Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-589/2023 ~ М-95/2023 от 16.01.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 июля 2023 года <адрес>

Красноглинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Кремневой Т.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Хрипуновой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
а-589/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к Сафину А. Д. о взыскании недоимки по обязательным платежам и санкциям,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России
по <адрес> обратилась в суд с административным иском
к Сафину А.Д. о взыскании задолженности по налогу на имущество, земельному налогу и пени.

В обоснование требований истец указал, что административный ответчик является плательщиком земельного налога и налога на имущество за 2019-2020 год в связи с наличием в собственности объектов налогообложения. В добровольном порядке налогоплательщик не уплатил обязательные платежи, в связи с чем административный истец просил взыскать их в судебном порядке.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит суд взыскать с Сафина А.Д. недоимку по обязательным платежам
на общую сумму 151012,21 рублей, из которых:

- по налогу на имущество за 2019 год налог в размере 495,00 рублей, пени в сумме 19,22 рублей за период с <дата> по <дата>,

- по налогу на имущество за 2020 год налог в размере 544,00 рублей, пени в сумме 1,90 рублей за период с <дата> по <дата>,

- по налогу на имущество за 2019 год налог в размере 3210,00 рублей, пени в сумме 124,71 рублей за период с <дата> по <дата>,

- по налогу на имущество за 2020 год налог в размере 3210,00 рублей, пени в сумме 11,24 рублей за период с <дата> по <дата>,

- по земельному налогу за 2020 год налог в размере 142896,00 рублей, пени в сумме 500,14 рублей за период с <дата> по <дата>.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в административном исковом заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие представителя налогового органа.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении дела не просил. Ранее в судебных заседаниях указывал, что не согласен с иском в части требований о взыскании земельного налога, поскольку земельный участки приобретены им в рамках исполнительного производства
у должника в счет погашения задолженности перед ним. В последующем арбитражным судом сделки по отчуждению земельных участков в пользу Сафина А.Д. признаны недействительными и возвращены в конкурсную массу, однако финансовый управляющий регистрацию права собственности за должником не произвел, его бездействия судебным актом признаны незаконными. Сафину А.Д. Управлением Росреестра по <адрес> в регистрации прекращения права собственности было отказано, решение регистрирующего органа он не обжаловал. Считает, что земельными участками владел формально, в связи с чем взыскание с него недоимки по земельному налогу необоснованно. С требованиями о взыскании налога на имущество также не согласился, поскольку по заявленным требованиями уже имеется судебный акт и возбуждено исполнительное производство.

Заинтересованное лицо МИФНС по <адрес> представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом.

Учитывая положения статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не просивших о его отложении.

Исследовав письменные материалы дела, материалы дел мирового судьи, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

На основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить
в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения
других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день
просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах
и сборах для уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога
или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной
трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Согласно статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические
лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машиноместо; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса,
на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения – пункт 1 статьи 388 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Положениями пунктов 1, 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному
налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется
в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Согласно пунктам 1, 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается
извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога,
а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом,
не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога,
сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых
взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что обязанность по уплате налога на имущество и земельного налога возникает у физического лица с момента направления ему уведомления налоговым органом, при неисполнении которого налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.

Из материалов дела следует, что Сафин А.Д. в спорный период являлся собственником объектов недвижимости:

- с <дата> по <дата> собственником земельного участка с
КН 63:29:0301003:21, расположенного по адресу: <адрес>,

- с <дата> по <дата> собственником земельного участка с КН , расположенного по адресу: <адрес>

- с <дата> по <дата> собственником земельного участка с КН 5, расположенного по адресу: <адрес>,

- с <дата> по <дата> собственником сооружения с КН , расположенного по адресу: <адрес>,

- с <дата> по <дата> собственником сооружения с КН расположенного по адресу: <адрес>,

- с <дата> по настоящее время собственником земельного участка с КН , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>

- с <дата> по настоящее время собственником земельного участка с КН , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>

С учетом положений вышеуказанных норм, Сафин А.Д. является плательщиком земельного налога и налога на имущество в связи с наличием у него объектов налогообложения.

Согласно части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

Исходя из содержаний части 1 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации районному суду
подсудны административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций в случае отмены судебного приказа по требованию
о их взыскании, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 названного Кодекса.

В соответствии со статьей 17.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном
главой 11.1 названного Кодекса.

Также абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Установлено, что налогоплательщику Сафину А.Д. налоговым органом за 2019 год исчислен земельный налог в размере 105353,00 рублей (ОКТМО 36634440), в размере 3210,00 (ОКТМО 36701315), и налог на имущество в размере 495,00 рублей, о чем налогоплательщику передано
в электронной форме через личный кабинет налоговое уведомление от <дата>, что не отрицалось административным
ответчиком.

За 2020 год Сафину А.Д. исчислен земельный налог в размере 142896,00 рублей (ОКТМО ), в размере 3210,00 рублей (ОКТМО ), и налог на имущество в размере 544,00 рублей, о чем налогоплательщику передано в электронной форме через личный кабинет налоговое уведомление от <дата>, что также не отрицалось административным ответчиком.

В связи с неполной неуплатой исчисленных в налоговых уведомлениях сумм в установленный налоговом законодательством срок, налоговый орган в личный кабинет налогоплательщика направил требования:

- от <дата> на недоимку по налогу на имущество в сумме 495,00 рублей и пеней в сумме 19,22 рублей, по земельному налогу в сумме 3210,00 рублей и пеней в сумме 124,71 рублей, сроком уплаты до <дата>,

- от <дата> на недоимку по налогу на имущество в сумме 544,00 рублей и пеней в сумме 1,90 рублей, по земельному налогу в сумме 3210,00 рублей, 142896,00 рублей и пеней в сумме 11,24 рублей,
500,14 рублей соответственно, сроком уплаты до <дата>.

Указанные требования налогоплательщиком не исполнены.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 48 НК РФ право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки, пени и штрафа с физического лица подлежит реализации в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Это правило уточняется во втором пункте указанной статьи. Так, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 руб. Если в течение этого срока сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Установлено, что <дата> налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

<дата> мировым судьей судебного участка Красноглинского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ
а-1077/2022 о взыскании с административного ответчика недоимки по земельному налогу и налогу на имущество за период 2019-2020гг. на общую сумму 151012,21 рублей.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Определением того же мирового судьи от <дата> судебный приказ а-1077/2022 по заявлению административного ответчика отменен.

Однако обязанность по уплате задолженности по налогу и пени налогоплательщиком не исполнена в полном объеме, в связи с чем <дата> налоговая инспекция обратилась в суд с административным иском о взыскании с Сафина А.Д. обязательных платежей и санкций в принудительном порядке.

Представленный административным истцом расчет задолженности по налогам и пени административным ответчиком не оспаривался, является арифметически верным.

Доводы Сафина А.Д. о том, что владение земельными участками в <адрес> было формальным, поскольку сделки по их приобретению на основании решения суда признаны недействительными, суд отклоняет по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от <дата> №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Пунктом 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

С учетом вышеприведенных правовых положений обязанность уплачивать налог возникает по общему правилу с момента регистрации за владельцем права собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Судом установлено, что определением Арбитражного суда <адрес> от <дата> по делу А55-35723/2018 сделка по передаче
Сафину А.Д. на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по <адрес> Сулеймановой Е.В. от <дата> по исполнительному производству от <дата> -ИП земельных участков с КН 5, КН :21, принадлежащих должнику Гайсарову М.С., признана недействительной, применены последствия недействительной сделки в виде возврата к конкурсную массу должника указанных земельных участков.

Вместе с тем, на основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона от <дата> «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимые объекты является единственным доказательством существования зарегистрированного права, поэтому плательщиком налога на имущество физических лиц является лицо, указанное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество как обладающее правом собственности на соответствующий объект недвижимости.

С учетом пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, в том числе земельные участки, ограничения этих прав, их возникновения, перехода и прекращения, а также Федерального закона от <дата> «О государственной регистрации недвижимости» Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации была сформулирована позиция, согласно которой плательщиком земельного налога является лицо, которое указано в реестре как обладающее соответствующим вещным правом на земельный участок (правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования, правом пожизненного наследуемого владения), в силу чего обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

При противоположном подходе, возложение обязанности по уплате земельного налога на продавца, не обладавшего земельным участком в спорный период и не имевшего юридической возможности извлекать какую-либо выгоду от его использования, нарушается принцип экономической обоснованности взимания земельного налога как поимущественного налога.

Таким образом, признание гражданско-правовой сделки недействительной само по себе не может изменять налоговые правоотношения, учитывая, что Сафин А.Д. владел недвижимым имуществом, являющимся объектом налогообложения, как собственник. Факт владения земельными участками определением Арбитражного суда <адрес> от <дата> не опровергнут. Кроме того, в указанном определении суда отражено, что Сафин А.Д. возражал относительно удовлетворения заявления финансового управляющего о признании сделки недействительной.

Судом также проверены доводы Сафина А.Д. о том, что требования налогового органа о взыскании недоимки по налогу на имущество ранее судом уже рассмотрены и имеется исполнительное производство.

Согласно справке о движении денежных средств отношении
Сафина А.Д. в МОСП по исполнению постановлений налоговых органов по <адрес> возбуждено исполнительное производство -ИП.

Из представленных судебным приставом-исполнителем документов следует, что исполнительное производство по взысканию с Сафина А.Д. недоимки на сумму 5359,68 рублей возбуждено на основании судебного приказа а-1663/2020 от <дата>, выданного мировым судьей судебного участка Красноглинского судебного района <адрес>.

Из представленного мировым судьей административного дела
а-1663/2020 следует, что судебный приказ выдан в отношении недоимки по земельному налогу и налогу на имущество за 2015, 2016 и 2018 годы.

При таких обстоятельствах, доводы административного ответчика о повторности взыскания недоимки по налогу на имущество за 2019-2020 годы не подтвердились.

Таким образом, установленная законом обязанность по уплате налога Сафина А.Д. как налогоплательщиком надлежащим образом не исполнена, срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, установленный статьей 48 НК РФ, налоговым органом соблюден, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что требования налогового органа подлежат удовлетворению в полном объеме.

Исходя из положений части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию 4200,24 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к Сафину А. Д. о взыскании недоимки по обязательным платежам и санкциям удовлетворить.

Взыскать с Сафина А. Д. (ИНН ), зарегистрированного по адресу: <адрес>,
<адрес>, недоимку по обязательным платежам и санкциям на общую сумму 151 012,21 рублей, из которых:

- налог на имущество за 2019 год в размере 495,00 рублей, пени в сумме 19,22 рублей за период с <дата> по <дата>,

- налог на имущество за 2020 год в размере 544,00 рублей, пени в сумме 1,90 рублей за период с <дата> по <дата>,

- налог на имущество за 2019 год в размере 3210,00 рублей, пени в сумме 124,71 рублей за период с <дата> по <дата>,

- налог на имущество за 2020 год в размере 3210,00 рублей, пени в сумме 11,24 рублей за период с <дата> по <дата>,

- земельный налог за 2020 год в размере 142896,00 рублей, пени в сумме 500,14 рублей за период с <дата> по <дата>.

Взыскать с Сафина А. Д. (ИНН ), зарегистрированного по адресу: <адрес>, <адрес>, государственную пошлину в доход местного бюджета г.о. Самара в размере 4220,24 рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий Т.Н. Кремнева

Мотивированное решение суда изготовлено <дата>.

Председательствующий Т.Н. Кремнева

2а-589/2023 ~ М-95/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная ИФНС России №23 по Самарской области
Ответчики
Сафин А.Д.
Другие
МИФНС №20 по Самарской области.
Суд
Красноглинский районный суд г. Самары
Судья
Кремнева Т. Н.
Дело на странице суда
krasnoglinsky--sam.sudrf.ru
16.01.2023Регистрация административного искового заявления
16.01.2023Передача материалов судье
17.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
17.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2023Судебное заседание
15.03.2023Судебное заседание
07.04.2023Судебное заседание
24.04.2023Судебное заседание
18.05.2023Судебное заседание
05.07.2023Судебное заседание
12.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее