Дело № | 91RS0№-04 |
РЕШЕНИЕ
г. Саки | 25 октября 2021 года |
Судья Сакского районного суда Республики Крым Насыров Д.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Сакского районного суда Республики Крым, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Саки, ул. Ленина, д. 19, дело об административном правонарушении о привлечении главы администрации Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым Титык О.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ по жалобе Титык О.В. на постановление заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по г. Саки и Сакскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по г. Саки и Сакскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым Титык О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В жалобе, поданной в суд, глава администрации Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым Титык О.В. просит отменить постановление, вынесенное в отношении нее по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, считая его незаконным в виду отсутствия в деле доказательств ее вины.
В судебном заседании судебный пристав-исполнитель ФИО2, считая доводы жалобы необоснованными, просил оставить ее без удовлетворения, постановление без изменений. Указал, что Титык О.В. о дате, времени и месте составления протокола об административного правонарушения извещалась по месту работы, по месту жительство извещение не направлялось.
Глава администрации Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым Титык О.В. в судебное заседании не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, по собственному усмотрению распорядилась предоставленными ей процессуальными правами, ходатайств об отложении судебного заседания не подавала.
Оснований для отложения рассмотрения дела судья не усматривает.
Проверив доводы жалобы, выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
Однако обжалуемое постановление должностного лица административного органа о привлечении главы администрации Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым Титык О.В. к административной ответственности не может быть признано соответствующим указанным требованиям закона в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 названного Кодекса.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные названным Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
В случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Анализ вышеприведенных положений закона позволяет сделать вывод, что физическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу, в обязательном порядке должно быть уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
По настоящему делу об административном правонарушении, положения указанных норм должностным лицом административного органа соблюдены не были, глава администрации Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым Титык О.В. привлечена к административной ответственности с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Так, в материалах дела отсутствуют данные об извещении главы администрации Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым Титык О.В. о времени и месте составления в отношении нее протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе в том числе давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, а также пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Согласно требованиям ч.ч. 1, 2, 4 ст. 25.15 КоАП РФ, регулирующей порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, такие лица извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено.
Однако надлежащее извещение подразумевает, что извещение должно быть направлено извещаемому лицу с таким расчетом, чтобы указанное лицо имело достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в административный орган, рассматривающий дело об административном правонарушении.
Выяснение вопроса о надлежащем извещении участников производства по делу в установленном порядке, к которым относится и лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно предшествовать принятию решения о составлении протокола об административном правонарушении в его отсутствие с целью обеспечения соблюдения необходимых процессуальных гарантий прав лиц, являющихся участниками дела об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении составлен ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Саки и Сакскому району в отношении главы администрации Ромашкинского сельского поселения <адрес> Республики Крым Титык О.В. в отсутствие последней. Об этом свидетельствует содержание протокола, в котором указано о том, что глава администрации Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым Титык О.В. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении был уведомлен должным образом требованием от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение о возможности составления протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, мотивировано надлежащим извещением главы администрации Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым Титык О.В. о дате, времени и месте рассмотрения данного дела требованием от ДД.ММ.ГГГГ №.
Требование от ДД.ММ.ГГГГ № о вызове для составления протокола об административном правонарушении не может быть признано судом в качестве надлежащего доказательств извещения главы администрации Ромашкинского сельского поселения <адрес> Республики Крым Титык О.В. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, поскольку материалы дела не содержат доказательств его получения Титык О.В. (л.д. 114). Требование от ДД.ММ.ГГГГ № адресовано администрации Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым и вручено нарочно ведущему специалисту ФИО3, в связи с чем не дает оснований полагать о надлежащем извещении главы администрации Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым Титык О.В. о составлении протокола об административном правонарушении в отношении нее, которое бы давало основания для его составления в отсутствие привлекаемого к административной ответственности лица с выводами о его неявке в назначенное время, что свидетельствует о существенном ограничении права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, участвовать при составлении протокола об административном правонарушении, в том числе с реализацией прав давать объяснения, представлять доказательства.
Иных сведений, подтверждающих надлежащее извещение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, направленное такому лицу в соответствии с вышеизложенными требованиями ст. 25.15 КоАП РФ, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату, материалы дела не содержат.
Таким образом, исследованные судом материалы дела об административном правонарушении свидетельствуют о том, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, составлен в отношении главы администрации Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым Титык О.В. в ее отсутствие с нарушением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ. Лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не были созданы необходимые условия для реализации права на непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении.
Допущенное при составлении протокола об административном правонарушении нарушение требований КоАП РФ является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого решения, однако оставлено судом первой инстанции без внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, постановление заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по г. Саки и Сакскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении главы администрации Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым Титык О.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении главы администрации Ромашкинского сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО4 подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление должностного лица и решение суда.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по г. Саки и Сакскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении главы администрации Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым Титык О.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15КоАП РФ, в отношении главы администрации Ромашкинского сельского поселения Сакского района Республики Крым Титык О.В. прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление должностного лица.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5, а также в ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ, либо опротестовано прокурором в течение 10 суток со дня его получения непосредственно в Верховный Суд Республики Крым или через Сакский районный суд Республики Крым.
Судья Д.Р. Насыров