2016 года в период с 25 мая по 09 июня 2016 года в отношении ООО «Новкоммунсервис» была проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки выполнения предписания от 30 ноября 2015 года, по результатам которой выявлено, что данное предписание Обществом не исполнено.

Приведенные выше обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «Новкоммунсервис» 24 июня 2016 года протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

При вынесении обжалуемого постановления мировой судья пришел к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) ООО «Новкоммунсервис» состава вмененного административного правонарушения, исходя из того, что невыполнение Обществом предписания от 30 ноября 2015 года не образует самостоятельного административного правонарушения, поскольку по результатам той же плановой выездной проверки юридическому лицу наряду с указанным предписанием также было выдано предписание , за невыполнение которого в отношении ООО «Новкоммунсервис» 26 мая 2016 года был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. При этом в постановлении мировой судья указал, что выдача должностными лицами Управления Росприроднадзора по Новгородской области по результатам одной проверки в отношении одного юридического лица нескольких предписаний по каждому выявленному нарушению обязательных требований в сфере экологического надзора, в сфере использования и охраны водных объектов, а также в сфере недропользования, законом не предусмотрена. В связи с чем по результатам плановой выездной проверки Обществу должно было быть выдано одно предписание об устранении всех выявленных в ходе данной проверки нарушений, а в случае неисполнения (частичного неисполнения) предписания, в отношении ООО «Новкоммунсервис» должно было быть принято одно процессуальное решение.

Между тем, при вынесении постановления мировым судьей не учтено следующее.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400).

К числу полномочий Росприроднадзора, согласно пункту 5.1.6 вышеупомянутого Положения, отнесен, в том числе, государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Новгородской области является территориальным органом Росприроднадзора регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Новгородской области (пункт 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Новгородской области, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 29.06.2011 N 489, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений).

Статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определены меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки. Согласно пункту 1 части 1 данной статьи, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из абз. 4 п. 1 ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в числе прочего, выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Аналогичные положения предусмотрены и в пункте 4 части 5 статьи 36 Водного кодекса РФ, согласно которому должностные лица органов государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении выявленных нарушений.

Анализ приведенных положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Водного кодекса РФ в совокупности с нормами части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что административный орган не лишен возможности вынесения нескольких предписаний по устранению выявленных нарушений, предусматривающих различные сроки их устранения.

С учетом изложенного доводы жалобы государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Новгородской области Стрючковой О.В. заслуживают внимания.

Одновременно с этим, из материалов дела также следует, что событие, послужившее основанием для возбуждения в отношении ООО «Новкоммунсервис» дела об административном правонарушении, имело место 14 мая 2016 года и на момент рассмотрения жалобы в районном суде срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ (три месяца), истек.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.

Учитывая изложенное выше, постановление мирового судьи изменению или отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка №35 Новгородского судебного района Новгородской области от 19 июля 2016 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Новкоммунсервис» прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Новгородской области Стрючковой О.В. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения и может быть обжаловано (прокурором принесен протест) в порядке, установленном ст.ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.

Судья В.В. Ящихина

12-720/2016

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО "Новкоммунсервис"
Другие
Форикова Мария Борисовна
Суд
Новгородский районный суд Новгородской области
Судья
Ящихина Виктория Владимировна
Статьи

ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
novgorodski--nvg.sudrf.ru
31.08.2016Материалы переданы в производство судье
03.10.2016Судебное заседание
12.10.2016Судебное заседание
27.10.2016Судебное заседание
17.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее