Дело № 2а- 5323/2019 25 марта 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Приморский районный суд г. С-Петербурга в составе
председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.,
при секретаре Басалаевой Н.А.,
с участием административного истца Иванникова В.В.,
представителя административных ответчиков по доверенности Кудряшовой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Иванникова Виктора Владиславовича к главе администрации Приморского района Санкт-Петербурга Цеду Н.Г., администрации Приморского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе в предоставлении информации,
УСТАНОВИЛ:
Иванников В.В. 19.10.2018 года посредством электронной приемной исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (<адрес>) направил на адрес администрации Приморского района Санкт-Петербурга запрос о предоставлении информации, просил предоставить в электронном виде копию приказа (распоряжения) об увольнении (расторжении трудового договора) <данные изъяты> года. Обращение зарегистрировано 19.10.2018 года за № ОБ-4711-12004/18-0-0 (л.д. 30).
15.11.2018 года на электронную почту Иванникова В.В. по адресу <адрес> получен ответ на обращение за подписью главы администрации Приморского района Санкт-Петербурга Цед Н.Г., из которого следует, что поскольку информация, запрашиваемая Иванниковым В.В., содержит персональные данные, администрация не вправе распространять ее без согласия субъектов персональных данных (л.д. 18).
Иванников В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, просит признать незаконным решение главы администрации Приморского района Санкт-Петербурга Цеда Н.Г. об отказе в предоставлении Иванникову В.В. информации. Обязать администрацию Приморского района Санкт-Петербурга устранить нарушение прав административного истца.
В обоснование заявленных требований указывает, что оспариваемый отказ в предоставлении информации является незаконным и нарушает права административного истца, гарантированные статьей 29 Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-фз «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Считает, что законодательство Российской Федерации устанавливает презумпцию открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Доступ к такой информации может ограничиваться только федеральными законами. Указывает, что отказ в предоставлении информации глава администрации Приморского района Санкт-Петербурга Цед Н.Г. мотивирол тем, что информация содержит персональные данные и администрация Приморского района Санкт-Петербурга не вправе распространять ее без согласия субъектов персональных данных. Считает, что запрашиваемый документ действительно может содержать персональные данные, но в то же время не состоит из них полностью. Иными словами, сам по себе документ не относится к информации ограниченного доступа, а лишь может содержать таковую. Ссылок на федеральный закон, который бы относил весь запрашиваемый документ целиком к информации ограниченного доступа, главой администрации Приморского района Санкт-Петербурга Цедом Н.Г. не приведено. Следовательно, в соответствии с порядком предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу надлежало предоставить запрашиваемый документ, исключив из него информацию ограниченного доступа (проведя процедуру обезличивая персональных данных). Административным истцом подавались жалобы в порядке подчиненности в администрацию Губернатора Санкт-Петербурга, однако, при рассмотрении жалоб мер, направленных на восстановление нарушенных прав административного истца, принято не было.
Административный истец в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административных ответчиков по доверенности Кудряшова Н.П. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, поддержала письменные пояснения на административное исковое заявление (л.д. 26-28).
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Основания и порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих урегулированы главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации (далее КАС РФ).
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Согласно пункту 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В силу пункта 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Таким образом, осуществление права на получение информации является не безусловным, а связывается с правилами, установленными законом.
Таким законами, в частности, являются Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (часть 1).
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (часть 2).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации.
К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
В соответствии со статьей 5 того же Закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом <данные изъяты>.
Согласно статье 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 1).
Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (часть 2).
Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную <данные изъяты>, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами (часть 8).
Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных (часть 9).
Из системного толкования названных норм права следует, что граждане имеют право на доступ к любой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением информации, отнесенной федеральным законом к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом <данные изъяты> а также сведений, которые могут быть отнесены к информации ограниченного доступа в порядке и объеме, установленном федеральным законом.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если:
1) содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
2) в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией;
3) запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос;
4) запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа;
5) запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией;
6) в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" пользователь информацией имеет право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, в качестве основания отказа в предоставлении запрашиваемого административным истцом приказа № 1915-К от 10.10.2018 года об увольнении (расторжении трудового договора) сотрудника администрации Приморского района Санкт-Петербурга, административным ответчиком указана ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», согласно которой операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено Федеральным законом (л.д. 31).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Обработка персональных данных - любое действие, совершаемое с персональными данными, в том числе распространение, предоставление, доступ.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 20 Федерального закона от 09 февраля 2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа.
Из чего следует, что в случае, если запрашиваемая гражданином информация содержит любые сведения прямо или косвенно относящиеся к третьим лицам (иным граждан), то в предоставлении такой информации должно быть отказано. Данный вывод подтверждается также конституционным принципом ограничения права на получение гражданином информации относительно частной жизни иного лица без его согласия (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ).
Приказ об увольнении (расторжении трудового договора) в силу ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации является строго индивидуальным (персонифицированным) документом и предоставлению третьим лицам, без согласия работника, как субъекта персональных данных, не подлежит.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" действие данного Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется государственными органами и органами местного самоуправления.
Документ, который просит предоставить административный истец, содержит персональные данные третьего лица, в связи с чем, указанная информация правомерно не была предоставлена органом местного самоуправления непосредственно административному истцу.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения требований административного истца у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12.04.2019 ░.