2-1709/13
ОПРЕДЕЛЕНИЕ05.06.2013г. Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Галактионова Д.В., с участием прокурора Кулинич Н.Ю., при секретаре Абдулазизовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Шахты в интересах неопределенного круга лиц к Махнорылову Д.В. об обязании обеспечить беспрепятственный доступ в помещения инвалидов и других маломобильных посетителей путем сооружения пандуса при входе в здание и наружной лестницы с поручнями,
установил:
Прокурор г. Шахты обратилась в Шахтинский городской суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что прокуратурой города Шахты в рамках полномочий, предоставленных ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации на территории города Шахты, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.
В силу ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, поелусмотоенных Конституцией РФ (ст.ст. 2. 7. 18, 19).
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» все организации независимо от формы собственности создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Так, в соответствии с п.З ст.2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности " является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения.
В соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортно и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечить их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государственных экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с п.1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Таким образом, действующим законодательством нормативно закреплено требование обеспечения доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры, в том числе общественных зданий для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями.
Конкретизация указанных положений федерального закона закреплена в требованиях иных федеральных законов и строительных нормах и правилах. Во исполнение требований законодательства о защите прав и интересов инвалидов разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».
Основными документами в системе названных нормативных документов являются Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999 № 73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятые постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73 (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001).
К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям».
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001).
В соответствии с п. 1.1 СНиП 35-01-2001 при новом проектировании и реконструкции общественных жилых зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.
Пункт 3.13 СНиП 35-01-2001 предусматривает, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и каждого доступного для указанной категории лиц подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.
В соответствии с п. 1.2 СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям» положения Свода правил распространяются как на здания, попадающие под действие СНиП 2.08.02-89*, так и иные, но выполняющие функции общественного обслуживания и доступные для маломобильных групп населения.
Приказом Минрегиона РФ от 1 сентября 2009 г. № 390 утверждены СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», приложение А которых содержит перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения.
В данный перечень, помимо прочего, включены здания и помещения сервисного обслуживания населения, учреждения здравоохранения, аптеки.
Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В здании, по <адрес> в помещениях на 1 этаже расположена аптека ООО «Фармада».
Собственником нежилых помещений является Махнорылов Д.В., что подтверждается сведениями, полученными из Шахтинского отдела Управления Росреестра по Ростовской области.
Проверкой установлено, что помещения для использования под аптеку переданы ООО «Фармада» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Договор аренды до сегодняшнего дня не расторгнут.
Проведенной проверкой установлено, что в помещения, которые арендуются ООО «Армада» для осуществления деятельности аптеки, расположенном по <адрес>, условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в помещение, не созданы.
Согласно п. 1 договора аренды помещения передаются ООО «Фармада» для использования в качестве аптеки. Следовательно, цель использования данного здания, указанная в договоре определяет данный объект социальной инфраструктуры, а значит должен быть обеспечено беспрепятственное использование его инвалидами в силу закона.
Таким образом, Арендатор по согласованию с Арендодателем обязан оборудовать вход в арендуемом помещении пандусом с поручнями, обеспечивающим доступ инвалидов. Отсутствие в договоре аренды упоминания о праве самостоятельно установить пандус не освобождает арендатора от выполнения требований, предусмотренных п. 2 ст. 616 Гражданского кодекса РФ, согласно которому арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества. А также не освобождает от выполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов, поскольку выбор помещения, соответствующего всем необходимым требованиям, находится в сфере деятельности арендатора, в случае заключения договора аренды на неподходящих условиях арендатор не вправе ссылаться на них.
В силу ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» собственник здания при отсутствии технической возможности оборудовать здание пандусом обязан принять меры, компенсирующие отсутствие технической возможности полностью приспособить действующий объект для нужд инвалидов. Мер, согласованных с общественной организацией инвалидов, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, не принято.
Указанные нарушения требований законодательства существенно ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование объектом социальной инфраструктуры.
Статья 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Данное обстоятельство является поводом и основанием для обращения прокурора в соответствии со ст. 45 ГПК РФ в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного просит:
Обязать ООО «Фармада», Махнорылову Д.В. обеспечить беспрепятственный доступ в помещения магазина, расположенного по <адрес> инвалидов и других маломобильных посетителей путем сооружения пандуса при входе в здание и наружной лестницы с поручнями.
Прокурор в судебное заседание явился, представил письменное заявление, в котором отказывается от исковых требований полностью. Просил производство по делу прекратить.
Ответчик ООО «Фармада» в судебное заседание явился, не возражает против отказа истца от иска и прекращении производства по делу.
Ответчик Махнорылов Д.В. в судебное заседание явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в соответствии с главой 10 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд считает возможным принять отказ прокурора от иска.
Согласно ч.2 ст.39 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Подобных обстоятельств не установлено.
В соответствии с абз.3 ст.220 ГПК РФ суд или судья прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Содержание ст. 220-221 ГПК РФ истцу разъяснено и понятно.
Учитывая, что отказ от заявления не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает отказ от заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 152, 220, 221 ГПК РФ, суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по делу по иску прокурора г. Шахты в интересах неопределенного круга лиц к Махнорылову Д.В. об обязании обеспечить беспрепятственный доступ в помещения инвалидов и других маломобильных посетителей путем сооружения пандуса при входе в здание и наружной лестницы с поручнями прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение 15 дней.
Судья (подпись)
Копия верна
Судья Галактионов Д.В.
Секретарь