Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-843/2013 ~ М-860/2013 от 14.11.2013

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2013 года г. Сковородино

Сковородинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Петрашко С.Ю.,

с участием помощника прокурора Сковородинского района Минтенко И.И.,

лица, в интересах которого подано исковое заявление – Плесковой Е.А.,

представителя администрации Сковородинского района – Рябовой В.С.,

при секретаре Самохваловой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сковородинского района в интересах Плесковой <данные изъяты> к Администрации <адрес> о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта – (п.г.т.) <адрес> <адрес>, по нормам предоставления площади жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сковородинского района в интересах Плесковой <данные изъяты> обратился в суд с иском к администрации Сковородинского района о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта – (п.г.т.) Ерофей Павлович Сковородинского района, по нормам предоставления площади жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м..

В обоснование заявленного требования указал, что в прокуратуру Сковородинского района поступило обращение Плесковой <данные изъяты> с просьбой о защите ее жилищных прав и интересов как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проведенной проверкой установлено. Плескова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Мать Плескова <данные изъяты>, умерла ДД.ММ.ГГГГ; сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.

ДД.ММ.ГГГГ Плескова Е.А. обратилась в администрацию рабочего поселка Ерофей Павлович с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ Плескова Е.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за достойную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет (п.6 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу положений ст. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ -
03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления
муниципальных районов и городских округов наделяются государственными
полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной
поддержки, установленной ч. 1 ст. 4 настоящего Закона (однократное
предоставляются органами местного самоуправления за счет средств
областного бюджета благоустроенные применительно к условиям
соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления).

Из смысла вышеприведенных правовых норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после окончания обучения в учебных заведениях должны быть обеспечены жилыми помещениями органами исполнительной власти по месту жительства немедленно, вне очереди, независимо от каких-либо списков и очередей.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Плескова Е.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствий со ст. 10 Федерального закона от 21,12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» просит суд. Обязать Администрацию Сковородинского района Амурской области предоставить Плесковой <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиямсоответствующего населенного пункта - рабочий поселок (п.г.т.) Ерофей
Павлович Сковородинского района, по нормам предоставления площади
жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м.

В судебном заседании помощник прокурора Сковородинского района Минтенко И.И. заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.

Плескова <данные изъяты> в судебном заседании исковые требования прокурора Сковородинского района поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации Сковородинского района Рябова В.С. - исковые требования прокурора Сковородинского <адрес> не признала, суду пояснила, что в соответствии с абз. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон) органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.

В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, является министерство образования и науки <адрес>.

На основании ст. 4* Закона, формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Закона (далее- список), осуществляется уполномоченным органом по форме согласно приложению к настоящему Закону.

В список включаются указанные в абзаце первом части 1 статьи 4 настоящего Закона лица, достигшие возраста 14 лет.

Список формируется на бумажном и электронном носителях на основании информации о детях-сиротах и детях оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее дети-сироты), представляемой органами самоуправления в уполномоченный орган.

Органы местного самоуправления с момента вступления в силу настоящего Закона осуществляют регистрационный учет детей-сирот, достигших возраста 14 лет, детей –сирот, достигших возраста 18 лет, и детей- сирот, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия, а также детей-сирот, представивших письменные заявления о предоставлении им жилых помещений в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце третьем части 1 статьи 8 Федерального закона.

Органы местного самоуправления ежеквартально, в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в уполномоченный орган информацию о детях-сиротах, указанных в части 4 настоящей статьи.

Формирование списка осуществляется отдельно по каждому муниципальному району и городскому округу в хронологической последовательности по дате постановки детей-сирот на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении до ДД.ММ.ГГГГ и по дате принятия детей-сирот на регистрационный учет в органы местного самоуправления после ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая то, что на основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии при администрации п. Ерофей Павлович, Плескова Е.А. признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ, а именно, как являющаяся нанимателем жилого помещения по договору социального найма и обеспеченной общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, данных о Плесковой Е.А., как о ребенке-сироте, оставшимся без попечения родителей, который подлежит обеспечению жилым помещением, в соответствии с Законом -ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не имеется, субвенций на обеспечение жилым помещением Плесковой Е.А., как ребенка-сироты не предусмотрено.

Учитывая вышесказанное, администрация Сковородинского района просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Сковородинского района.

Представитель третьего лица – Администрации рабочего поселка (пгт) <адрес>, должным образом извещенный о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направил, представил в суд ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации рабочего поселка (пгт) <адрес>

Суд, руководствуясь положениями ч.5 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика – Администрации рабочего поселка (пгт) <адрес>.

Согласно представленному в суд отзыву на исковое заявление следует, что Плескова <данные изъяты> обратилась ДД.ММ.ГГГГ в администрацию рабочего поселка Ерофей Павлович с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на общих основаниях. Решением жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ она была признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет.

После смерти матери за несовершеннолетней Плесковой Е.А. постановлением главы муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ было закреплено жилое помещение в пгт <адрес>.

В 2013 году решением межведомственной комиссии Сковородинского района данное жилое помещение было признано непригодным для проживания.

Третье лицо на стороне ответчика - Министерство образования и науки Амурской области, должным образом извещенное о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направило, представило в суд отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства образования и науки Амурской области.

Суд, руководствуясь положениями ч.5 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица - Министерства образования и науки Амурской области.

Согласно представленному в суд отзыву на исковое заявление Министерства образования и науки Амурской области следует, что Министерство полагает, что требования заявителя противоречат положениям Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ о социальных гарантиях для данной категории лиц, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с абзацем первым и четвертым статьи 5 Закона Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной частями 1,6,9 статьи 2 и частью 3 статьи 4 указанного Закона, а средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенции.

На основании статьи 4 Закона формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Закона (далее- список), осуществляется уполномоченным органом.

Список формируется на бумажном и электронном носителях на основании информации о детях-сиротах и детях оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее дети-сироты), представляемой органами самоуправления в уполномоченный орган.

Органы местного самоуправления с момента вступления в силу настоящего Закона осуществляют регистрационный учет детей-сирот, достигших возраста 14 лет, детей –сирот, достигших возраста 18 лет, и детей- сирот, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия, а также детей-сирот, представивших письменные заявления о предоставлении им жилых помещений в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце третьем части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Органы местного самоуправления ежеквартально, в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в уполномоченный орган информацию о детях-сиротах, нуждающихся в жилых помещениях.

Формирование списка осуществляется отдельно по каждому муниципальному району и городскому округу в хронологической последовательности по дате постановки детей-сирот на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении до ДД.ММ.ГГГГ и по дате принятия детей-сирот на регистрационный учет в органы местного самоуправления после ДД.ММ.ГГГГ.

Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства области от ДД.ММ.ГГГГ , определяет главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площади указанных лиц, министерство образования и науки Амурской области.

Ежегодно, в соответствии Законом Амурской области «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 23014-2015 годов» от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ, на календарный год муниципальным образованиям, предоставившим необходимую документацию, предусматриваются субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилья (приложение , 27)

Администрация Сковородинского района сведения о Плесковой <данные изъяты> в министерство не предоставляла в связи, с чем в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями она не внесена.

Согласно приложенному к пакету документов копии Протокола заседания жилищно-бытовой комиссии при администрации п. <адрес> (далее комиссии), комиссией принято решение о признании Плесковой <данные изъяты> нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.2 части 1 статьи 51 Жилищного Кодекса РФ, а именно - являющейся нанимателем жилого помещения по договору социального найма и обеспеченной общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В связи с постановкой на учет, как нуждающейся в жилье в соответствии с нормами ст.49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Плескова <данные изъяты> не относится к числу лиц указанных Законе Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ и Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Таким образом, полагают, что заявитель не обладает правом на получение жилого помещения за счет средств областного бюджета, выделяемых бюджетам муниципальных образований на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Третье лицо - Министерство финансов <адрес>, должным образом извещенное о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки не сообщило.

Суд, руководствуясь положениями ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства финансов <адрес>.

Третье лицо - Отдел образования администрации Сковородинского района, должным образом извещенное о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки не сообщило.

Суд, руководствуясь положениями ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Отдела образования администрации Сковородинского района.

Судом исследованы материалы дела, из которых установлено следующее.

Из заявления Плесковой Е.А. прокурору Сковородинского района следует, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей с 2004 года, так ее мать умерла. До ноября 2010 года она проживала в п. <адрес>. В ноябре 2010 года из-за неисправной печи произошло возгорание, после которого в квартире не возможно было проживать. В настоящее время она с ребенком снимает квартиру. Квартира, закрепленная за ней, согласно постановлению главы, признана непригодной для проживания. Просит разобраться в сложившейся ситуации и помочь ей получить квартиру в соответствии с предъявляемыми нормами.

Из справки о рождении видно, что Плескова <данные изъяты> родилась ДД.ММ.ГГГГ в п. <адрес>, ее родителями являются Плескова <данные изъяты> и Плесков <данные изъяты>, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.

Из копии паспорта на имя Плесковой <данные изъяты>. видно, что Плескова Е.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в п.<адрес> <адрес>, паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ отделением УФМС России по <адрес> в Сковородинском <адрес>, зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ в п. <адрес> <адрес>.

Из копии свидетельства о смерти серии I - ОТ видно, что Плескова <данные изъяты> умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена актовая запись .

Из справки отдела образования Администрации <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Плескова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая в п. <адрес>, <адрес>, в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», относится к категории лиц из числа детей-сирот, так как мать, Плескова <данные изъяты>, умерла ДД.ММ.ГГГГ (а/з от ДД.ММ.ГГГГ). Отец в свидетельстве о рождении не указан.

Согласно договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Администрация рабочего поселка Ерофей Павлович в лице Главы Соломкина <данные изъяты> передала Плесковой <данные изъяты> в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, общей площадью 47,40 кв.м., по адресу: п. <адрес>, <адрес>. Совместно с Плесковой Е.А. в жилое помещение вселены: сестра – Плескова <данные изъяты>, сестра- Плескова <данные изъяты> А.Е., Максимович <данные изъяты>.

Из акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной Главой Сковородинского района, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по заявлению главы рабочего поселка Ерофей Павлович Саломкина А.Г. произведено обследование жилого помещения по адресу п. <адрес>, <адрес> установлено, что дом деревянный, брусовой, наблюдается деформация наружных стен, нижние венцы сгнили и в ветхом состоянии, фундамент на деревянных стульях, завалинка разрушена, пристройка к жилому дому значительно наклонилась, кровля – металлическая, требуется ремонт, наблюдается провисание стропильных ног, отсутствует конек, отопительная печь переложена, полы деревянные, наблюдается значительный уклон, балки перекрытия потолка деревянные провисают значительно, деформация балок перекрытия стен и потолка значительное, провисание балок потолка с опиранием на отопительную печь, остекление окон двойное.

Из заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной Главой Сковородинского района, от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: п. <адрес>, не пригодно для проживания.

Из протокола жилищно-бытовой комиссии при администрации поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Плескова Е.А., 1990 года рождения, зарегистрирована и проживает в пгт <адрес> по <адрес> общей площадью 49 кв.м., на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ . Совместно с заявителем по указанному адресу зарегистрированы: Щин <данные изъяты>- дочь; Плескова <данные изъяты> – сестра; Плесков <данные изъяты> – племянник; Плескова <данные изъяты> – сестра; Максимович <данные изъяты> – отчим. Согласно предоставленной справки Сковородинского отделения Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ регистрация права собственности Плесковой Е.А. на недвижимое имущество не проводилась. Решили: в соответствии с п.2 ч. 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, руководствуясь сь. 52 Жилищного кодекса РФ, признать Плескову <данные изъяты> нуждающейся в жилом помещении и поставить на учет.

Согласно постановлению Главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Максимович <данные изъяты> назначен опекуном над несовершеннолетней Плесковой <данные изъяты>.

Согласно постановлению главы муниципального образования пос. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за несовершеннолетними Плесковой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Плесковой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Плесковой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, закреплена жилая площадь по адресу: п. <адрес> <адрес>.

Заслушав позицию прокурора, изучив доводы представителя ответчика, позицию третьего лица, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.

Пунктом 3 ст.40 Конституции РФ предусмотрено, что малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В судебном заседании на основе исследованных доказательств достоверно установлено, что Плескова Е.А. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, с 2004 года, мать Плесковой Е.А. – Плескова Ж.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Плесков <данные изъяты> – записан со слов матери.

Согласно статье 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно п. 8 ч.1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании установлено, что за несовершеннолетней Плесковой Е.А. постановлением главы муниципального образования пос. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ закреплена жилая площадь по адресу: п. <адрес>, <адрес>.

Из договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в жилом помещении по адресу: п. <адрес> <адрес>, проживает Плескова Е.А., Плескова А.В., Плескова Ю.А., Максимович В.Б..

Также из данного договора установлено, что общая площадь вышеуказанного жилого помещения – 47,40 кв.м.

Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, жилищное законодательство Российской Федерации признало детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей особой категорией граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые предоставляются им по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке, и установил общие на всей территории Российской Федерации правила обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с п.7 ст.8 ФЗ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В силу положений ст.<адрес> «О жилищной политике в <адрес>» нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии устанавливается учетная норма в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека и норма предоставления общей площади в размере:

33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан;

42 кв. метра - на семью из 2-х человек;

18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек.

В судебном заседании установлено, что за Плесковой Е.А. закреплено жилое помещение по адресу: п. <адрес>, <адрес>, в котором кроме нее проживает ее сестра – Плескова А.В., сестра – Плескова Ю.А.., отчим – Максимович В.Б..

Кроме того, размер жилой площади вышеуказанного жилого помещения с учетом всех проживающих в нем лиц, не соответствует нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Также в судебном заседании установлено, что межведомственной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, закрепленное за Плесковой Е.А., расположенное по адресу: п. <адрес>, <адрес>, признано не пригодным для проживания.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

Из вышеприведенных норм права следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны быть обеспечены вне очереди благоустроенным жилым помещением, если они не имеют закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, если их проживание в закрепленном за ними ранее жилом помещении признается невозможным, в том числе по причине несоответствия данного жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, это является основанием для признания их нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на данный момент Плескова Е.А. не может быть признана обеспеченной органом местного самоуправления жилым помещением, как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В части исковых требований прокурора Сковородинского района в интересах Плесковой Е.А. о возложении на администрацию Сковородинского района обязанности предоставить Плесковой Е.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, суд полагает следующее.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жильем по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан закреплено и в пункте 8 части 1 статьи 92 ЖК РФ.

Исходя из буквального понимания требований п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, суд считает, что требование о предоставлении Плесковой Е.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта – пгт. <адрес> <адрес>, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не выполнено ответчиком, в связи с чем, усматривает наличие законных оснований для его удовлетворения.

При этом, системное толкование приведенных норм материального права не предусматривают возможность ограничения прав Плесковой Е.А. в предоставлении жилой площади во внеочередном порядке от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Согласно ч.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном <адрес>.

Из статьи <адрес> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки, установленной частью 1 статьи 4 настоящего Закона, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Финансовое обеспечение расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и банковских услуг предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенции. Порядок расходования субвенций устанавливается <адрес>. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.     Объем субвенции на реализацию полномочий, установленных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Перечень материальных средств, необходимых для исполнения полномочий (далее - перечень), формируется исполнительным органом государственной власти области, уполномоченным в сфере имущественных отношений, с учетом заявок органов местного самоуправления, наделенных государственными полномочиями. В перечень включаются наименование, адрес местонахождения, балансовая стоимость, а также иные индивидуальные характеристики имущества. Перечень, а также формы документов, необходимых для его формирования, утверждаются <адрес>. Стоимость приобретаемого в муниципальную собственность жилья, а также размер возмещения расходов местных бюджетов на предоставление жилых помещений из муниципального жилищного фонда в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Закона определяются исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в муниципальном образовании, на территории которого предоставляется жилое помещение.

Для реализации полномочий, установленных частью 1 статьи 4 настоящего Закона, исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере управления государственным имуществом, в собственность муниципальных образований могут передаваться жилые помещения, построенные за счет средств областного бюджета.

Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования средств не по целевому назначению <адрес> вправе осуществить изъятие указанных средств в порядке, установленном законодательством.

Пунктом 4 Порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утв. постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что юридически значимые действия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения осуществляют органы местного самоуправления, в соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приёмную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, утвержденным постановлением губернатора области от ДД.ММ.ГГГГ N222.

В соответствии с пунктом 9 названного Порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органы местного самоуправления муниципальных районов, действуя в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в административных центрах муниципальных районов, а также в городских и сельских поселениях, территориально входящих в состав данных районов, предоставляют жилые помещения по месту жительства указанных категорий граждан.

Правовой анализ приведённых положений нормативных правовых актов свидетельствует о том, что именно органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов наделены государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и именно на данные органы местного самоуправления возлагается обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, проживающих в административных центрах муниципальных районов, а также в городских и сельских поселениях, территориально входящих в состав данных районов.

Вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органам местного самоуправления для приобретения жилья детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом РФ и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств областного бюджета, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение их жильём органами местного самоуправления.

Согласно п. 8 Порядка обеспечения жилой площадью детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, утв. постановлением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , орган местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, из муниципального жилищного фонда, формируемого за счёт средств местных бюджетов, с последующим возмещением данных расходов за счёт субвенции на реализацию соответствующих государственных полномочий.

Кроме того, в силу ст.1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем, право Плесковой Е.А. не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Сковородинского района в интересах Плесковой Е.А. к Администрации Сковородинского района о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта – пгт.<адрес> <адрес>,

Согласно Решению поселкового Совета народных депутатов поселка <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «Об основах жилищной политики на территории муниципального образования пос.<адрес>», из которого следует, что минимальный размер нормы предоставления площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма на территории пос.<адрес>, составляет 33 кв.метра – для одиноко проживающих граждан.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Сковородинского района в интересах Плесковой <данные изъяты> к Администрации Сковородинского района о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда применительно к условиям соответствующего населенного пункта – рабочего поселка (поселка городского типа) <адрес>, удовлетворить.

Обязать Администрацию Сковородинского района предоставить Плесковой <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта – рабочего поселка (поселка городского типа) <адрес> <адрес>, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в размере не менее 33 кв. метра.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий С.Ю. Петрашко

2-843/2013 ~ М-860/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Сковородинского района в интересах Плесковой Е.А.
Ответчики
Администрация Сковородинского района
Другие
Министерство образования и найки Амурской области
Администрация Рабочего поселка Ерофей-Павлович
Министерство финансов Амурской области
Орган опеки и попечительства администрации Сковородинского района
Суд
Сковородинский районный суд Амурской области
Судья
Петрашко Светлана Юрьевна
Дело на странице суда
skovorodinskiy--amr.sudrf.ru
14.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2013Передача материалов судье
18.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2013Судебное заседание
23.12.2013Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее