УИД 26RS0002-01-2019-003108-58
Дело № 2- 3165/2019
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
18 сентября 2019 г. Ленинский районный суд <адрес обезличен> в составе:
председательствующего судьи Никитенко Т.Н.,
при секретаре Малярик А.Ю.,
помощнике Спиркиной Н.В.,
с участием: Мишина Я.Ю., Боровковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Новожиловой (Мишиной) А. С. к министерству образования <адрес обезличен> о возложении обязанности отменить письмо и включить в список на предоставление жилого помещения,
установил:
Новожилова (Мишина) А.С. обратилась в суд с иском к министерству образования <адрес обезличен>, в котором просит обязать министерство образования <адрес обезличен> отменить письмо министерства образования <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-пд «Об отказе во включении в список» как незаконное и нарушающее её права и законные интересы и обязать министерство образования <адрес обезличен> включить её в список детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес обезличен>.
Согласно свидетельству о заключении брака от <дата обезличена> <номер обезличен> фамилия Мишина изменена на Новожилова.
Свои требования обосновывает тем, что она обладает статусом лица из числа детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Её статус сироты подтверждается постановлением Главы администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>, которым над ней установлена опека. До достижения ею возраста 23 лет она подавала заявление о включении её в список детей сирот на получение жилья. Постановлением администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> ей отказано во включении в список в связи с наличием закрепленного жилого помещения постановлением Главы администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> «Об установлении опеки над несовершеннолетней Мишиной А.С.» сохраняющего право пользования жилым помещением по адресу: <адрес обезличен>. На момент подачи заявления ей было 16 лет. Об отсутствии оснований для закрепления за ней жилого помещения, в котором проживает родитель, лишенный в отношении неё родительских прав, на тот момент она не знала. Поэтому она не обжаловала ни отказ во включении в список, ни решение о закреплении за ней жилого помещения. После изменения законодательства в 2019 г. она повторно обратилась о включении её в список детей сирот на получение жилья. Министерством образования СК от <дата обезличена> <номер обезличен>-пд ей было отказано, поскольку на момент подачи заявления она достигла возраста 23 года. Для неё длительно неустранимым существенным препятствием для подачи документов для включения в список являлось закрепление за ней жилого помещения. Считает, что в настоящее время закрепление жилого помещения не является основанием для отказа во включении в список сирот на получение жилья. При этом согласно письму администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> ей отказано в снятии закрепления жилого помещения. Считает, что она имела право, воспользовавшись положениями действующей редакции статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обратиться к ответчику с заявлением о включении его в список сирот на получение жилья.
В судебном заседании истец не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена заранее и надлежащим образом.
Представитель истца Мишин Я.Ю. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика министерства имущественных отношений <адрес обезличен> Боровкова О.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Данный вывод суда основан на следующем.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Судом установлено, что заочным решением Октябрьского районного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> мать Мишиной А.С. - Мишина Е.А. лишена родительских прав.
Постановлением Главы администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> над Мишиной А.С. установлена опека. Опекуном назначена Шатохина В.П. Этим же постановлением сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен> за истцом.
До достижения ею возраста 23 лет истец подавала заявление о включении её в список детей сирот на получение жилья.
В соответствии с постановлением администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> ей отказано во включении в список в связи с наличием закрепленного жилого помещения постановлением Главы администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> «Об установлении опеки над несовершеннолетней Мишиной Н.С.» сохраняющего право пользования жилым помещением по адресу: <адрес обезличен>. На момент подачи заявления ей было 16 лет.
Новожилова (Мишина) А.С. является инвалидом детства, ей установлена третья группа инвалидности бессрочно. В 2010 г. окончила специальную (коррекционную) общеобразовательную школу VIII вида.
Своего собственного жилья имеет.
После изменения законодательства в 2019 г. истец повторно обратилась о включении её в список детей сирот на получение жилья. Министерством образования СК от <дата обезличена> <номер обезличен>-пд ей было отказано, поскольку на момент подачи заявления она достигла возраста 23 года.
Однако данный отказ суд считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Обратиться ранее не представлялось возможным, так как в силу своей юридической неграмотности, истец не знала о положенных ей льготах.
Письмом от <дата обезличена> исх. <номер обезличен>-пд министерство сообщило, что истец достигла возраста 23 лет, в связи с чем, законных оснований для включения его в список не имеется. Также министерством отмечено, что включение в список в данной ситуации возможно только лишь в судебном порядке.
Каких-либо иных оснований для отказа министерство не указало.
Формально отказ министерства образования <адрес обезличен> во включении Новожиловой (Мишиной) А.С. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жильем, суд находит законным, однако считает, что истец подлежит включению в такой список ввиду следующего.
В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Часть 9 ст. 8 указанного закона предусматривает, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищный кодекс РФ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), абзацу четвертому статьи 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
В таком случае суд должен выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении («Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013).
Ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы является уважительной причиной несвоевременной постановки на учет.
В спорном правоотношении суд приходит к выводу именно о ненадлежащем выполнении своей обязанности опекуном. Подтверждением этому суд считает неразъяснение Мишиной А.Ю. её прав.
При таких обстоятельствах Новожилова (Мишина) А.Ю. является нуждающимся в жилых помещениях, как относящийся к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и, следовательно, подлежит включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, суд удовлетворяет исковое требование о включении Новожиловой (Мишиной) А.С., <дата обезличена> г.р., в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В удовлетворении требования о возложении обязанности отменить письмо об отказе во включении в список суд отказывает.
Руководствуясь статьями 56, 67, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Новожиловой (Мишиной) А. С. удовлетворить частично.
Обязать министерство образования <адрес обезличен> включить Новожилову) Мишину А. С., <дата обезличена> года рождения, в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В удовлетворении требования о возложении обязанности отменить письмо об отказе во включении в список – отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен> краевой суд через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.Н. Никитенко
Мотивированное решение изготовлено 20.09.2019.
Судья Т.Н. Никитенко