Дело № 2-66/2015
Поступило 17.12.2015г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Обь Новосибирской области 18 февраля 2015г.
Обской городской суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Деминой М.Н.,
При секретаре Кичеевой З.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клюева Вячеслава Владимировича, Клюевой Ларисы Алексеевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2 к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, «ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Клюев В.В., Клюева Л.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, обратились в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, «ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, за истцами по 1/3 доле в праве общей долевой собственности в порядке приватизации. В обоснование заявленных требований указали, что Клюеву В.В. Министерством обороны РФ в соответствии со ст.15 и 15.1 Федерального закона №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» как военнослужащему, увольняемому с военной службы в запас на семью, состоящую из 4 человек, была предоставлена указанная трехкомнатная квартира. 17.10.2008 года между Клюевым Вячеславом Владимировичем и Государственным учреждением Министерства Обороны Российской Федерации «Толмачёвская Квартирно-эксплуатационная часть района» был заключён типовой договор № 118 социального найма жилого помещения. Совместно с нанимателем в жилое помещение также были вселены в качестве членов семьи супруга Клюева Л.А., сын – Клюев В.В., дочь – ФИО2 Все члены семьи были зарегистрированы в вышеуказанной квартире и проживают по настоящее время.
Истец Клюев В.В. обратился с заявлениями о приватизации квартиры в Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, в ФГУ «Центррегионжилье» и в ФГУ «Сибирское территориальное управление и имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Однако получил ответ о том, что ему необходимо приватизировать занимаемое жилое помещение по договору социального найма в судебном порядке.
Истцы обратились по поводу приватизации занимаемого ими жилого помещения в «Центррегионжилье», однако им было отказано в приватизации квартиры, выдан перечень документов, который необходимо собрать для приватизации жилья и рекомендовано обратиться по вопросу приватизации жилья с заявлением в Федеральное государственноеучреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ с просьбой дать разрешение на приватизацию. Из ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России истцами получен ответ о том, что данной организации не делегированы права по передаче жилых помещений в собственность граждан и рекомендовано обратиться в суд за защитой своих прав по данному вопросу. При обращении ими в Министерство обороны РФ, истцам дан ответ, что для приватизации квартиры они должны обратиться в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в городе Екатеринбурге, однако ответа оттуда не получили. Ранее истцы, не участвовали в приватизации жилых помещений. Других жилых помещений в пользовании или собственности не имеют, свое право приватизации до сих пор не использовали, в том числе, на территории города Оби.
Истцы Клюев В.В., Клюева Л..А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, обратились с заявлениями о рассмотрении дела без их участия, с участием представителя Гуторовой Л.В.
Представитель истцов Гуторова Л.В. исковые требования поддерживала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что из договора купли- продажи от 05.08.1998 года следует, что Клюев В.В. приобрел жилье на семью на средства, выделенные в порядке предоставления субсидии, как военнослужащему. Затем 28.07.2008 года данное жилье было Клюевым подарено военнослужащему ФИО15 Из списка распределения жилой площади следует, что эта квартира передана именно военнослужащему по договору дарения. Из справок УФРС следует, что истцы ранее жилье не приватизировали.
Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении дела без его участия, указав, что договор социального найма с истцами заключался ГУ «Толмачевская КЭЧ района», правопреемником которого является ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ. Согласно Уставу ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, учреждение осуществляет свою деятельность в целях организации работы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации на соответствующих территориях и не наделено полномочиями по распоряжению, в том числе отчуждению имущества. ФГКУ «Центррегионжилье» не является собственником спорного жилого помещения, либо действующим от имени собственника уполномоченным государственным органом, либо уполномоченным им лицом, в силу чего норма статьи 6 Закона РФ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда РФ» по отношению к ФГКУ «Центррегионжилье» не применима.
Представитель ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении дела без его участия, указав, что управление не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. Полномочия по рассмотрению вопроса о предоставлении жилья военнослужащим в собственность возложены на Департамент жилищного обеспечения МО РФ и его региональные управления, в частности ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ. Полагает, что у истцов отсутствует право на приватизацию, поскольку жилье может быть приватизировано с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, документов об отказе от приватизации членов семьи в суд не представлено. Необходимо проверить, обеспечивался ли ранее военнослужащий и члены его семьи жильем, получал ли он жилищный сертификат, участвовали ли ранее в приватизации, имеет ли военнослужащий необходимый стаж.
Представители ответчиков Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало. В связи с изложенным суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Третье лицо Клюев Вячеслав Вячеславович в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, обратился с заявлением о рассмотрении дела без его участия.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли – продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу ст. 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации уполномочено осуществлять в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами (п. 71 Положения).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, определенные функции, в том числе:
- закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (п. «ж»);
- выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним (п. «к»).
Таким образом, закрепление недвижимого имущества, приобретенного Министерством обороны Российской Федерации и являющегося в силу закона федеральной собственностью, за подведомственными организациями осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с Инструкцией «Об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями», утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 N 1550, обязанность по организации закрепления приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления за подведомственными Министерству обороны Российской Федерации организациями возложена на Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (п. 2.2). Указанную работу Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации может осуществлять через подчиненные территориальные управления.
Обязанность по государственной регистрации недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления (хозяйственного ведения) за подведомственными Министерству обороны Российской Федерации организациями, возлагается на указанные организации.
На основании приказа Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 года № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации возложены функции по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 30.09.2010 № 1280.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года № 1888 было утверждено Положение о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, которым определены основные задачи и функции Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, в частности - обеспечение реализации права на жилище военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей.
На основании Указаний заместителя Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2011 года 205/2/10 была организована и проведена передача дел жилищными комиссиями воинских частей и КЭЧ (КЭУ) в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, на основании указанных выше актов полномочия по учету военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильем, учету, распределению и предоставлению жилья были возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Однако, в настоящее время отсутствуют какие-либо нормативные акты, в том числе ведомственные, регламентирующие порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии со ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно представленному типовому договору социального найма жилого помещения № 118 от 17.10.2008г., заключенному между Клюевым В.В. (нанимателем) и Государственным учреждением Министерства обороны Российской Федерации «Толмачевская Квартирно-эксплуатационная часть района» (наймодатель), наймодателем передано нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в Государственной собственности, состоящее из 3-х комнат в квартире, общей площадью 65,69 кв.м., по адресу: <адрес>, для проживания в нем. К исковому заявлению приложены кадастровый и технический паспорта на <адрес> в <адрес>, согласно которым общая площадь квартиры 65,9 кв.м., жилая площадь – 40,3 кв.м.
Согласно справке ОАО «Славянка» филиал «Новосибирский» от 27.11.2014г., истцы и третье лицо Клюев В.В., зарегистрированы в указанном жилом помещении. Истец ФИО2 является дочерью Клюева В.В., что подтверждается свидетельством о рождении. Истец Клюева Л.А. является женой Клюева В.В., что следует из свидетельства о заключении брака.
Истцами право на однократную бесплатную приватизацию жилья не использовано, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03.02.2015г. согласно сведениям, предоставленным всеми территориальными органами Росреестра, а также справками из администрации г.Оби Новосибирской области от 02.12.2014г.
Согласно справке Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области №19/005/2013-93 от 04.02.2013 г., квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в реестре государственной собственности Новосибирской области не числится.
Клюев В.В., привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, дал согласие на приватизацию квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, без его участия и без включения его в число собственников, согласен на передачу указанного жилого помещения в порядке приватизации в общую долевую собственность гражданам Клюеву В.В., Клюевой Л.А., ФИО2 Указанное письменное согласие Клюева В.В. заверено нотариусом ФИО8
Исходя из представленной истцами копии выписки из приказа командира войсковой части 21242 № 113 от 22.12.2008г. Клюев В.В. досрочно уволен с военной службы в запас по п.п. «а» п. 2 ст. 51 ФЗ- в связи с организационно-штатными мероприятиями. Общая продолжительность военной службы подполковника Клюева В.В. при увольнении по состоянию на 31.12.2008г., составляет 22 года.
Согласно копии представления от 22.10.2008г. Клюев В.В. жилым помещением по установленным действующим законодательством нормам обеспечен по адресу: <адрес>, общая площадь 65,69 кв.м., состав семьи 4 человека.
Согласно дубликату договора купли-продажи от 05.08.1998г. Клюев В.В. приобретал двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, оплата осуществлялась в соответствии с порядком погашения Государственного жилищного Сертификата - Свидетельства о выделении безвозмездной субсидии на приобретение жилья: Серия №, выданного ДД.ММ.ГГГГ. Главным управлением военного бюджета и финансирования МО РФ.
Согласно копии договора дарения от 28.07.2008г. Клюев В.В. подарил ФИО9, ФИО10, ФИО11 в общую долевую собственность в равных долях каждому, <адрес>.
Из списка распределения жилой площади войсковой части 61779, утвержденного 06.05.2008г., подполковнику Клюеву В.В. и членам его семьи – жене Клюевой Л.А., сыну Клюеву В.В., дочери ФИО2, предоставлена спорная квартира, при этом в списке указано, что квартира, расположенная в <адрес> передана Клюевым В.В. военнослужащему из в/ч 71592 по договору дарения. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцами представлены доказательства, свидетельствующие о том, что истцы ранее не принимали участие в приватизации, Клюев В.В. и члены его семьи не имеют иного жилья, предоставленного им Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из письма ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации следует, что у данного учреждения отсутствуют полномочия на передачу квартир.
Отсутствие зарегистрированного права оперативного управления (хозяйственного ведения) при наличии обязанности по совершению необходимых действий для соответствующего оформления такого права не может являться законным основанием для отказа в реализации права граждан, на приватизацию предоставленного на условиях договора социального найма жилого помещения.
В ходе рассмотрения данного гражданского дела, истцами, как указано выше, представлены доказательства заключения с ними договора социального найма, то есть бессрочного договора найма принадлежащего государству отдельного жилого помещения. Ответчиками не представлено доказательств отсутствия у Клюева В.В., как военнослужащего, уволенного с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, права на обеспечение постоянным жильем, права на приватизацию жилого помещения, принадлежности в данный момент спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду. Напротив, из представленных возражений и исследованных судом документов следует, что данная квартира не относиться к специализированному жилищному фонду.
Таким образом, при разрешении спора, суд исходит из того, что истцы пользуются указанным выше жилым помещением на условиях социального найма, данное жилое помещение принадлежит Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ.
Согласно п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" исходя из смысла преамбулы, ст. ст. 1 и 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким заявлением. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7 и 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан. Пункт 5 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации предусматривает, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем признания права, в связи с чем, суд считает возможным признать за истцами право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Клюева В.В., Клюевой Л.А., ФИО2 удовлетворить.
Признать за Клюевым Вячеславом Владимировичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на 1/3 (одну третью) доли в праве общей долевой собственности на трехкомнатную квартиру, общей площадью 65,9 кв.м., жилой площадью 40,3 кв.м., находящуюся по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Признать за Клюевой Ларисой Алексеевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на 1/3 (одну третью) доли в праве общей долевой собственности на трехкомнатную квартиру, общей площадью 65,9 кв.м., жилой площадью 40,3 кв.м., находящуюся по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на 1/3 (одну третью) доли в праве общей долевой собственности на трехкомнатную квартиру, общей площадью 65,9 кв.м., жилой площадью 40,3 кв.м., находящуюся по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Новосибирский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Судья /подпись/ М.Н.Демина
Копия верна
Судебное решение не вступило в законную силу 24.02.2015г.
Судья М.Н.Демина
мп
Судебное решение вступило в законную силу «___»_____ 20__г.
Судья М.Н.Демина
мп
Подлинник судебного решения
находится в деле № 2-66/2015
Обского городского суда НСО