Дело № 2-2580/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 сентября 2015 года г.Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова
в составе председательствующего судьи Долговой С.И.,
при секретаре Романовой Ю.А., с участием представителя истца по доверенности Федькиной А.В., представителя ответчика Пивоваровой Т.В., представителя третьего лица Рябоконь С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самсоновой В.Ю. к администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица Самсонов С.А., комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» о взыскании материального вреда, судебных расходов,
установил:
Самсонова В.Ю. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица Самсонов С.А., комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» о взыскании материального вреда, судебных расходов.
В ходе судебного заседания истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования, согласно которых Самсонова В. Ю. (истица) является собственником автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак № Автомобилем пользуется ее сын Самсонов С.А.. <дата> он припарковал указанный автомобиль напротив дома по адресу: <адрес>. На следующий день, <дата> г., подойдя к автомобилю, он обнаружил, что на автомобиль упала ветка дерева. Указанный факт зафиксирован уполномоченным должностным лицом Отдела полиции № 5 в составе УМВД России по г. Саратову. В результате падения ветки дерева у автомобиля оказались повреждены крышка багажника, заднее левое крыло, задний спойлер, задний левый фонарь.
Согласно заключению эксперта № № от <дата> стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа составляет 69 599 рублей. Согласно указанному заключению эксперта земельный участок, на котором произрастало дерево, не сформирован и не стоит на учете, дерево находится за границами земельного участка, под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Большая Садовая, д. 96. Таким образом, право на земельный участок, на котором находится дерево, с которого упала ветвь на автомобиль истицы, не оформлено и не зарегистрировано. Считает, что ущерб, причиненный истице, возник вследствие неисполнения ответчиком обязанностей по содержанию зеленых насаждений и надлежащему уходу за ними.
В связи с изложенным просит взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» в пользу истца Самсоновой В.Ю. сумму ущерба, причиненного падением дерева на автомобиль в размере 69 599 рублей; расходы на оплату заключения досудебной экспертизы о стоимости восстановительного ремонта автомобиля в размере 3000 рублей; расходы на оплату госпошлины при подаче иска.
Истец Самсонова В.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца по доверенности Федькина А.В. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Пивоварова Т.В. в ходе судебного заседания возражала против заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Рябоконь С.В. в ходе судебного заседания возражал против заявленных исковых требований.
Третье лицо Самсонов С.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом мнения представителей сторон, суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца, третьего лица, извещенных надлежащим образом в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, считает необходимым исковые требования Самсоновой В.Ю. удовлетворить.
В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Статья 19 Конституции РФ, закрепляет равенство всех перед законом и судом.
Как следует из ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ч.3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В ходе судебного заседания установлено и не оспорено сторонами, что истцу Самсоновой В.Ю. на праве собственности принадлежит автомобиль марки <данные изъяты> государственный регистрационный знак № что подтверждается паспортом транспортного средства № (лист дела 25).
<дата> в <адрес> произошло происшествие, на автомобиль марки <данные изъяты> государственный регистрационный знак № упала ветка дерева. Факт произошедшего происшествия зафиксирован сотрудниками полиции, вызванными на место происшествия. Указанные обстоятельства подтверждаются материалом проверки КУСП № от <дата> по заявлению Самсонова С.А. по факту повреждения автомобиля (рапортом, протоколом осмотра места происшествия от <дата> (лист дела 108-118).
В ходе судебного заседания в порядке ст. 79 ГПК РФ, была назначена комплексная землеустроительная и автотехническая экспертиза, согласно заключения эксперта <данные изъяты> № от <дата> года, исходя из выполненных измерений и построений экспертом определено, что дерево, с которого упала ветвь, повредившая автомобиль Самсоновой В.Ю., находится за пределами границы земельного участка с кадастровым номером: № С использованием официального сайта http://maps.rosreestr.ru/PortalQnline/, экспертом определено, что дерево, с которого упала ветвь, повредившая автомобиль Самсоновой В.Ю. находится в пределах границ кадастрового квартала № Кадастровый номер земельного участка, где расположено дерево, с которого упала ветвь, повредившая автомобиль Самсоновой В.Ю., указать не представляется возможным, так как этот земельный участок не сформирован и не стоит на учете. Стоимость восстановительного ремонта автомобиля «<данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком №, получившего повреждения в результате происшествия, произошедшего <дата> года, с учетом износа заменяемых деталей по среднерыночным ценам действующих в Саратовской области на дату происшествия, составляет 69 599 руб. В результате проведенного исследования, повреждения элементов автомобиля «<данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком №, зафиксированные в документах МВД крышка багажника, крыло заднее левое, фонарь задний левый наружный, а также выявленные в ходе производства исследования такие как: спойлер крышки багажника, панель заднего левого фонаря по механизму образования, характеру и степени повреждения, не противоречат обстоятельствам рассматриваемого происшествия, произошедшего <дата> года, и могут быть приняты как его следствие.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно положению ст.16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно п.5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (в редакции от 29.06.2015 г., с изменениями от 15.09.2015 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.3.2, п. 1.4, п.3.1., п. 4.7 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской Думы от 27 сентября 2007г. № 20-185, по территориям и объектам благоустройства, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не переданным во владение или пользование третьим лицам ответственны органы государственной власти, администрация муниципального образования «Город Саратов», администрации районов соответственно.
Как установлено Положением о создании, развитии и сохранении зелёных насаждений на территории муниципального образования «Город Саратов», принятым решением Саратовской городской Думы от 27 апреля 2010 года № 50-593, субъектами, ответственными за содержание зелёных насаждений являются законные пользователи таких озеленённых территорий (пункт 4.15). В аварийных ситуациях, когда падение крупногабаритных деревьев угрожает жизни и здоровью людей, состоянию зданий и сооружений, движению транспорта, функционированию коммуникаций, снос указанных насаждений производится без предварительного оформления разрешения, с письменным уведомлением уполномоченного органа до момента сноса (пункт 5.4).
Раздел 2 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов», утвержденных Решением Саратовской городской Думы от 27 сентября 2007 года № 20- 185 содержит понятия «объекты благоустройства», и также «содержание объектов благоустройства». Объектами благоустройства являются территории общего пользования (дороги, улицы, внутриквартальные и межквартальные проезды, тротуары, сады, парки, скверы, лесопарки, городские леса, площади, мосты, путепроводы, дворовые территории и др.), хозяйствующих субъектов, частных домовладений, многоквартирных домов, включая расположенные на всех указанных территориях зеленые насаждения, объекты наружного освещения, объекты малых архитектурных форм, иные объекты в части их внешнего вида. Содержание объектов благоустройства включает в себя комплекс работ и мероприятий по благоустройству, обеспечению чистоты, надлежащему физическому или техническому состоянию и безопасности объектов благоустройства. В пункте 8.12 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов», утвержденных Решением Саратовской городской Думы от 27 сентября 2007 года № 20- 185, установлено, что в целях обеспечения сохранности зеленых зон должен быть обеспечен уход за зелеными насаждениями, дорожками и оборудованием, в том числе: содержание в чистоте водоемов; своевременная обрезка ветвей; регулярный полив; удаление погибших и потерявших декоративность растений в цветниках и вазонах, среза травы, опавших листьев, вывоз на специально оборудованные полигоны; текущий ремонт газонов, систематический покос при высоте травостоя более 20 см.
В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно положениям ч. 2 ст. 261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.
Как следует из материалов дела, ответчиком не было представлено суду доказательств проведения каких-либо мероприятий по осмотру деревьев и других зеленых насаждений, а также не было представлено доказательств проведения ежегодных и ежемесячных осмотров с целью выявления зеленых насаждений, подлежащих вырубке.
На основании ст.6 Устава г. Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 г. № 67-649, к вопросам местного значения города относятся организация благоустройства и озеленения территории города.
В п. 2.1. Правил применены термины: благоустройство территории - комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение безопасности и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, используемые как составные части благоустройства.
Озеленение - элемент благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивающий формирование среды города с использованием растительных компонентов, а также поддержание ранее созданной или изначально существующей природной среды на территории города Саратова.
В соответствии с Положением о создании, развитии и сохранении зеленых насаждений на территории МО «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 27.04.2010 г. № 50-593, зеленые насаждения, расположенные на землях общего пользования, являются недвижимым имуществом и находятся в собственности МО «Город Саратов», подлежат инвентаризации как имущество города, которую проводит Администрация МО «Город Саратов».
Согласно п. 4.16. Положения о создании, развитии и сохранении зеленых насаждений на территории МО «Город Саратов» субъекты, ответственные за сохранение зеленых насаждений, обязаны в том числе регулярно уничтожать все сорные растения (в том числе растения, содержащие наркотические вещества и аллергены) на своих территориях и не допускать их произрастания в дальнейшем; снос, обрезку, пересадку зеленых насаждений оформлять в порядке, установленном настоящим Положением.
Пунктом 4.7. Положения о создании, развитии и сохранении зеленых насаждений на территории МО «Город Саратов» предусмотрено, что работы по созданию и содержанию зеленых насаждений, в том числе по посадке, уходу за деревьями, кустарниками, цветниками и газонами, подкормке, поливу, рыхлению, прополке, обрезке, защите растений, утеплению корневой системы, связыванию и развязыванию кустов, укрытию теплолюбивых растений, скашиванию газонов, обработке ядохимикатами и гербицидами, вырубке сухих и аварийных деревьев и т.д. рекомендуется проводить в соответствии с Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 г. № 153.
В силу п. 5.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 г. № 153, система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства.
Основные составляющие системы оценки озелененных территорий: оценка (долгосрочная, ежегодная, оперативная) качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений на озелененной территории и элементов благоустройства; выявление и идентификация причин ухудшения состояния зеленых насаждений; разработка программы мероприятий, направленных на устранение последствий воздействия на зеленые насаждения негативных причин и устранения самих причин, а также мероприятий по повышению уровня благоустройства; прогноз развития ситуации (долгосрочный, ежегодный, оперативный) (п. 5.2 Правил).
Оценка состояния озелененных территорий осуществляется: долгосрочная оценка - один раз в 10 лет; ежегодная (плановая) оценка - два раза в год; оперативная оценка - по специальному распоряжению.
Обследование проводится по единым утвержденным методикам, показатели состояния фиксируются в установленном порядке (п. 5.4 Правил).
Исходя из представленных доказательств того, что земельный участок, на котором находится дерево, не передано во владение или пользование третьим лицам, и системного анализа приведенного выше законодательства, суд считает, что обязанность по возмещению ущерба, причиненного истцу, возникает у администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов».
В ходе рассмотрения дела были исследованы доказательства по факту причинения вреда имуществу истца, а также была проведена судебная автотехническая экспертиза и установлено, что ущерб автомобилю истца был причинен в результате падения дерева по обстоятельствам происшествия, произошедшего <дата> года, размер ущерба с учетом износа заменяемых деталей составляет 69 599 рублей. Поскольку в ходе судебного заседания установлено нарушение прав истца именно со стороны администрации муниципального образования «Город Саратов», то данный ущерб подлежит взысканию с неё.
В силу п. 25 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В силу ст. 10 БК РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
Согласно п.1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.
Из пунктов 1.1, 3.5 Положения о комитете по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 г. № 19-172, следует, что комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» является финансовым органом администрации муниципального образования «Город Саратов», функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета муниципального образования «Город Саратов», органом внутреннего финансового контроля, осуществляющего контрольную деятельность в сфере бюджетных правоотношений и в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд и выступает от имени казны города в судебных органах судебной системы Российской Федерации в случаях, установленных гражданским и бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании вышеуказанных положений закона должником обязательства по возмещению вреда в результате незаконного бездействия органов местного самоуправления - является муниципальное образование «Город Саратов».
Довод администрации МО «Город Саратов» о заключении контракта с МУ «Служба благоустройства города», которое должно проводить работы по содержанию дорог, тротуаров, зеленых зон и прочих работ по благоустройству территории муниципального образования «Город Саратов», являются несостоятельным, поскольку МУ «Служба благоустройства города» обязано по заданию заказчика выполнить работы по содержанию дорог, тротуаров, зеленых зон и прочих работ по благоустройству территории муниципального образования «Город Саратов», в соответствии с Перечнем объектов для выполнения работ, в который включена зеленая зона, расположенная на ул. Большая Садовая. Однако документы, подтверждающие направление заявок на валку указанного дерева от администрации в МУ «Служба благоустройства города», не представлены. Заявок, во исполнение контракта, от администрации в МУ «Служба благоустройства города» не поступало.
Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, состоящие согласно ст.88 ч.1 ГПК РФ из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу положений ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
Истцом в связи с рассмотрением настоящего дела понесены следующие судебные расходы:
- 3 000 рублей - расходы на оплату экспертного исследования № от <дата> г., проведенного потребительским обществом <данные изъяты> что подтверждается товарным чеком от <дата> (л.д. 27).
- 3102 рубля- расходы по оплате госпошлины, что подтверждается чек-ордером от <дата> (л.д.2). Таким образом, факт несения судебных расходов подтверждается надлежащими доказательствами, имеющимися в материалах дела. Данные расходы суд признает необходимыми и подлежащими взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме.
Истцом в связи с рассмотрением настоящего дела понесены расходы по оплате государственной пошлине, с учетом уточнений исковых требований с ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» подлежит взысканию государственная пошлина в пользу истца в размере 2 287 рублей 97 копеек из расчета (69 599-20 000) х 3% + 800.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Самсоновой В.Ю. удовлетворить.
Взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в пользу Самсоновой В.Ю. в счет возмещения материального ущерба 69 599 рублей, расходы по досудебному исследованию в размере 3 000 рублей, расходы по государственной пошлине в размере 2 287 рублей 97 копеек.
В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд города Саратова.
Судья подпись С.И.Долгова
Мотивированный текст решения суда изготовлен 30.09.2015 года.