Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-120/2019 (2-1031/2018;) ~ М-1123/2018 от 25.12.2018

№ 2-120/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2019 года г. Орел

Северный районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Тишаевой Ю.В.,

при секретаре Гостенковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северного районного суда г.Орла гражданское дело по исковому заявлению Саньковой Светланы Алексеевны к Обществу с ограниченной ответственностью «Перспектива» об исполнении обязанности по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Санькова С. А. обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «Перспектива» об исполнении обязанности по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Её квартира расположена на первом этаже пятиэтажного многоквартирного дома, в которой имеется кухня и свой санузел. Дом ранее имел статус общежития. После снятия статуса общежития проживающим в этом доме гражданам были выданы ордера. Управление домом осуществляет ООО «Перспектива» на основании договора управления многоквартирным домом. Её квартира регулярно подвергается залитию со второго этажа. Над её квартирой расположены инженерные коммуникации, которыми пользуются собственники и наниматели жилых помещений, расположенных на втором этаже. Регулярные протечки происходят в результате ненадлежащего исполнения управляющей организацией своих обязательств по договору управления многоквартирным домом. Она неоднократно обращалась в аварийную службу, которая устраняла засоры канализации. Рядом с её квартирой на первом этаже находится общий туалет, которым пользуются собственники и наниматели жилых помещений, расположенных на первом этаже, не имеющих в составе своих квартир санузлов. В этом туалете неисправна система слива, поэтому постоянно из смывного бачка течет вода, что создает шум, из-за которого она не может спать ночью. ООО «Перспектива» ненадлежащим образом осуществляет работы по содержанию и текущему ремонту дома, не следит за состоянием канализационных труб, не своевременно производит работы по ремонту инженерных коммуникаций. В результате постоянных залитий её квартире причиняется постоянный ущерб, в момент заливов вода проникает во все помещения, в том числе кухню, жилую комнату и ванную. Кроме того, в подвальном помещении, расположенном под её квартирой, постоянно находятся сточные воды канализации, в результате чего от постоянного воздействия влаги в подвале плодятся комары и блохи, в связи с чем, она вынуждена в квартире носить брюки. Уборка придомовой территории не осуществляется управляющей организацией, поэтому уборку территории проводят сами жители дома, в том числе и она. Бремя содержания и текущего ремонта общего имущества, в том числе и мест общего пользования, должна нести управляющая организация ООО «Перспектива». По факту ненадлежащего исполнения управляющей организацией своих обязанностей она обращалась в Управление государственной жилищной инспекции и в прокуратуру района. Инспектором муниципального жилищного контроля администрации г. Орла проводилась внеплановая проверка в отношении ООО «Перспектива», в ходе которой были выявлены нарушения и внесено предписание, которое не исполнено управляющей организацией до настоящего времени. В результате бездействия ответчика и ненадлежащего содержания им общедомового имущества, ей постоянно причиняется материальный ущерб. Помимо материального ущерба действиями (бездействием) ответчика ей причиняются нравственные страдания, так как из-за укусов она не высыпается, после каждого очередного залития она находилась в стрессе, постоянно испытывает страх повторения залитий. Из-за регулярных залитий в её квартире постоянно ведутся ремонтные работы по устранению следов протечек, в квартире постоянно стоят емкости для сбора воды. Для обращения в надзорно-контролирующие органы, она вынуждена постоянно отпрашиваться с работы. По изложенным основаниям просила суд обязать ответчика надлежащим образом вести надзор и содержание общедомового имущества: следить за состоянием канализационных труб и устранять протечки, производить ремонт туалета на первом и втором этаже, своевременно производить уборку придомовой территории, производить дезинфекцию подвала <адрес>. Обязать ответчика произвести замену канализационной трубы в туалете на втором этаже указанного дома, произвести качественный ремонт туалета, расположенного на первом этаже дома рядом с квартирой <адрес> <адрес>, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, произвести санитарную обработку подвального помещения дома от грызунов и насекомых, произвести генеральную уборку придомовой территории <адрес>. Взыскать с ответчика в её пользу денежную компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены администрация г. Орла, МУП «ЖРЭП (Заказчик)» и Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области.

Истица неоднократно уточняла исковые требования, окончательно просила суд обязать ответчика надлежащим образом вести надзор и содержание общедомового имущества. Обязать ответчика произвести замену канализационной трубы в туалете на втором этаже <адрес>, произвести качественный ремонт сливного бачка в туалете, расположенном на первом этаже дома рядом с квартирой <адрес> <адрес>, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, произвести санитарную обработку подвального помещения дома от грызунов и насекомых, производить уборку придомовой территории <адрес>. Обязать ответчика информировать жителей 2 этажа многоквартирного <адрес> о недопустимости халатного отношения к санитарному состоянию умывальника, гидроизоляции ванной комнаты от протекания воды во время их водных процедур и уборки ванной комнаты ( в том числе протирания пола на сухо) после окончания водных процедур, путем разъяснительных объявлений и писем в адрес жильцов дома в соответствии с п. 5.8.7 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170. Взыскать с ответчика в её пользу денежную компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

Истица Санькова С. А., надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без её участия. В ходе рассмотрения дела исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В дополнение суду пояснила, что с <адрес> был снят статус общежития. В доме 5 этажей, на каждом этаже с двух сторон по коридору имеются санузлы, которыми пользуются собственники комнат, расположенных на этом этаже. Её квартира обособленна, оборудована отдельным санузлом, в квартире имеется кухня, поэтому она не пользуется расположенными на этажах общими кухнями и санузлами. Над её квартирой расположен туалет, находящийся в общем пользовании собственником комнат, расположенных на втором этаже.

В отношении ответчика ООО «Перспектива» 11.03.2019 года Арбитражным судом Орловской области принято решение о признании ООО «Перспектива» банкротом, в отношении ООО «Перспектива» открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на временного управляющего Щербакова Д. А., судебное заседание по вопросу утверждения конкурсного управляющего назначено арбитражным судом Орловской области на 09.04.2019 года.

Дело рассматривалось с участием представителя ответчика ООО «Перспектива» Мамошиным О. Г., действующим на основании доверенности, выданной директором ООО «Перспектива».

После принятия Арбитражным судом Орловской области решения о признании ООО «Перспектива» о времени и месте судебного разбирательства был извещен и. о. конкурсного управляющего ООО «Перспектива» Щербаков Д. А., который в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Перспектива» по доверенности Мамошин О. Г. исковые требования не признал, суду пояснил, что <адрес> конструктивно относится к общежитиям коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), ранее имел статус общежития. Объектами, передаваемыми граждан в пользование, являлись комнаты, а не квартиры, которые не могут относится к числу самостоятельных квартир, поэтому строение относится к жилым зданиям коридорного типа с отдельными комнатами, выходящими в общий коридор и не является многоквартирным домом. Помещение под <адрес> в котором проживает истица, является квартирой, все остальные помещения являются комнатами. На каждом этаже дома имеется кухня и санузел, которые находятся в общем пользовании собственников и нанимателей жилых комнат этого этажа. Под коммунальной квартирой понимается квартира, состоящая из двух и более изолированных комнат, предназначенная для проживания нескольких нанимателей по отдельным договорам социального найма или иным правовым основаниям. Собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты - общее имущество в коммунальной квартире. Собственники комнат в коммунальной квартире несут бремя расходов на содержание общего имущества в данной квартире. В связи с этим ООО «Перспектива» не вправе осуществлять какие-либо работы в отношении общего имущества коммунальной квартиры за счет средств, начисляемых на осуществление содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома. ООО «Перспектива» приступило к управлению домом на основании решения администрации г. Орла. Между ООО «Перспектива» и МУП «ЖРЭП (Заказчик)» заключен договор на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома. Лицензия по управлению этим домом не отозвана, после вступления решения Арбитражного суда Орловской области ООО «Перспектива» будет продолжать выполнять обязанности по управлению дома, а также осуществлять прием денежных средств от собственников и нанимателей жилых помещений этого дома. Причины, по которым регулярно происходят залития жилого помещения истицы, связаны с засором канализационной трубы и действиями жильцов этого дома, и никак не связаны с износом канализационной трубы, поэтому оснований для возложения на ответчика обязанности заменить канализационную трубу не имеется.

Представитель третьего лица администрации г. Орла по доверенности Далинская Ю. Н., надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации г. Орла. Также в отзыве указала, что постановлением администрации г. Орла от ДД.ММ.ГГГГ с <адрес> снят статус общежития. ООО «Перспектива» заключило договор управления многоквартирным домом от 01.01.2014 года, согласно п. 3.1 которого управляющая организация обязалась оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе, межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома. В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей, стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе. Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц.

Третье лицо МУП «ЖРЭП (Заказчик)», надлежаще извещено о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах неявки суд не уведомило.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области по доверенности Филатова О. А., надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, в судебном заседании 15.02.2019 года полагала, что требования Саньковой С. А. подлежат удовлетворению. Суду пояснила, что собственник жилого помещения не должен обращаться самостоятельно в организацию, осуществляющую работы по обработке, дезинсекции и дератизации, с заявлением о проведении таких работ в местах общего пользования. Такая обязанность лежит на управляющей организации. Для проведения дезинсекции и дератизации управляющая организация должна была заключить договор со специализирующей организацией. Такие работы выполняются в течение 1-2 часов в зависимости от обрабатываемой площади, за счет средств, отчисляемых на содержание и текущий ремонт дома.

Выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В силу ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации ( ч. 1.2. ст. 161 ЖК РФ)

Согласно ч. 1.3 ст. 161 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.

На основании ч. 17 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.

Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества ( ч. 16 ст. 161 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Частью 3 ст. 162 ЖК РФ установлено, что в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; 2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса; 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса; 4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором (ч. 6 ст. 162 ЖК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 199 ЖК РФ действие лицензии прекращается в связи с аннулированием лицензии по решению суда и иным основаниям, указанным в Федеральном законе от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", со дня внесения соответствующих записей в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

Частью 3 статьи 200 ЖК РФ предусмотрено, что лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня: 1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса; 2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса; 4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

В судебном заседании установлено, что истица Санькова С. А. является собственником <адрес>, площадью 38,5 кв. м., расположенной на первом этаже в многоквартирном пятиэтажном жилом <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Жилой <адрес>, 1969 года постройки, находится в управлении ООО «Перспектива», что подтверждается договором управления многоквартирным домом от 01.01.2014 года и было подтверждено в судебном заседании представителем ответчика ООО «Перспектива».

Ранее жилой <адрес> имелся статус общежития коридорного типа, находился на балансе <данные изъяты> Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании обращения генерального директора ОАО «Орловский завод силикатного кирпича» с <адрес> снят статус общежития и присвоен статус жилого дома, а в последующем дом был передан в муниципальную собственность.

Судом установлено, что в жилом доме находятся жилые помещения – комнаты с наличием на этажах общих кухонь, туалетов и блоков душевых, которые находятся в общем пользовании собственников и нанимателей жилых помещений, расположенных на этаже.

Согласно ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната ( ч. 1).

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении ( ч. 3 ст. 16 ЖК РФ).

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире ( ч. 4 ст. 16 ЖК РФ).

Пунктом 51 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.

Жилищный кодекс РФ не содержит понятия "коммунальная квартира". Вместе с тем анализ статей 57 и 59 ЖК РФ дает возможность сделать вывод, что под коммунальной понимается квартира, состоящая из двух и более изолированных комнат, предназначенная для одной семьи, но предоставленная по самостоятельным договорам социального найма разным нанимателям. Такая квартира становится коммунальной в силу особенностей ее заселения. Поэтому коммунальными можно назвать квартиры, в которых проживают несколько нанимателей по отдельным договорам социального найма.

Однако данное обстоятельство не исключает возможности отнесения жилых помещений в спорном доме, расположенных на одном этаже к разряду коммунальных квартир, поскольку на этажах имеются вспомогательное помещения (общие кухни, туалеты и душевые, обслуживающие более одной комнаты). Такая позиция отражена в определении Верховного Суда РФ от 18.07.2018 года 304-ЭС18-10105 по делу № А75-5668/2017.

Согласно ч. 1 ст. 41 ЖК РФ собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты (далее - общее имущество в коммунальной квартире).

Собственники комнат в коммунальной квартире несут бремя расходов на содержание общего имущества в данной квартире ( ч. 1 ст. 43).

Частью 1 статьи 36 ЖК РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ч. 1 и 3 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 установлено, что в состав общего имущества включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);

е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе ( п. 5 Правил).

Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации( п.11(1) правил).

Из пункта 16 Правил следует, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 42 настоящих Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Согласно п. 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее - перечень услуг и работ), периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.

Периодичность оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, определяется с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. По решению собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ, чем это предусмотрено законодательством Российской Федерации ( п.5 Правил).

Согласно п. 6 настоящих Правил в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны: обеспечить работу аварийно-диспетчерской службы; своевременно заключать договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме со сторонними организациями, в том числе специализированными, в случае, если лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не оказывают таких услуг и не выполняют таких работ своими силами, а также осуществлять контроль за выполнением указанными организациями обязательств по таким договорам.

Установлено, что между ООО «Перспектива» и МУП «ЖРЭП (Заказчик)» 01.01.2015 года заключены договоры на производство аварийных работ и ликвидацию неисправностей внутридомового оборудования и договор на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а 01.12.2016 года - договор на выполнение работ по техническому обслуживанию, техническому осмотру общедомовых инженерных сетей и конструктивных элементов жилого фонда, санитарному содержанию придомовых территорий.

По договору на производство аварийных работ и ликвидацию неисправностей внутридомового оборудования МУП «ЖРЭП (Заказчик)» приняло на себя обязанности по ликвидации аварий и неисправностей внутридомового и инженерного оборудования: водопроводов, центральных стояков канализации, центрального отопления, горячего водоснабжения, электросетей в жилых домах согласно приложению № 1 к договору, в том числе и в <адрес>.

В соответствии с договором на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в состав работ по договору входят работы (услуги), связанные с содержанием жилых домов. Перечень и периодичность работ утверждается постановлением администрации г. Орла (п. 1.2 договора)

В договоре от 01.12.2016 года также указано, что перечень и периодичность работ утверждается постановлением администрации г. Орла.

Между тем, администрацией г. Орла не издавалось постановлений, устанавливающих перечень и периодичность работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, работ по техническому обслуживанию, техническому осмотру общедомовых инженерных сетей и конструктивных элементов жилого фонда, санитарному содержанию придомовых территорий. Указанное обстоятельство было подтверждено в судебном заседании представителем администрации г. Орла.

Договор управления многоквартирного дома также не содержит приложений, в которых были бы определены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и периодичность их выполнения.

В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 включены в том числе, работы, связанные с проведением дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом ( п. 23); работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года: очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда; очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд ( п. 24); работы по содержанию придомовой территории в теплый период года: подметание и уборка придомовой территории; очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов; уборка и выкашивание газонов; прочистка ливневой канализации; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решетки и приямка ( п. 25).

Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.06.2011 N 5/0073-ГС утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования "Город Орел", в соответствии с которыми, дворовые, внутриквартальные территории должны содержаться в чистоте и порядке, обеспечивающем движение пешеходов и подъезд транспорта. Дворовые, внутриквартальные территории, на которых расположены жилые и многоквартирные дома, должны содержаться в соответствии с утвержденными в установленном порядке правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (в части, касающейся требований по содержанию придомовой территории) ( п. 3.2.4).

Согласно п. 5.12 Правил благоустройства организации по обслуживанию жилищного фонда должны производить уборку придомовой территории в соответствии с п. 3.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170.

В соответствии с п.п. 3.6 - 3.6.2, 3.6.6, 3.6.8 - 3.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами. Места, недопустимые для уборочных машин, должны убираться вручную до начала работы машин, с труднодоступных мест допускается подавать снег на полосу, убираемую машинами. Периодичность уборки тротуаров принимается органом местного самоуправления в зависимости от интенсивности движения пешеходов по тротуарам (от класса тротуара). Уборка придомовых территорий должна проводиться в следующей последовательности: вначале убирать, а в случае гололеда и скользкости - посыпать песком тротуары, пешеходные дорожки, а затем дворовые территории. Уборку, кроме снегоочистки, которая производится во время снегопадов, следует проводить в режиме, в утренние или вечерние часы. Летняя уборка придомовых территорий: подметание, мойка или поливка вручную или с помощью спецмашин - должна выполняться преимущественно в ранние, утренние и поздние, вечерние часы. Мойку тротуаров следует производить только на открытых тротуарах, непосредственно граничащих с прилотковой полосой, и в направлении от зданий к проезжей части улицы.

По сведениям, представленным МУП ЖРЭП (Заказчик) по запросу суда, в холодный период года в состав работ по уборке придомовой территории включаются следующие виды работ и их периодичность: подметание свежевыпавшего снега толщиной до 2 см – 1 раз в сутки в дни снегопада; посыпка территории песком или смесью песка с хлоридами – 1 раз в сутки во время гололеда; очистка территорий песком от наледи и льда - 1 раз в трое суток во время гололеда; сдвигание свежевыпавшего снега в дни сильных снегопадов – 3 раза в сутки; подметание территории в дни без снегопадов – 1 раз в трое суток; уборка контейнерных площадок - 1 раз в два дня, непосредственно до и после вывоза мусора. В теплый период года: подметание территорий и уборка газонов – ежедневно; покос травы на газонах – по мере необходимости; уборка контейнерных площадок – 1 раз в два дня, непосредственно до и после вывоза мусора. С 01.11.2018 года работы по уборке придомовой территории оказываются по разовым заявкам ООО «Перспектива». В судебном заседании представитель ответчика подтвердил, что работы по уборке придомовой территории не выполняются, мусор не убирается.

Пунктами 3.4.1 и 3.4.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак. В соответствии с санитарными нормами и правилами организация по обслуживанию жилищного фонда должна регулярно проводить дератизацию и дезинфекцию по уничтожению грызунов и насекомых в местах общего пользования, подвалах, технических подпольях.

В соответствии с п. 9.2 "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64, при эксплуатации жилых помещений требуется проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).

Дезинсекция включает в себя организационные, санитарно-технические, санитарно-гигиенические и истребительные мероприятия, направленные на уничтожение членистоногих, имеющих эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение (приложение 1 к Санитарным правилам) (п. 2.1. СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.06.2017 N 83, зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2017 N 48345).

Согласно п. 3.3 СанПиН 3.5.2.3472-17 такие дезинсекционные мероприятия, как обследования с целью учета численности, определения заселенности объектов и территории, их технического и санитарно-эпидемиологического состояния; профилактические (организационные, гидротехнические, инженерно-технические, санитарно-гигиенические), агро- и лесотехнические мероприятия, предупреждающие заселение объекта членистоногими в жилых зданиях, помещениях, сооружениях, а также прилегающей к ним территории; истребительные мероприятия с использованием ограничительных, физических, химических и биологических методов; контроль эффективности истребительных мероприятий своими силами или силами исполнителей дезинсекционных работ или сторонних организаций, организуются юридическими лица и индивидуальными предпринимателями и проводятся обученным персоналом по вопросам дезинфектологии.

Дератизационные мероприятия включают в себя комплекс организационных, профилактических, истребительных мер, проводимых юридическими и физическими лицами, с целью ликвидации или снижения численности грызунов и уменьшения их вредного воздействия на человека и окружающую его среду (п. 2.1. СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий", утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.09.2014 N 58, (Зарегистрировано в Минюсте России 26.02.2015 N 36212).

Согласно п. 2.5 СП 3.5.3.3223-14 дератизационные мероприятия на объектах, транспортных средствах, рекреационных территориях населенных пунктов проводятся обученным персоналом организаций дезинфекционного профиля.

Судом установлено, что регулярно квартира истицы <адрес> подвергается затоплению из помещения санузла и душевой, расположенных на втором этаже, над квартирой истца.

По информации, представленной МУП ЖРЭП (Заказчик) в период с 16.05.2014 года по 27.12.2018 года по заявке Саньковой С. А. аварийная служба выезжала 27 раз. Причинами залития являются засор канализации и залитие по халатности.

Ответчик информировал собственников и нанимателей жилых помещений <адрес> о недопустимости халатного отношения в обращении с водой, небрежного пользования сантехническим оборудованием в туалетах и душевых, а также о том, что общие кухни, туалеты и душевые не относятся к общему имуществу в многоквартирном доме. Бремя расходов на содержание этого имущества должны нести собственники комнат, в пользовании которых находятся эти вспомогательные помещения.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетеля слесарь МУП ЖРЭП (Заказчик) Теплов Р. С. суду пояснил, что он работает слесарем в МУП ЖРЭП (Заказчик) один год. Заявки на выполнение аварийных работ от Саньковой С. А. поступают часто. Залитие происходит со второго этажа, где установлены стиральные машины. В доме нет горячего водоснабжения, имеются нагреватели. Канализация забивается каждый раз в одном и том же месте, по этой канализации идут сточные воды из раковин, стиральных машин, в том числе с верхних этажей. Во время засора, при прочистке канализационной трубы тросом, практически всегда из канализационной трубы он достаёт волосы и нитки. Канализационная труба имеет стандартные размеры, диаметр её составляет 10 см, один участок канализационной трубы заменен на пластиковый того же размера, это на проходимость сточных вод никак не влияет. В туалете на первом этаже, рядом с квартирой истицы, из сливного бачка подтекает вода, бачок не держит воду, так как ломается запорный клапан. Год назад он его отремонтировал за счет Саньковой С. А., но на следующий день замененную деталь украли. Летом 2018 года по просьбе Саньковой С. А. он выполнял ремонтные работы по устранению течи воды из сливного бачка, но через два часа его опять сломали.

Свидетель Куприна В. П. в судебном заседании пояснила, что работает мастер в МУП ЖРЭП (Заказчик) с апреля 2018 года. Засор канализации происходит из-за действий самих жильцов. Дом старый, ранее не было установлено стиральных машин в доме. Если бы залитие было связано с неисправностью канализационных труб, то залития были бы постоянными, но уже три месяца заявок от Саньковой не поступало. Последний вызов был в конце 2018 года, но течи обнаружено не было, потолок в квартире истицы был сухой. Один раз протекание было в результате изношенности манжета, который был заменен.

По обращениям Саньковой С. А. в администрацию г. Орла по вопросу ненадлежащего технического состояния общедомового имущества многоквартирного жилого <адрес>, в отношении ООО «Перспектива» на основании распоряжения администрации г. Орла от ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела муниципального жилищного контроля управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла проводилась внеплановая выездная проверка, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт , согласно которому при визуальном обследовании многоквартирного <адрес> было установлено, что в квартире истицы имеются сухие следы залития и деформация потолочного покрытия в кухне, спальне и санузле в результате протечки инженерного оборудования на втором этаже в летний период. Протечек инженерного оборудования в умывальнике второго этажа на момент проверки не выявлено. Подвальное помещение имеет остаточные следы залития по всему периметру. Отмечается захламление техподполья бытовым мусором, имеются насекомые (комары). Со слов жителей дома, в подвале и на первом этаже дома имеются грызуны. Дворовая территория по периметру многоквартирного дома захламлена бытовым мусором в отдельных местах.

ООО «Перспектива» ДД.ММ.ГГГГ годы выдано предписание об устранении нарушений жилищного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ООО «Перспектива» обязано было: провести ревизию стояка системы канализации, проходящей через санузел квартиры истца и в случае выявления засоров и повреждений, принять необходимые меры по их устранению; провести ревизию систем горячего и холодного водоснабжения, канализации в техподполье на предмет протечек и технического состоянию труб с составлением акта, в случае выявления неисправностей принять соответствующие меры по их устранению; провести обработку подвального помещения от грызунов и насекомых; организовать дезинфекцию и проветривание техподполья; провести уборку придомовой территории по периметру многоквартирного дома в соответствии с п. 23 постановления Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 года и п. 3.6.1 Постановления Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 года.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отдела муниципального жилищного контроля управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла Бухтеев Р. И. суду пояснил, что он вместе с главным инженером ООО «Перспектива» выходил на место по жалобе Саньковой С. А. на ненадлежащее техническое состояние канализационной системы, которая периодически забивается, в связи с чем, происходит залитие её квартиры. Жители жаловались на наличие грызунов в доме и подвальном помещении, на наличие насекомых (комаров) в подвале, а также на то, что управляющая организация не исполняет свои обязательства по уборке придомовой территории. На момент осмотра в некоторых местах на прилегающей территории к жилому дому находился мусор. Предписание не было выполнено ООО «Перспектива». Повторные мероприятия по проверке устранения нарушений по предписанию проводились в декабре 2018 года. В связи с тем, что предписание в полном объеме исполнено не было, был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, который был передан на рассмотрение мировому судье.

Установив, что управляющая организация не исполняет свои обязательства по уборке придомовой территории, не принимает никаких мер, направленных на уничтожение грызунов и насекомых в подвальном помещении жилого дома, суд приходит к выводу о ненадлежащем исполнении ответчиком как управляющей организацией своих обязательств по договору управления многоквартирного дома.

Поскольку дезинсекционные и дератизационные мероприятия, в том числе, истребительные мероприятия с использованием ограничительных, физических, химических и биологических методов, проводятся обученным персоналом организаций дезинфекционного профиля, управляющие компании только выполняют работы по организации таких мероприятий, при этом на момент рассмотрения спора решение Арбитражного суда Орловской области о признании ответчика банкротом не вступило в законную силу, действие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной ООО «Перспектива», не прекращено, изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации органом государственного жилищного надзора не вносилось, суд приходит к выводу, что требования истицы Саньковой С. А. в части возложения на ответчика обязанности по проведению санитарной обработки подвального помещения от грызунов и насекомых подлежат частичному удовлетворению. На ООО «Перспектива» суд возлагает обязанность организовать проведение мероприятий по дезинсекции и дератизации подвального помещения в многоквартирном <адрес> в <адрес> в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу посредством заключения договора с организацией, осуществляющей мероприятия по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В связи с тем, что ответчиком не исполняются обязательства по уборке придомовой территории, требования истицы Саньковой С. А. в этой части подлежат удовлетворению. Поскольку ни договор управления многоквартирного дома, ни договор на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома не содержат перечень и периодичность работ по санитарному содержанию придомовых территорий, суд в целях соблюдения принципа исполнимости принимаемого решения, исключения неопределенности при исполнении решения в принудительном порядке, полагает необходимым возложить на ООО «Перспектива» обязанность по уборке придомовой территории по периметру многоквартирного <адрес> в <адрес> в соответствии с разделом III Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 5 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 года «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке из оказания и выполнения», а также в соответствии с пунктами 3.6. – 3.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170, пунктами 3.2.4 и п. 5.12 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования "Город Орел", утвержденных Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.06.2011 N 5/0073-ГС, со следующей периодичностью: подметание свежевыпавшего снега толщиной до 2 см – 1 раз в сутки в дни снегопада; посыпка территории песком или смесью песка с хлоридами – 1 раз в сутки во время гололеда; очистка территорий песком от наледи и льда - 1 раз в трое суток во время гололеда; сдвигание свежевыпавшего снега в дни сильных снегопадов – 3 раза в сутки; подметание территории в дни без снегопадов – 1 раз в трое суток; уборка контейнерных площадок - 1 раз в два дня, непосредственно до и после вывоза мусора. В теплый период года: подметание территорий и уборка газонов – ежедневно; покос травы на газонах – по мере необходимости; уборка контейнерных площадок – 1 раз в два дня, непосредственно до и после вывоза мусора.

Требования истца Саньковой С. А. в части возложения на ответчика обязанности произвести замену канализационной трубы на втором этаже <адрес> и произвести ремонт сливного бачка в туалете на первом этаже, расположенном в районе квартиры истицы, не подлежат удовлетворению, поскольку в ходе судебного заседания было установлено, что причины затопления квартиры истицы, связаны с действиями самих жильцов. Общие кухни, туалеты и душевые не отнесены Жилищным Кодексом РФ и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, к общему имуществу в многоквартирном доме. Бремя расходов на содержание этого имущества должны нести собственники комнат, в пользовании которых находятся эти вспомогательные помещения.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Согласно п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

В силу ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Учитывая, что ООО «Перспектива» состоит в договорных отношениях с истицей, приняло на себя обязательство в течение согласованного срока за плату предоставлять услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, надлежащим образом принятые на себя обязательства не выполняет, в связи с чем, Санькова С. А. была вынуждена обратиться в суд за восстановлением нарушенного права, суд полагает, что требования о компенсации морального законны и обоснованы.

С учетом характера и степени нравственных страданий, принципа разумности и справедливости, суд определяет сумму компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика в пользу Саньковой С. А. в сумме 5 000 рублей.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении от 28.06.2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», содержащемуся в п. 46 Постановления, при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду ( пункт 6 статьи 13 Закона).

Судом установлено, что истица неоднократно обращалась к ответчику с письменным требованием о надлежащем исполнении своих обязательств по договору управления многоквартирным домом, однако её законные требования не были удовлетворены ответчиком.

С учетом положений выше приведенной нормы, суд приходит к выводу о том, что за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований истца подлежит взысканию штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей». Размер штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований истца с учетом суммы удовлетворенных требований истца составляет 2500 рублей (5000/ 2 = 2500).

В остальной части исковые требования Саньковой С. А. не подлежат удовлетворению в виду отсутствия основания для их удовлетворения.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, при этом истица уплатила государственную пошлину в сумме 300 рублей, исковые требования Саньковой С. А. удовлетворены частично, положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав, то в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат возмещению расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, и в доход бюджета Муниципального образования Город Орел на основании ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ и ст. 61.1 БК РФ с ответчика ООО «Перспектива» также подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Саньковой Светланы Алексеевны к Обществу с ограниченной ответственностью «Перспектива» об исполнении обязанности по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома удовлетворить частично.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Перспектива» организовать проведение мероприятий по дезинсекции и дератизации подвального помещения в многоквартирном <адрес> в <адрес> в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу посредством заключения договора с организацией, осуществляющей мероприятия по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Перспектива» проводить уборку придомовой территории по периметру многоквартирного <адрес> в <адрес> в соответствии с разделом III Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 5 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 года «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке из оказания и выполнения», а также в соответствии с пунктами 3.6. – 3.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170, пунктами 3.2.4 и п. 5.12 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования "Город Орел", утвержденных Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.06.2011 N 5/0073-ГС, со следующей периодичностью: подметание свежевыпавшего снега толщиной до 2 см – 1 раз в сутки в дни снегопада; посыпка территории песком или смесью песка с хлоридами – 1 раз в сутки во время гололеда; очистка территорий песком от наледи и льда - 1 раз в трое суток во время гололеда; сдвигание свежевыпавшего снега в дни сильных снегопадов – 3 раза в сутки; подметание территории в дни без снегопадов – 1 раз в трое суток; уборка контейнерных площадок - 1 раз в два дня, непосредственно до и после вывоза мусора. В теплый период года: подметание территорий и уборка газонов – ежедневно; покос травы на газонах – по мере необходимости; уборка контейнерных площадок – 1 раз в два дня, непосредственно до и после вывоза мусора.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» в пользу Саньковой Светланы Алексеевны компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф в размере 2500 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, а всего 7800 (семь тысяч восемьсот) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» в доход бюджета Муниципального образования «Город Орел» расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Северный районный суд г.Орла путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 02 апреля 2019 года.

Судья Ю.В. Тишаева

2-120/2019 (2-1031/2018;) ~ М-1123/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Санькова Светлана Алексеевна
Ответчики
ООО "Перспектива"
Другие
Мамошин Олег Геннадьевич (представитель ООО "Перспектива")
Далинская Юлия Николаевна (представитель администрации г. Орла)
МУП ЖРЭП (З)
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области
Администрация г. Орла
Филатова Ольга Анатольевна (представитель Роспотребнадзора)
Суд
Северный районный суд г. Орла
Судья
-Тишаева Ю.В.
Дело на странице суда
severny--orl.sudrf.ru
25.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2018Передача материалов судье
26.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.01.2019Предварительное судебное заседание
30.01.2019Судебное заседание
15.02.2019Судебное заседание
04.03.2019Судебное заседание
20.03.2019Судебное заседание
28.03.2019Судебное заседание
02.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2019Дело оформлено
18.04.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее