Именем Российской Федерации
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
по делу № 2-2645/19
г. Наро-Фоминск 29.08.2019
Наро-Фоминский городской суд Московской области в лице председательствующего Кутиченко Е.А. при секретаре Грибановой П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» к Макаровой И.В. о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации
Установил:
Государственная компания «Российские автомобильные дороги» обратилась в суд с иском к Макаровой И.В. в котором просит изъять у Макаровой И.В. для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) с предоставлением равноценного возмещения за изъятие за счет субсидий из федерального бюджета: земельный участок земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>
В обоснование заявленных требований указано, что ГК «Автодор» осуществляет деятельность по реализации проекта: «Реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-3 «Украина» - от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев), участок км 65 - км 173, Московская и Калужская области» на основании Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствии с Земельным Кодексом РФ, ФЗ от 08 ноября 2007 года №257 -ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 года №848 «О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2010 года №5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения» В целях обеспечения реализации проекта по строительству Объекта в соответствии с Распоряжением Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР) № 2624-р от 16.07.2018 в том числе подлежит изъятию в установленном порядке: земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Ответчик владеет указанным земельным участком на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.11.2010 года сделана запись регистрации №, что подтверждается выпиской из ЕГРН № от 18.12.2018. Государственная компания уведомила Ответчика о принятом решении, об изъятии принадлежащего Ответчику Земельного участка, направив копию Распоряжения об изъятии в адрес Ответчика (письмо б/н, 31.08.2018), а Ответчик получил почтовое отправление 05.10.2018, что подтверждается чеком об оплате, описью вложения и ответом ФГУП «Почта России» на запрос. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (п. 6 ст. 279 ГК РФ)
В судебном заседании представитель Государственной компании «Российские автомобильные дороги» исковые требования поддержала по указанным выше доводам и основаниям, просила иск удовлетворить.
Ответчик .А. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки не известны, ходатайств об отложении не поступало. Дело рассматривается в порядке заочного производства.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса РФ в редакции, действующей с 1 апреля 2015, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регламентирован главой VII.1. Земельного кодекса РФ, статьями 56.2 – 56.11.
В случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, изъятие6 земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости, направляют копию решения об изъятии в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» заказного письма. После уведомления правообладателя изымаемой недвижимости он вправе направить в орган, принявший решение об изъятии, сведения о почтовом адресе для направления данному правообладателю проекта соглашения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в судебном порядке.
Согласно статье 56.9 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии. Проект такого соглашения направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельный участок и расположенные на них объекты недвижимого имущества. Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Распоряжением Министерства транспорта РФ от 16.07.2018 № 2624-р Об изъятии для нужд РФ земельных участков и объектов недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта «Реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе федеральной автомобильной дороги М-3 «Украина» - от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев), участок км 65 – км 173, Московская и Калужская области», II этап участок км 65 – км 124. Земельный участок ответчика подлежит изъятию для нужд Российской Федерации.
23.10.2018 Макаровой И.В. направлено уведомление о вызове Макаровой И.В. для заключения соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд 31.08.2018.
Согласно ответа ФГУП «Почта России» почтовое отправление получено адресатом 05.10.2018.
01.02.2019 года Государственная компания с сопроводительным письмом (исх. №1080-03) направила ответчику для согласования и подписания проект соглашения об изъятии Земельного участка для государственных нужд с приложением отчета об определении рыночной стоимости объектов оценки, а ответчик получила письмо 28.02.2019, что подтверждается чеком об отправке с описью вложения, а также отчетом об отслеживании почтового отправления.
Рыночная стоимость земельного участка согласно ст. 66 ЗК РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в том числе ст. 8 указанного закона установлена обязательность проведения оценки при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд.
Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлены ст. 56.8 ЗК РФ.
Согласно Отчету №, выполненному оценщиком АО «Инжиниринговая компания «РГП» (приложение №4) размер возмещения за изымаемый Земельный участок составляет <данные изъяты> рублей, из них: <данные изъяты> рублей - рыночная стоимость земельного участка, <данные изъяты> рублей - убытки.
Размер возмещения ответчику в связи с изъятием принадлежащего ему земельного участка в интересах Объекта строительства определен в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
Исследовав доводы сторон относительно заявленных требований, в том числе и стоимости возмещения за изымаемое имущество, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что основанием к принятию решения об изъятии принадлежащего на праве собственности ответчику земельного участка с кадастровым номером № явилась необходимость использования такого земельного участка для Реконструкции с последующей эксплуатацией на платной основе федеральной автомобильной дороги М-3 «Украина» - от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев), участок км 65 – км 173, Московская и Калужская области, то есть для нужд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных, его правообладателю предоставляется возмещение.
Согласно статье 56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. Пунктом 5 указанной выше статьи установлено, что определение выкупной цены земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, производится исходя из вида разрешенного использования, установленного в отношении такого участка до начала процедуры его изъятия для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 56.10 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии.
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Анализ экспертного заключения относительно определения выкупной цены земельных участков свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение стоимости возмещения.
Ставить указанное экспертное заключение в части определения рыночной стоимости объектов оценки под сомнение у суда оснований не имеется.
В соответствии со статьей 56.11. Земельного кодекса РФ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности. В результате изъятия земельного участка, принадлежащих гражданину на праве собственности, для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина на такое имущество.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» к Макаровой И.В. о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации удовлетворить.
Изъять у Макаровой И.В. для государственных нужд Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства, расположенный по адресу: <адрес>, с предоставлением равноценного возмещения за изъятие за счет субсидий из федерального бюджета в размере <данные изъяты> руб.
Ответчик вправе подать в Наро-Фоминский городской суд заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.А. Кутиченко
Решение суда в окончательной форме изготовлено 05.09.2019