Дело № 2-129/2019
Поступило 18.04.2019
УИД 70RS0015-01-2019-000169-05
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
23 апреля 2019 года с. Кожевниково
Кожевниковский районный суд Томской области в составе председательствующего Фомича Д.П.,
при секретаре Улыбиной И.С.,
с участием прокурора Кудряшовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кожевниковского района, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Малиновская основная общеобразовательная школа» обязать оборудовать здание школы системой видеонаблюдения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кожевниковского района, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Малиновская основная общеобразовательная школа» (далее по тексту МКОУ «Малиновская СОШ») обязать оборудовать здание школы системой видеонаблюдения, мотивировав тем, что прокуратурой Кожевниковского района по заданию прокуратуры области проведена проверка исполнения муниципальным казенным образовательным учреждением «Малиновская основная общеобразовательная школа» (далее – Малиновская ООШ) требований законодательства о безопасности обучающихся, в ходе которой выявлены нарушения закона в указанной сфере.
В связи с вышеизложенным, в адрес директора Малиновской ООШ прокуратурой района 11.12.2018 внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности обучающихся.
Согласно ответу директора Малиновской ООШ представление рассмотрено и признано обоснованным.
Вместе с тем требования прокурора в полном объеме не исполнены до настоящего времени.
В ходе проверки установлено, что система видеонаблюдения в МКОУ «Малиновская ООШ» отсутствует, несмотря на то, что ее установка согласно муниципальной программе «Профилактика террористической и экстремистской деятельности в муниципальном образовании Кожевниковский район на 2018-2020 годы» была запланирована на 2018 год.
Отсутствие системы видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, свидетельствует о неисполнении Малиновской ООШ обязанностей по созданию безопасных условий обучения.
Прокурор Кожевниковского района просил обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Малиновская основная общеобразовательная школа» оборудовать здание школы системой видеонаблюдения в срок до 01.09.2019.
В судебном заседании прокурор Кудряшова Н.А. исковое заявление поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика – директор МКОУ «Малиновская СОШ» Гончарова О.Н. не возражала против удовлетворения заявления, просила дело рассмотреть без ее участия, о чем указала в заявлении.
Суд в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие ответчика и вынести решение по имеющимся доказательствам.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ст.2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В соответствии с п.7 ч.1 ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п."д" ст.11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
На основании ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Во исполнение требований федеральных программ образования, утверждаемых Правительством Российской Федерации и предусматривающих создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях, Министерством образования и науки Российской Федерации издан приказ от 11.11.2009 г. N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений".
Данным приказом руководителям подведомственных образовательных учреждений предписано принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, увеличить объемы финансирования из собственных внебюджетных средств на реализацию мероприятий по комплексной безопасности; органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Кроме того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки Российской Федерации 04.06.2008 г. разработаны методические указания в письме N 03-1423, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному году.
В письме также указано, что при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраной, инженерно-технических средств охраны, в том числе системы видеонаблюдения и контроля.
Согласно п. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Вместе с тем, следует отметить, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
11.12.2018 года прокурором Кожевниковского района вынесено представление директору МКОУ «Малиновская СОШ» об устранении нарушения законодательства о безопасности обучающихся.
12.12.2018 года МКОУ «Малиновская СОШ» дан ответ, что действительно МКОУ «Малиновская СОШ» не установлены видеокамеры.
10.04.2019 года в ответ на письмо от 10.04.2019 года МКОУ «Малиновская СОШ» сообщила, что установка видеонаблюдения была запланирована на 2018 год, но не была осуществлена. Администрацией школы было подано ходатайство о выделении финансов для решения данного вопроса. Деньги выделены. Контракт заключен с ООО «Спецмонтаж». Срок выполнения услуг с 18.04.2019 по 01.06.2019 года.
В связи с чем, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления и специального указания на это не требуется.
МКОУ "Малиновская СОШ" относится к объектам (территориям) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектам (территориям) сферы деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
Согласно п.23 Требований, в целях антитеррористической защищенности объектов осуществляется ряд мероприятий, в том числе оборудование объектов инженерно-техническими средствами и системами охраны, системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией.
В соответствии с п.27 Требований, система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Таким образом, выявленные нарушения федерального законодательства в деятельности Учреждения не устранены до настоящего времени, что является нарушением положений п.23, п.27 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 №1235.
Отсутствие в образовательном учреждении системы видеонаблюдения способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, исходя из приоритета обеспечения безопасности несовершеннолетних и работников учреждения во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Указанные обстоятельства свидетельствует о невыполнении образовательной организацией возложенной на нее действующим законодательством обязанности по созданию безопасных условий обучения и обеспечения требуемого уровня антитеррористической защищенности.
Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия, исполнение которых возложено на ответчика, возможно только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено. Учитывая требования бюджетного законодательства, связанного с финансированием деятельности учебных учреждений, суд считает возможным определить срок до 01 сентября 2019 года, данный срок разумный и обеспечивает возможность исполнения решения суда.
Если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, при подаче искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина взыскивается с ответчика (если он не освобожден от ее уплаты) при удовлетворении судом исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины. Заявленные требования рассмотрены в интересах неопределенного круга лиц, в связи с чем, размер, подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины должен составлять 300 рублей, в соответствии с абз.3 п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кожевниковского района, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Малиновская основная общеобразовательная школа» обязать оборудовать здание школы системой видеонаблюдения, удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Малиновская основная общеобразовательная школа» оборудовать здание школы системой видеонаблюдения в срок до 01.09.2019 года.
Взыскать с муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Малиновская основная общеобразовательная школа» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кожевниковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Д.П. Фомич