Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2101/2020 от 15.06.2020

63RS0045-01-2020-002160-05

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    13 июля 2020 года                                г.Самара

Ленинский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Ивановой А.И.,

при секретаре Ахметовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2101/2020 по административному исковому заявлению ИФНС России по Промышленному району г. Самары к Никитину Максиму Вячеславовичу о взыскании задолженности по транспортному налогу,

установил:

ИФНС России по Промышленному району г. Самары обратилась в Промышленный районный суд г. Самары с административным исковым заявлением о взыскании с Никитина М.В. недоимки по обязательным платежам, указав, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога, обязанность по уплате налога за 2016-2017 года не исполнил.

Просит взыскать с Никитина М.В. недоимку по транспортному налогу за 2016 год в размере 2 566 руб., за 2017 год недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 2 566 руб. и начисленные пени в размере 41,48 руб., на общую сумму в размере 5 173,47 руб.

Административным истцом также заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд с данными требованиями по причине большого объема выполняемой работы по подготовке налоговым органом заявлений о вынесении судебных приказов за короткий период времени, просит признать указанные обстоятельства уважительными и восстановить пропущенный процессуальный срок на обращение в суд.

Определением Промышленного районного суда г. Самары от 15.05.2020 административное дело № 2а-2288/20 по административному иску ИФНС России по Промышленному району г. Самары к Никитину Максиму Вячеславовичу о взыскании задолженности по транспортному налогу передано по подсудности в Ленинский районный суд г. Самары.

Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, административный истец просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.57 Конституции РФ и п.1 ст.3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Согласно ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Законом Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» в соответствии со ст.14, 356 НК РФ, на территории Самарской области введен транспортный налог. Плательщиками этого налога, согласно ст.357 НК РФ, являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно п.4 ст.397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

В соответствии со ст.69 НК РФ при наличии у плательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.

В силу ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 КАС РФ может быть подано только в случае отмены судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций либо отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.

Из материалов дела следует, что Никитин М.В. является плательщиком транспортного налога за 2016-2017 года в связи с наличием объекта налогообложения: транспортное средство - автомобиль <данные изъяты>, г/н , VIN (л.д. 62).

На основании сведений о зарегистрированных объектах налогообложения административному ответчику посредством почтового отправления направлено налоговое уведомление №32829141 от 21.09.2017 об уплате в срок до 01.12.2017 транспортного налога за 2016 год в размере 2 566 руб., налоговое уведомление № 60538674 от 23.08.2018 об уплате в срок до 03.12.2018 транспортного налога за 2017 год в размере 2 566 руб. (л.д.15, 16).

В связи с неуплатой транспортного налога административному ответчику выставлено требование №13455 по состоянию на 16.02.2018 с предложением в срок до 06.04.2018 уплатить недоимку по транспортному налогу за 2016 год в размере 2 566 руб. и начисленные пени и требование № 13672 по состоянию на 05.02.2019 с предложением в срок до 02.04.2019 уплатить недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 2 566 руб. и начисленные пени в размере 41,48 руб. (л.д.10, 12).

В соответствии с ч.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки.

Таким образом, срок направления ответчику требования об уплате транспортного налога за 2016, 2017 гг., установленный ст.70 НК РФ, административным истцом соблюдён.

Наличие у административного ответчика недоимки по транспортному налогу и задолженности по пени в заявленном размере подтверждается представленным суду расчетом, не доверять которому у суда нет оснований. Расчет является арифметически верным, административным ответчиком не оспаривается.

Размер недоимки за 2016 г. составил 2 566 рублей, в связи с чем она не могла взыскиваться самостоятельно. Общий размер недоимки превысил 3 000 рублей после выставления требования № 13672 от 05.02.2019 об уплате недоимки за 2017 год.

Следовательно, срок на обращение в суд для взыскания с Никитина М.В. недоимки по транспортному налогу за 2016-2017 годы исчисляется с 02.04.2019 г. Указанный срок истёк 02.10.2019 г.

Из материалов дела следует, что истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании налоговой недоимки 07.02.2020 г., т.е. по истечению установленного ст. 48 НК РФ срока на обращение в суд.

Определением мирового судьи судебного участка № 45 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Никитина М.В. недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 5 131,99 руб. и пени в размере 41,48 руб. отказано, равно как и отказано в рассмотрении ходатайства налогового органа о восстановлении пропущенного срока на подачу указанного заявления по причине наличия спора о праве.

Учитывая, что определением мирового судьи отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа, в соответствии со ст. 48 НК РФ шестимесячный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением надлежит исчислять с 02.04.2019.

Административное исковое заявление согласно входящему штампу Промышленного районного суда г. Самары подано 03.04.2020, то есть за пределами установленного ст. 48 НК РФ шестимесячного срока.

Вместе с тем, административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления, из которого следует, что пропуск срока налоговым органом на обращение в суд обусловлен большим объемом выполняемой Инспекцией работы по подготовке заявлений о вынесении судебных приказов за короткий период времени: по состоянию на 01.09.2019 налоговым органом направлено в суд 12 118 заявлений за период с апрель по октябрь текущего года.

Указанные обстоятельства суд не находит уважительными ввиду следующего.

В соответствии с ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока (ч.1 ст.94 КАС РФ). В ч.2 ст.48 НК РФ предусмотрено право суда восстановить пропущенный по уважительной причине срок для подачи заявления.

Уважительными причинами пропуска срока для подачи искового заявления в суд признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно подать заявление.

Принимая во внимание, что административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций. Введение нового программного обеспечения, сбои в его работе, равно как объем претензионной работы относятся к обстоятельствам организационного характера, в связи с чем не могут быть признаны уважительной причиной пропуска налоговым органом срока обращения в суд. Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Из анализа положений п.п.1-3 ст.48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 года №1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Суд, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (п.1 ст.3 НК РФ), исходит из универсальности воли законодателя, выраженной в ч.2 ст.48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке суммы налога.

Судом установлено, что налоговым органом нарушен шестимесячный срок для обращения в суд с данным административным исковым заявлением.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки.

Каких-либо причин, объективно препятствующих административному истцу своевременно обратиться с административным иском, не установлено, соответственно, предусмотренный законом шестимесячный срок пропущен налоговым органом без уважительных причин.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Согласно ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требование ИФНС России по Промышленному району г. Самары о взыскании с Никитина М.В. недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере 2 566 руб., недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 2 566 руб. и пени в размере 41,48 руб., удовлетворению не подлежит в связи с пропуском срока на обращение в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:


    В удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по Промышленному району г. Самары о взыскании с Никитина Максима Вячеславовича недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере 2 566 руб., недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 2 566 руб. и пени в размере 41,48 руб. – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16.07.2020.

Судья                (подпись)                А.И. Иванова

Копия верна: судья

2а-2101/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ИФНС России по Промышленному району г. Самары
Ответчики
Никитин М.В.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
15.06.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
16.06.2020Передача материалов судье
17.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.07.2020Судебное заседание
16.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее