Мотивированное решение составлено 14.02.2019 г.
Дело № 2 – 243 / 2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 января 2019 года г.Ярославль
Красноперекопский районный суд г.Ярославля в составе
судьи Тарасовой Л.А.,
при секретаре Кожуховой К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Красноперекопского района г.Ярославля в интересах Российской Федерации к Корневой Ирине Валентиновне, Мигрожову Али Саторкуловичу об установлении факта фиктивной постановки на миграционный учет иностранного гражданина и снятии с миграционного учета,
у с т а н о в и л :
Заместитель прокурора Красноперекопского района г. Ярославля обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации с требованием признать направление Корневой И.В. в уполномоченный орган в сфере миграции уведомления о прибытии иностранного гражданина Мигрожова Али Саторкуловичав место пребывания по адресу: АДРЕС незаконным. Установить факт фиктивной постановки на миграционный учет иностранного гражданина Мигрожова А.С., признать постановку с 02.10.2018 по 25.12.2018 на миграционный учет иностранного гражданина Мигрожова А.С. по месту пребывания по адресу: АДРЕС недействительной.Обязать Корневу И.В. снять Мигрожова А.С. с миграционного учета по месту пребывания в жилом помещении по адресу: АДРЕС.
В судебном заседании прокурорЛоскуткин С.Н. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Ответчики Корнева И.В., Мигрожов А.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили, мнение по иску не представили.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Установлено, что прокуратурой Красноперекопского района г. Ярославля проведена проверка соблюдения федерального законодательства при регистрации иностранных граждан.
В ходе проведенной проверки установлено, что в жилом помещении, расположенном по адресу: АДРЕС, с 02.10.2018 по 25.12.2018 зарегистрирован по месту пребывания Мигрожов Али Саторкулович, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения.
Установлено, что вышеуказанный гражданин республики Узбекистан по адресу: АДРЕС не проживает и никогда не проживал.
По факту фиктивной постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания 05.12.2018 г. прокурором Красноперекопского района г. Ярославля вынесено постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании Корневой И.В., в действиях которой усматриваются признаки преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ.
В силу ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии с пунктами 3 и 6 ч. 1 ст. 4ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" миграционный учет осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
На основании ст.ст. 11, 12ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляет, в том числе, следующие полномочия: регистрация иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; проставление отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина; внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания: контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.
Согласно ст. 2ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренномчастью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Фиктивная постановка на учет по месту пребывания - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.
В силу ст. 7ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Статья 21ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" устанавливает, что
иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, об адресе организации в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 23 ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" установления в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания является основанием для снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания
Соответствующий порядок утвержден Приказом ФМС России от 09.12.2014 N 649 "Об утверждении Порядка установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован, и Порядка установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.02.2015 N 36235).
Пунктом 2.2 Порядка установлено, что факт фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован, признается установленным в случаях, если имеется подтверждение, что иностранный гражданин зарегистрирован по месту жительства без намерения проживать в соответствующем жилом помещении.
В силу п. 5 Порядка при получении данных, свидетельствующих о наличии одного из обстоятельств, указанных в пунктах 2.1 - 2.3 настоящего Порядка, в течение 3 рабочих дней сотрудник выносит мотивированное заключение об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства и снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства. Заключение утверждается руководителем (начальником) территориального органа ФМС России или его заместителем, руководителем (начальником) структурного подразделения территориального органа ФМС России или его заместителем в соответствии с полномочиями, предусмотренными их должностными регламентами (должностными инструкциями).
Из объяснений Корневой И.В., данных ею 04.12.2018 г. в рамках проверки, следует, что в один из дней сентября 2018 года к ней обратился мужчина Узбекской национальности, данные о личности которого ей не известны, с просьбой формально за денежное вознаграждение в размере 1500 рублей оформить регистрацию его земляку - гражданину Узбекистана. При этом, мужчина пояснил, что указанный гражданин Узбекистана фактически проживает и работает на территории города Рыбинска и ему требуется просто формально оформить временную регистрацию на территории Ярославской области в целях исполнения требований законодательства РФ. Она совместно с указанным мужчиной проследовала в ОВМ ОМВД России по Красноперекопскому городскому району, где он передал ей заполненное им собственноручно уведомление о прибытии иностранного гражданина Узбекистана в принадлежащую Корневой И.В. квартиру по адресу: АДРЕС, а также удостоверяющие личность данного гражданина документы. Данные о личности гражданина Узбекистана не помнит, допускает, что им мог являться гражданин Мигрожов А.С. После чего она собственноручно подписала уведомление и передала его с иными необходимыми документами работнику ОВМ ОМВД России по Красноперекопскому городскому району. Мигрожова А.С. она лично никогда не видела, как он выглядит ей известно, в принадлежащей ей квартире он никогда не был и не проживал, ключи от входных дверей своей квартиры не передавала, местонахождение указанного лица ей неизвестно. Предполагалось формальное оформление регистрации указанному иностранному гражданину, без фактического предоставления ему для проживания принадлежащего Корневой жилогопомещения, поскольку в квартире по указанному адресу на постоянной основе длительное время проживала одна и та же семья.
Принимая во внимание, что иностранный гражданин зарегистрирован по месту жительства по адресу: АДРЕС без намерения проживать в соответствующем жилом помещении, учитывая, что органами миграционного учета, соответствующего решения, предусмотренного Приказом ФМС России от 09.12.2014 № 649, принято не было, суд считает необходимым признать постановку иностранного гражданина Мигрожова А.С. на учет фиктивной.
Требования о признании направления Корневой в уполномоченный орган в сфере миграции уведомления о прибытии иностранного гражданина Мигрожова в место пребывания по адресу: АДРЕС - 51 незаконным, установлении факта фиктивной постановки на миграционный учет иностранного гражданина Мигрожова по месту пребывания по указанному адресу заявлены излишне, так как из признания регистрации фиктивной следует, что она не соответствует требованиям закона.
Оснований для снятия Мигрожова А.С. с регистрационного учета по вышеуказанному адресу не имеется, ввиду того, что срок его регистрации по адресу: АДРЕС истек 25.12.2018 года.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Доказательств для иного вывода суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать фиктивной постановку на миграционный учет иностранного гражданина Мигрожова Али Саторкуловичапо месту пребывания по адресу: АДРЕС период с 02.10.2018 г. по 25.12.2018 г.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Л.А.Тарасова