Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-529/2012 ~ М-623/2012 от 19.09.2012

Дело № 2-529/2012

                                                                   Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                          

г. Вичуга                                    20 ноября 2012 года

Вичугский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Горшковой Е.А.

при секретаре К.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вичугского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Вичуга Ивановской области о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки (навала) отходов производства и потребления около дома <адрес>

У С Т А Н О В И Л :

Вичугский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском обязать администрацию городского округа Вичуга в течение месяца ликвидировать несанкционированную свалку отходов и потребления, находящуюся на территории земельного участка около дома <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки законодательства об охране окружающей среды установлено, что на территории земельного участка площадью 20х8 м, расположенного около дома <адрес> на расстоянии 12 м от торца дома, где расположен подъезд № 1, около края проезжей части автодороги, имеется место несанкционированного размещения отходов производства и потребления. В нарушение требований ст. 12 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 3, 7, 51 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест», администрацией городского округа Вичуга Ивановской области не осуществляются обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов потребления, что создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую безопасность и здоровье жителей.

В ходе рассмотрения дела исковые требования уточнены, прокурор просит обязать ответчика организовать ликвидацию несанкционированной свалки (навала) отходов производства и потребления по указанному адресу.

В судебном заседании помощник Вичугского межрайонного прокурора Е. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика администрации городского округа Вичуга Б. исковые требования не признал. Пояснил, что ни одна из перечисленных прокурором в иске норм действующего законодательства не содержит прямого указания на обязанность администрации муниципального образования ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления. Возложенные законодательством обязанности по организации сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов администрация выполняет в полной мере, для чего на территории городского округа создано МУП «САХ и благоустройство г. Вичуга Ивановской области», с которым заключаются контракты на уборку улиц. Указанное предприятие заключает договоры с ЖРУ на вывоз мусора. Вывоз мусора осуществляется на объект для размещения отходов. При администрации создана и функционирует административная комиссия, в компетенцию которой входит рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенных к ведению комиссии Законом Ивановской области «Об административных правонарушениях в Ивановской области». Положения п. 2 ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» относят выполнение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения не только на органы местного самоуправления, но и в равной степени на организации всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей, граждан, а также определяют, что выполнение указанных требований должно осуществляться указанными лицами за счет собственных средств. В данном случае отходы образовались в результате жизнедеятельности жителей многоквартирных домов, которые выбрали для себя управляющую компанию, которая в свою очередь заключает договоры на вывоз мусора с МУП «САХ и благоустройство г. Вичуга». Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица МУП «САХ и благоустройство г. Вичуга» - директор М. пояснил, что между администрацией городского округа Вичуга и МУП имеются разовые договоры на уборку мусора. В 2012 году заключалось два договора на уборку улиц сроком действия до 15.05.2012 г., с ЖРУ заключен договор на вывоз мусора от многоквартирных домов. В городе принята безконтейнерная система сбора отходов: в определенное время по установленному графику жители обязаны выносить мусор в контейнер машины. Площадки для сбора мусора не определены. Свалка мусора является теми отходами, которые жители выбрасывают и которые ежедневно убираются. Считает, что администрация свои обязанности по организации сбора и вывоза мусора выполняет.

Представитель ЖРУ З. пояснила, что земельный участок под многоквартирным домом в ведение ЖРУ не передан, в обязанность ЖРУ ликвидация имеющейся свалки, в том числе уборка придомовой территории не входит, поскольку это не включено в тариф на вывоз мусора.

Заслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Вичугского межрайонного прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.     

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Данное право также закреплено в п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 1 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.

Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с п. 3.4 СанПиН 3.5.2.1376-03 не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам.

Пункт 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 предписывает, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

На основании абзацев 2, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов не допускать загрязнение, захламление земель.

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального законаот 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", п. 3 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Администрация городского округа Вичуга Ивановской области является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, к компетенции которой относится обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, правовыми актами городской Думы и главы городского округа (ст.ст. 28,29 Устава городского округа Вичуга).

В судебном заседании установлено наличие свалки отходов производства и потребления, размещенных навалом на территории земельного участка около <адрес> на расстоянии 12 метров от торца дома, где расположен подъезд     № 1, около проезжей части автодороги. Земельный участок под многоквартирным домом отмежеван, границы земельного участка установлены. Свалка (навал) отходов производства и потребления находится на землях городского поселения, не являющихся территорией объекта предназначенного для размещения отходов.

Установленные судом обстоятельства, подтверждаются материалами дела, показаниями специалиста - инженера-топографа П., не отрицаются участниками процесса.

Суд, проанализировав нормы действующего законодательства и установленные фактические обстоятельства дела, приходит к выводу, что администрация городского округа Вичуга, являясь органом местного самоуправления, не предприняла всех необходимых мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, находящегося на земельном участке, принадлежащего городскому поселению. Наличие свалки на протяжении длительного времени, появление нового мусора, взамен собранного и вывезенного, свидетельствует о ненадлежащей организации в решении данного вопроса местного значения. Действия граждан, в том числе и нарушающие правила благоустройства, не освобождают органы местного самоуправления от исполнения последними обязанностей, возложенных на них Законом.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Не соблюдение экологических, санитарно-эпидемиологических требований законодательства нарушает права граждан на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде и создает опасность причинения вреда экологии, здоровью граждан.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Заявленные прокурором исковые требования направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральными законами, и на защиту прав жителей городского округа Вичуга на благоприятную окружающую среду, и подано Вичугским межрайонным прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.

В связи с выявленными нарушениями законодательства, суд считает необходимым обязать ответчика устранить допущенные нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

     

Обязать администрацию городского округа Вичуга Ивановской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки (навала) отходов производства и потребления на территории земельного участка около дома <адрес> на расстоянии 12 метров от торца дома, где расположен подъезд № 1, около края проезжей части автодороги.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме (26.11.2012 г.)

        

Судья                                Е.А. Горшкова

2-529/2012 ~ М-623/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Вичугский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация г.о. Вичуга
Другие
ООО "ЖРУ №1"
МУП "САХ и благоустройство г.Вичуга"
Суд
Вичугский городской суд Ивановской области
Судья
Горшкова Елена Анатольевна
Дело на странице суда
vichugsky--iwn.sudrf.ru
19.09.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.09.2012Передача материалов судье
24.09.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.09.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2012Подготовка дела (собеседование)
11.10.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.10.2012Судебное заседание
14.11.2012Судебное заседание
19.11.2012Судебное заседание
20.11.2012Судебное заседание
04.12.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2013Дело оформлено
08.02.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее