№2-3218/2021
№58RS0018-01-2021-008493-38
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 декабря 2021 года
Ленинский районный суд г.Пензы в составе
председательствующего судьи Егоровой И.Б.
при помощнике Соболевой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончарова Д.Н. к администрации города Пензы о предоставлении жилого помещения при расселении в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах»,
У С Т А Н О В И Л:
Гончаров Д.Н. обратился с названным иском в суд, в котором просит обязать администрацию города Пензы предоставить ему в собственность взамен изымаемого жилого помещения другое благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, то есть не менее 17 кв.м., находящееся в черте населенного пункта г. Пенза; взыскать с администрации г. Пензы расходы на оплату юридических услуг в размере 5000 руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.
Как следует из искового заявления, многоквартирный дом Адрес , был признан аварийным, в связи с чем подлежат сносу 10 декабря 2015 года. Был включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийным до 1 января 2017 года, планируемых к расселению в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019 – 2025 годах», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 29 марта 2019 года №187-пП, и муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019 – 2025 годы», утвержденной постановлением администрации г. Пензы от 29 марта 2019 года №561.
Согласно приложению №1 вышеуказанных программ, жители дома по адресу: Адрес , должны быть переселены до 31 декабря 2024 года.
Истец указывает, что ему в указанном аварийном доме на праве собственности принадлежит жилое помещение: комната площадью 17 кв.м. (на основании договора на передачу комнаты в собственность граждан от 5 июля 2008 года и договора дарения доли от 8 ноября 2017 года).
В ответе администрации г.Пензы от 5 октября 2021 год ему было отказано в предоставлении жилого помещения и предложено получить денежную выплату в счет возмещения за изымаемое жилое помещение. Приложенный к ответу проект соглашения истец не подписал, не дал своего согласия, поскольку считает, что имеет законное право на предоставление аналогичного жилого помещения.
Определением Ленинского районного суда г. Пензы от 27 декабря 2021 года производство по делу по иску Гончарова Д.Н. к администрации города Пензы о предоставлении жилого помещения при расселении в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах» прекращено в части требований о взыскании расходов на оплату юридических услуг в размере 5000 руб. и расходов на оплату государственной пошлины в размере 300 руб. в связи с отказом от иска в данной части.
Истец Гончаров Д.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика администрации города Пензы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковое заявление оставить без удовлетворения.
Представители третьих лиц Управления ЖКХ г. Пензы и Управления муниципального имущества г. Пензы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, материалы дела правоустанавливающих документов, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч.8 ст.32 ЖК РФ).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В судебном заседании установлено, что на основании договора на передачу комнаты в собственность граждан №2077 от 5 июля 2008 года Гончаров Д.Н. являлся собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на комнату Номер общей площадью 17 кв.м., по адресу: Адрес (л.д.34).
Впоследствии на основании договора дарения доли в праве общей долевой собственности на комнату от 8 ноября 2017 года Гончаров Д.Н. приобрел право собственности на оставшиеся 1/2 долю в праве общей долевой собственности на указанную комнату (л.д.35).
Согласно имеющейся в материалах дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости в настоящее время Гончаров Д.Н. является собственником комнаты Номер по адресу: Адрес (л.д.27-30).
Судом также установлено и подтверждается материалами дела, что заключением межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении и признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, от 1 декабря 2015 года №81 многоквартирный дом, расположенный по адресу: Адрес , признан аварийным и подлежащим сносу в связи с имеющимися повреждениями (физическим износом до недопустимого и аварийного уровня).
Постановлением администрации г. Пензы от 10 декабря 2015 года №2125 установлены сроки отселения собственников и нанимателей жилых помещений до 31 декабря 2026 года, а также срок сноса до 31 декабря 2026 года.
На основании постановления администрации г. Пензы от 24 апреля 2017 года №708/2 в постановление от 10 декабря 2015 года №2125 внесены изменения, согласно которым срок отселения граждан из аварийного жилого дома по адресу: Адрес , установлен до 31 декабря 2024 года, снос дома до 30 июля 2025 года.
Постановлениями администрации г. Пензы от 21 февраля 2018 года №290 и от 26 июля 2018 года №1348 в постановление от 10 декабря 2015 года №2125 внесены изменения относительно сроков отселения и сноса дома, окончательно определена дата отселения до 31 декабря 2020 года, срок сноса – 30 июля 2021 года.
Постановлением Правительства Пензенской области от 29 марта 2019 года №187-пП утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах», а т постановлением администрации города Пензы от 29 марта 2019 года №561 - муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы в 2019-2025 годах».
Судом установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: Адрес , включен в указанные программы. Планируемая дата окончания переселения – 31 декабря 2022 года, сноса – 31 декабря 2023 года.
Постановлением администрации г. Пензы от 13 мая 2021 года №673 в связи с признанием многоквартирного дома, расположенного по адресу: Адрес , аварийным и подлежащим сносу изъяты для муниципальных нужд земельный участок и жилые помещения по указанному адресу (л.д.41-44).На обращение истца о предоставлении жилого помещения в связи с расселением многоквартирного дома администрация г. Пензы в письме от 5 октября 2021 года №6-Г-8771 разъяснила, что при изъятии жилого помещения, осуществляемом после 28 декабря 2019 года, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с ч.7 ст.32 ЖК РФ с учетом положений ч.8.2 указанной нормы закона, в связи с чем Гончаров Д.Н. вправе получить возмещение за изымаемые жилые помещения в виде денежной выплаты (л.д.6,7-8). Администрацией г. Пензы в адрес Гончарова Д.Н. направлен проект соглашения об изъятии объекта недвижимости для муниципальных нужд и отчет об оценке, по которому Гончарову Д.Н. предлагалось получить в счет возмещения за изымаемое жилое помещение 580 310 руб. (л.д.9-12). На подписание данного соглашения Гончаров Д.Н. не согласился. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Пунктом 3 ст. 2 данного Федерального закона установлено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с п.1 ч.2 ст.16 Федерального закона №185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, в случае, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Таким образом, включение многоквартирного дома в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расширяет объем жилищных прав собственника помещений в таком доме при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч.8 ст.32 ЖК РФ. С указанного времени у органа местного самоуправления возникает обязанность по предоставлению гражданину, избравшему в качестве способа обеспечения его жилищных прав предоставление другого жилого помещения взамен признанного аварийным, другого жилого помещения в собственность.Отказывая истцу в предоставлении жилого помещения взамен изымаемого, администрация города Пензы ссылается на положения ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, указывая на то, что при изъятии жилого помещения, осуществляемом после 28 декабря 2019 года, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, с учетом положений ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ. Часть 8.2 ст. 32 ЖК РФ, на которую ссылается ответчик, введена Федеральным законом от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда». Указанная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования данного Федерального закона, то есть с 28 декабря 2019 года. Согласно ст.6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (ч.1). Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (ч.2). Как разъяснено в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. При этом необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.Федеральный закон от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» вступил в законную силу со дня его официального опубликования – 28 декабря 2019 года. При этом положений о его применении к жилищным отношениям, правам и обязанностям субъектов таких отношений, возникшим до введения его в действие, не содержит. Право истца на обеспечение ее жилищных прав в связи с признанием многоквартирного жилого дома по адресу: Адрес , аварийным и включении его в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда возникло до вступления в силу вышеуказанного Федерального закона, которым ст. 32 ЖК РФ дополнена ч. 8.2, в связи с чем данная норма применению к возникшим между сторонами отношениям не подлежит. Довод ответчика о возникновении права собственности Гончарова Д.Н. на спорное жилое помещение после признания данного дома аварийным и подлежащим сносу, а также после включения его в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда суд считает несостоятельным, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела. Из дела правоустанавливающих документов следует, что Гончаров Д.Н. является собственником 1/2 доли в праве собственности на квартиру по адресу: Адрес , с момента заключения договора на передачу комнаты в собственность граждан и регистрации его права собственности Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, а именно с 6 августа 2008 года. Принимая во внимание изложенное, требования Гончарова Д.Н. к администрации города Пензы о предоставлении жилого помещения при расселении в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах» являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В связи с этим на администрацию города Пензы надлежит возложить обязанность предоставить Гончарову Д.Н. в собственность жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 17 кв.м. взамен комнаты Номер и доли в праве общей долевой собственности на помещения общего пользования, расположенных по адресу: Адрес , признанного аварийным и подлежащим сносу. Удовлетворяя требования истца о предоставлении ему жилого помещения в собственность, во избежание неосновательного обогащения и с учетом характера возникших между сторонами правоотношений на истца надлежит возложить обязанность передать в муниципальную собственность г. Пензы принадлежащие ему на праве собственности комнату Номер площадью 17 кв.м. и долю в праве общей долевой собственности на помещения общего пользования по адресу: Адрес . На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 2019-2025 ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 17 ░░.░., ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░ , ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░ .
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░