Дело № 2-768/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 июня 2021 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Филипова В.А.,
при секретаре Шинкаревой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 17 «Светлячок», муниципальному образованию город Канск в лице администрации г.Канска о возложении обязанности по обеспечению антитеррористической защищенности объекта,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц с указанным исковым заявлением с учетом его уточнения. Требования мотивированы тем, что Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства МБДОУ №17. В ходе комиссионного обследования и категорирования присвоена 3 категория опасности, получен соответствующий паспорт безопасности объекта. Поскольку в ходе судебного заседания по указанному иску требования прокуратуры об оснащении здания МБДОУ №17 «Светлячок» частично требования прокуратуры исполнены, то просит: возложить на МБДОУ №17 «Светлячок» обязанность обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ №1006 от 02.08.2019 путем проведения следующих мероприятий: оснащение учреждения системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснащение системой видеонаблюдения в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу; возложить обязанность на администрацию г. Канска обеспечить финансирование МБДОУ №17 «Светлячок» для создания указанных условий.
. В судебном заседании прокурор Коробова Е.В., уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика МБДОУ №17 «Светлячок», администрации г. Канска, Управления образования администрации г. Канска, в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти. Противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса). В письме Министерства образования и науки РФ от 26.01.2011 № МК-70/15 «О мерах, направленных на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение противопожарной безопасности» указано на необходимость незамедлительного принятия мер, направленных на усиление антитеррористической защищенности, в частности, обеспечение дополнительных мер по охране организации, ужесточении пропускного режима на объекте.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), действующие с 17 августа 2019 года (далее - Требования).
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.1999 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии с п.24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия, в том числе: п.«в» - обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; п.«г» - оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; п.«д» - оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного
оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте
(территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении
чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 25 вышеуказанного постановления в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца (п. 30 Требований).
Система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники (п. 31 Требований).
Канской межрайонной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства МБДОУ №17 «Светлячок» о противодействии терроризму в деятельности образовательных учреждений города Канска и Канского района установлено, что по результатам проведенного комиссионного обследования и категорирования присвоена 3 категория опасности, получен соответствующий паспорт безопасности объекта.
При этом, МБДОУ №17 «Светлячок» в нарушение ст.ст. 2, 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», п.п. «д» п. 24, п.п. «в, д» п. 25 Требований не обеспечено: системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; на первом этаже помещение для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ); стационарными или ручными металлоискателями.
Осуществление деятельности МБДОУ №17 «Светлячок» в отсутствие вышеуказанных технических средств обеспечения антитеррористической защищенности не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области противодействия терроризму, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в указанном учреждении, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения и может, способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников и сотрудников.
По факту выявленных нарушений 21.08.2020г. в адрес Управления образования города Канска внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. Представление рассмотрено и признано обоснованным, однако меры по обустройству техническими средствами не приняты ввиду требуемых значительных материальных затрат. На момент рассмотрения дела суду представлен акт осмотра комиссией здания МБДОУ №17 «Светлячок», в ходе осмотра установлено, что на объекте необходимо оснащение системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснащение системой видеонаблюдения.
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.13.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 36 ч. 1 ст. 6 Устава города Канска к вопросам местного значения города относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории города.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления Отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно Уставу МБДОУ №17 «Светлячок» собственником имущества указанного учреждения является муниципальное образование город Канск. Одновременно с этим п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из взаимосвязанного содержания этих норм следует, что на администрацию г. Канска как орган местного самоуправления возложена самостоятельная обязанность принимать необходимые меры в целях профилактики терроризма, в том числе, меры по оснащению переданных подведомственным образовательным учреждениям зданий необходимым в этих целях оборудованием.
Таким образом, возложение обязанности на администрацию г.Канска по обеспечению финансирования мероприятий, повышающих уровень антитеррористической защищенности образовательного учреждения, не противоречит закону и соответствует содержанию компетенции названного органа. При этом, действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению требований и обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Помимо этого, в соответствии со ст. ст. 4 и 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка. При таких обстоятельствах, суд находит, что исковые требования Канского межрайонного прокурора являются обоснованными, поскольку преследуют цель устранить допущенные нарушения требований действующего законодательства о противодействии терроризму, направленные на обеспечение общественной безопасности, предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, и подлежат удовлетворению с учетом уточнения.
При этом, срок, в который представитель ответчика и третьего лица просит суд обязать произвести определенные действия – в течение 1 дного года с момента вступления решения суда в законную силу, представляется суду разумным и обоснованным. Принимая во внимание важность защиты охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор, суд полагает, что указанный срок исполнения решения суда – в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным с учетом возможностей ответчика исполнить решение суда в пределах установленного срока, отвечает принципам равенства участников гражданского судопроизводства и разумности срока исполнения судебного постановления, закрепленных в ст. ст. 6, 6.1 ГПК РФ. Предоставление более длительного срока исполнения решения отдалит исполнение решения, что приведет к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение судебного акта, а, следовательно, и к нарушению баланса прав, законных интересов сторон, а также неопределенного круга лиц, в первую очередь право детей на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности, в том числе, по вопросам антитеррористической защищенности в период их пребывания в образовательном учреждении.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 17 «Светлячок», муниципальному образованию город Канск в лице администрации г.Канска о возложении обязанности по обеспечению антитеррористической защищенности объекта –удовлетворить.
Возложить на МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 17 «Светлячок», обязанность обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ №1006 от 02.08.2019 путем проведения следующих мероприятий: оснащение учреждения системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, и оснащение системой видеонаблюдения в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на администрацию г. Канска обеспечить финансирование МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 17 «Светлячок» вышеуказанных мероприятий.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Филипов В.А.
Мотивированное решение изготовлено 04.06.2021.