Решение по делу № 2-1922/2016 ~ М-2298/2016 от 26.07.2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2016 года г.Тула

Советский районный суд г.Тулы в составе :

председательствующего Бездетновой А.С.,

при секретаре Горшковой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1922/2016 по иску Фролова А.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Туле о признании права на назначение страховой пенсии,

у с т а н о в и л :

Фролов А.И. обратился в суд с иском к ГУ-УПФР в г. Туле о признании права на назначение страховой пенсии. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что является получателем государственной пенсии по инвалидности вследствие военной травмы с причиной инвалидности «увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС», в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ему может быть назначена наряду с выплатой пенсии по инвалидности страховая пенсия при наличии страхового стажа продолжительностью не менее 25 лет. В связи с этим он обратился с заявлением к ответчику о назначении страховой пенсии. На свое заявление он получил ответ о недостаточности у него страхового стажа, который ответчиком принят к зачету – <данные изъяты>. С данными выводами он не согласен, поскольку трудовая деятельность им была прекращена в связи с нахождением на инвалидности <данные изъяты> группы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, связано с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС, поэтому данные периоды нахождения его на инвалидности подлежат зачету в страховой стаж. В связи с этим истец просил обязать ответчика назначить ему страховую пенсию одновременно с выплатой государственной пенсии по инвалидности, включив в подсчет страхового стажа для назначения пенсии периоды нахождения на инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, связано с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС.

В судебном заседании истец Фролов А.И. и его представитель по заявлению Павлов В.А. заявленные требования поддержали и просили удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Туле по доверенности Миронова Л.Н. заявленные истцом требования не признала, в обоснование указала, что в соответствии с положениями ст.ст. 11-12 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ) периоды пребывания на инвалидности 1 и 2 групп, полученной вследствие увечья, связанного с исполнением обязанностей военной службы (в том числе на Чернобыльской АЭС), не включаются в подсчет общего трудового (страхового) стажа. Страховой стаж истца по документам пенсионного дела, сведениям из индивидуального лицевого счета с учетом исчисления по нормам Закона РФ от 20.11.1991 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015, составляет 19 лет 10 месяцев 24 дня, который является недостаточным для назначения страховой пенсии.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Вопросы пенсионного обеспечения граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируются положениями статьи 29 Закона Российской Федерации N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Часть 2 указанной нормы Закона инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы приравнивает к инвалидам вследствие военной травмы и наделяет их правом на одновременное получение двух пенсий.

Так, согласно части 2 статьи 29 названного Закона, граждане из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц, направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы приравнены в назначении пенсии к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.

В силу пп. 1 п. 3 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, предоставлено право на одновременное получение двух пенсий: по инвалидности (предусмотренную пп. 1 п. 2 статьи 15 данного ФЗ) и трудовой пенсии по старости.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В частности, статьей 7 названного Федерального закона предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при этом трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

На основании п. 2 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона N 166-ФЗ гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная пп. 1 п. 2 ст. 15 данного Федерального закона (с применением ее пунктов 3 и 5), и страховая пенсия по старости, которая в силу п. 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" назначается по указанному основанию мужчинам, достигшим возраста 55 лет, при наличии страхового стажа не менее 25 лет.

Из содержания приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж 25 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Фролов А.И. является получателем социальной пенсии по инвалидности, назначенной по нормам Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

ДД.ММ.ГГГГ. Фролов А.И. обратился в ГУ – УПФР в г. Туле с заявлением о назначении страховой пенсии.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении страховой пенсии одновременно с выплатой пенсии по инвалидности со ссылкой на недостаточность страхового стажа, при этом ответчиком не включен в страховой стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. – нахождения на инвалидности <данные изъяты> группы вследствие увечье, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС, так как не предусмотрен Законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ « О страховых пенсиях». Как указано ответчиком в протоколе заседания Комиссии, ранее действующим Законом от 20.11.1990 г. № 340-1 предусматривало включение в общий трудовой стаж периодов пребывания на инвалидности 1 и 2 группы, полученной вследствие увечье, связанного с производством, или профессионального заболевания. При получении работником увечья, связанного с производством, на него составлялся акт о несчастном случае на производстве. Никакие иные документы, кроме этого акта, по мнению ответчика, не могут служить подтверждением того, что конкретный несчастный случай является увечьем, связанным с производством.

Между тем, с указанными выводами согласиться нельзя.

При этом судом установлено и подтверждено материалами дела, что истец Фролов А.И. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением серии перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом.

Из копии данного удостоверения, а также копии его трудовой книжки и копии удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. серии следует, что в период его работы <данные изъяты> истец был призван на военные сборы и выполнял работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

ДД.ММ.ГГГГ истцу первично была установлена вторая группа инвалидности в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, связано с аварией на Чернобыльской АЭС (справка ).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истцу установлена вторая группа инвалидности, согласно справке ВТЭК причина инвалидности - увечье, связано с аварией на ЧАЭС. Инвалидность подтверждена при очередных переосвидетельствованиях, причина инвалидности - заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с катастрофой на ЧАЭС, что подтверждается справками от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ серии , от ДД.ММ.ГГГГ серии .

Согласно ст. ст. 10, 11 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации или за пределами территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, засчитываются и иные периоды, предусмотренные в подп. 1 - 8 статьи 11 при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В силу ч. 3 ст. 36 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии с положениями п. 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включается, в том числе, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.

Указанные гарантии включения в трудовой стаж периода нахождения на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, предусматривались и статьей 92 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Статьей 39 указанного закона предусматривается, что инвалидностью вследствие трудового увечья признается инвалидность, наступившая вследствие несчастного случая, произошедшего при выполнении государственных обязанностей, а также заданий советских или общественных организаций, деятельность которых не противоречит Конституции Российской Федерации.

Кроме того, из правового смысла, содержащегося в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», от 3 июня 2004 г. № 11–П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 ст.28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которому принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как в правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть первая), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

С учетом указанной правовой позиции суд приходит к выводу о том, что периоды нахождения Фролова А.И. на инвалидности, наступившей у него вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы – при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, подлежат включению в расчет страхового стажа истца.

Исходя из документально подтвержденного Фролова А.И. на дату обращения в пенсионный орган страхового (трудового) стажа - <данные изъяты> дня с учетом установления ему инвалидности <данные изъяты> группы с причиной: «увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на Чернобыльской АЭС, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ страховой стаж заявителя составил более 25 лет, что соответствует требованиям пп. 3 п. 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и является основанием для назначения истцу страховой пенсии одновременно с выплатой социальной пенсии по инвалидности, в связи с чем заявленные им требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая (страховая) пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку ко времени обращения истца в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле ДД.ММ.ГГГГ с учетом периодов, включенных ответчиком в страховой стаж, и периодов, подлежащих включению в страховой стаж по выводам суда, он имел требуемый двадцатипятилетний страховой стаж, страховая пенсия ему должна быть назначена с даты обращения ДД.ММ.ГГГГ с учетом достижения им 55-летнего возраста ко времени обращения.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Фролова А.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Туле о признании права на назначение досрочной страховой пенсии – удовлетворить.

Обязать включить в подсчет страхового стажа, дающего право на назначение страховой пенсии Фролова А.И. период нахождения на инвалидности <данные изъяты> группы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ

Признать за Фроловым А.И. право на назначение одновременно с назначенной пенсией по инвалидности страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Туле назначить одновременно с назначенной пенсией по инвалидности страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий А.С. Бездетнова.

2-1922/2016 ~ М-2298/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Фролов Александр Иванович
Ответчики
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Туле
Суд
Советский районный суд г. Тулы
Судья
Бездетнова Александра Сергеевна
Дело на странице суда
sovetsky--tula.sudrf.ru
26.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.07.2016Передача материалов судье
28.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.07.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.09.2016Предварительное судебное заседание
12.09.2016Судебное заседание
12.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2017Дело оформлено
26.01.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее