РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 июля 2014 года Судья Похвистневского районного суда Самарской области Федосеева С.Л.,
при секретаре Шамшура Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1012/14 по заявлению Филатьева <данные изъяты>, Филатьевой <данные изъяты> к Администрации городского округа Похвистнево о признании неправомерным отказа в согласовании переоборудования квартиры
у с т а н о в и л:
Филатьев В.В, и Филатьева Е.С. обратились в суд с заявлением к Администрации городского округа Похвистнево о признании неправомерным отказа в согласовании переоборудования квартиры, указав, что они являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Они ДД.ММ.ГГГГ обратились в Администрацию г.о. Похвистнево с заявлением о согласовании переоборудования принадлежащей им квартиры с установкой индивидуального отопительного прибора, предоставив проект переоборудования и все необходимые документы. Однако Администрацией г.о. Похвистнево письмом от ДД.ММ.ГГГГ им было отказано в согласовании переоборудовании квартиры. Считая, что отказ в согласовании переоборудования неправомерным заявители просили обязать Администрацию городского округа Похвистнево принять решение о согласовании переоборудования принадлежащей им квартиры.
Представитель Администрации городского округа Похвистнево Пензин Е.А. доводы жалобы не признал, указав, что заявление супругов Филатьевых о согласовании переоборудования квартиры было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ на заседании Комиссии по вопросам переустройства и перепланировки жилых помещений, в согласовании переоборудования было отказано, поскольку отсутствует согласие всех собственников жилого дома о переходе всего многоквартирного жилого дома на индивидуальное отопление, а так же в связи с отсутствием сведений о соответствии индивидуального источника тепловой энергии установленным требованиям, а так же поскольку запрещен переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии не предусмотренных соответствующим перечнем.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
В силу пункта 1 частей 1, 2 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 307, перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:
наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;
наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;
температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия;
давление теплоносителя - до 1 МПа.
Пунктом 7.3.7 строительных норм и правил "Здания жилые многоквартирные" (СНиП 31-01-2003), принятых и введенных в действие с 01 октября 2003 года постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23 июня 2003 года N 109, также установлено, что в квартирах и встроенных помещениях общественного значения многоквартирных жилых домов, кроме помещений детских и лечебных учреждений, допускается установка индивидуальных систем теплоснабжения с теплогенераторами на природном газе с закрытыми камерами сгорания.
В судебном заседании было установлено, что Филатьев В.В. и Филатьева Е.С. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> многоквартирном жилом доме по праву общей совместной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ г..
ДД.ММ.ГГГГ Филатьев В.В. и Филатьева Е.С. обратились в Главное Управление градостроительства и коммунального хозяйства Администрации городского округа Похвистнево с заявлением о переустройстве и (или) переоборудовании жилого помещения.
К заявлению ими были приобщены: свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, справка о составе семьи, проектная документация, технический паспорт жилого помещения, справка ООО <данные изъяты> о технической возможности перевода указанной квартиры на индивидуальное отопление с установкой индивидуального котла-колонки, Акт обследования дымохода, Справка ООО <данные изъяты> о замерах электрического напряжения в квартире заявителя, справка МУП <данные изъяты> о давлении в водопроводной сети в квартире заявителя, акт согласования подключения индивидуального отопления с собственниками жилого <адрес> в <адрес>.
Таким образом, заявителями в соответствующий орган были представлены все необходимые документы, предусмотренные ст. 26 ЖК РФ
Из выписки из протокола заседания комиссии по вопросам перевода жилых помещений в нежилые и нежилых в жилые, переустройства и (или) перепланировки жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на заседании комиссии было рассмотрено заявление Филатьевых о согласовании проведения переустройства принадлежащей им квартиры. Комиссией было принято решение об отказе в согласовании проведения переустройства принадлежащей им квартиры, поскольку в соответствии со схемой теплоснабжения городского округа Похвистнево, утвержденной постановлением Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено перехода одной квартиры в многоквартирном жилом доме на индивидуальный источник тепловой энергии.
Письмом № 3748/Ф от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.Похвистнево Филатьевым было отказано в согласовании перепланировки /переоборудовании принадлежащей им квартиры, поскольку отсутствует согласие всех собственников жилого дома о переходе всего многоквартирного жилого дома на индивидуальное отопление, а так же в связи с отсутствием сведений о соответствии индивидуального источника тепловой энергии установленным требованиям.
В судебном заседании представитель Администрации г.о.Похвистнево Пензин Е.А. дополнительно суду пояснил, что п.15 ст. 14 Закона РФ «О теплоснабжении» содержит пресекательную норму, запрещающую переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии не предусмотренных соответствующим перечнем.
В силу п. 3 ст. 26 ЖК РФ орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Суд признает необоснованными требования Администрации городского округа Похвистнево о необходимости представления заявителями согласия всех собственников многоквартирного жилого дома на предполагаемое переоборудование по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 40 ЖК РФ если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 6 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.06 г. № 491, предусмотрено, что в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Аналогичным образом ч. 1 ст. 36 ЖК РФ включает в состав общего имущества механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Из содержания приведенных норм следует, что оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.
В пп. "д" п. 2 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» воспроизведена норма о включении в состав общего имущества механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающего более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Кроме того, п. 5 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» закрепляет, что в состав общего имущества входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Следовательно, по смыслу п. 6 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» во взаимосвязи с пп "д" п. 2 и п. 5 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.).
Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения.
С учетом изложенного, системное толкование п.6 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» не дает оснований для вывода о том, что обогревающие элементы внутридомовой системы отопления, обслуживающие только одну квартиру, включаются в состав общего имущества собственников многоквартирного дома.
Аналогичная позиция содержится в Решении Верховного Суда РФ от 22.09.2009 г. № ГКПИ09-725 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491».
Из представленного суду Проекта «автономной системы отопления <адрес> по адресу: <адрес>», изготовленного ООО <данные изъяты> следует, что проектом предусмотрена реконструкция существующей централизованной системы отопления, путем отсоединения от существующей системы отопления, демонтажа отопительных приборов и подводки к ним и монтажа автономной системы отопления с установкой теплогенератора. Представлена схема теплоснабжения квартиры заявителей.
В качестве нагревательных приборов приняты алюминиевые радиаторы. Стояки центральной системы отопления предусмотрено закольцевать, в верхних точках установить вентили удаления воздуха, стояки в пределах квартиры изолировать трубной изоляцией Термофлекс.
В качестве источника поквартирного теплоснабжения принят теплогенератор марки Baxi с закрытой камерой сгорания. Котел является проточным, работающим на природном газе с принудительным отводом продуктов сгорания. Котел предназначен для отопления и горячего водоснабжения. Котел оборудован автоматикой безопасности.
Блок управления котла контролирует сигналы подключенных элементов:
-датчик давления и температуры 0В;
-датчик протока и температуры ГВС,-
-аварийного термостата / прекращает подачу газа при повышении max температуры/;
-маностата /срабатывает при нарушении дымоудаления/
Блок управления контролирует :
-газовый вентиль,
-трехходовый вентиль,
-циркуляционный насос;
-вентилятор.
Забор воздуха на горение для котла осуществляется через отверстие в наружной стене размером 100x100мм. Вентиляция помещений предусмотрена приточно-вытяжная с естественным побуждением. Приток в помещения - неорганизованный, вытяжка (кухни, санузлы) - через вентканалы в конструкциях стен. Отвод продуктов сгорания от котла до дымохода предусмотретн газоотводной трубой диаметром 80 мм. Дымоход от котла индивидуальный, выполненный в кирпичной кладке, строго вертикально, с полным заполнением швов раствором. Размеры дымохода 140х 140 мм.
Из технического паспорта «Высокопроизводительного настенного газового котла «Baxi» следует, что на котел нанесена маркировка СЕ, что означает его соответствие требованиям:
- газового норматива 2009/142/ЕС
- норматива по производительности 92/42/ЕЕС
- норматива о электромагнитной совместимости 2004/108/ЕС
- норматива по низким напряжениям 2006/95/ЕС
Из технических данных «Высокопроизводительного настенного газового котла «Baxi mainfour 18F-24F» следует, что диапазон температур в контуре отопления составляет от 30 до 80 градусов Цельсия, максимальное давление в системе отопления 3 бар, ( т.е. 0,3 МПа.).
Таким образом, высокопроизводительный настенный газовый котел марки «Baxi mainfour 18F-24F» соответствует требованиям Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 307.
Судом так же установлено, что общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме являются стояки центрального отопления, которые в результате предполагаемого переоборудования заявителями никаким образом не затронуты, а радиаторы, обеспечивающие теплом только их квартиру, общим имуществом жильцов многоквартирного дома не являются, отключение находящихся в квартире радиаторов от централизованной системы отопления с сохранением стояков внутридомовой системы отопления не является уменьшением размера общего имущества в многоквартирном доме.
Учитывая изложенное, суд признает, что для производства указанного заявителями переоборудования квартиры согласия всех собственников многоквартирного жилого дома не требуется.
Суд признает несостоятельными довод представителя Администрации го Похвистнево, заявляющего о необходимости представления заявителями заявления о согласии собственников всех жилых помещений многоквартирного жилого дома о переходе всего дома на индивидуальное теплоснабжение квартир, а так же довод, что законодательство содержит запрет на переход на индивидуальное отопление квартир в многоквартирном жилом доме, поскольку данные доводы Администрации не основаны на законе.
Суд не может принять во внимание довод представителя Администрации, утверждающего, что согласование переоборудования квартиры заявителей на индивидуальное теплоснабжение невозможно, ввиду отсутствия данной возможности в «Схеме теплоснабжения городского округа Похвистнево», поскольку в Постановлении Администрации городского округа Похвистнево № 1314 от 04.09.13 г., которым утверждена «Схема теплоснабжения городского округа Похвистнево», отражены теплосети, расположенные на территории городского округа и не отражены схемы теплоснабжения жилых домов в т.ч. с поквартирной разбивкой, а схема теплоснабжения квартиры заявителей содержится в представленном проекте.
Доказательств того, что установка заявителями индивидуального источника тепловой энергии окажет влияния в целом на теплоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Администрацией <адрес> суду не представлено.
Таким образом, судом не было установлено наличие оснований для отказа супругам Филатьевым в согласовании переоборудования квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, следовательно отказ Администрации го Похвистнево в согласовании данного переоборудования является незаконным.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным обязать Администрацию городского округа Похвистнево согласовать заявителям Филатьевым переоборудование квартиры с установкой индивидуального квартирного источника тепловой энергии.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ
р е ш и л :
Признать неправомерным отказ администрации городского округа Похвистнево в согласовании Филатьеву <данные изъяты> и Филатьевой <данные изъяты> переоборудования квартиры, расположенной по адресу: <адрес> с установкой индивидуального квартирного источника тепловой энергии.
Обязать Администрацию городского округа Похвистнево согласовать Филатьеву <данные изъяты> и Филатьевой <данные изъяты> переоборудование квартиры, расположенной по адресу: <адрес> с установкой индивидуального квартирного источника тепловой энергии.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Похвистневский районный суд в месячный срок.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья С.Л.Федосеева