дело № 2-91/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Яковлевка 08 июня 2020 г.
Яковлевский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Нестеровой Т.А.
при секретаре ФИО2,
с участием помощника военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять меры по обеспечению требований пожарной безопасности в здании высотного снаряжения (инв. № 2) войсковой части 78019,
установил:
Заместитель военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился с вышеуказанным исковым заявлением в Яковлевский районный суд, в котором просит признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение требований пожарной безопасности путем оборудования здания высотного снаряжения инв. № 2 войсковой части 78019 автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по оборудованию здания высотного снаряжения инв. № 2 войсковой части 78019 автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В обоснование доводов искового заявления истец указал, что 32 военной прокуратурой гарнизона в декабре 2019 года проведенапроверка, обусловленная вопросами организации и состояния противопожарной защиты в войсковой части 78019.
Проверкой установлено, что на территории войсковой части 78019 здание высотного снаряжения инв. № 2 1980 года постройки и ввода в эксплуатацию не оборудовано автоматической системой пожаротушения, пожарной сигнализацией, системой оповещения людей о пожаре.
В соответствии с п. 5 приказа МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 315«Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03)», здания, сооружения и помещения, подлежат оборудованию охранной и пожарной сигнализации, перечень которых приведен в приложение № 1 указанного приказа. Здание высотного снаряжения инв. № 2 1980 года постройки и ввода в эксплуатацию войсковой части 78019 входит в перечень зданий, установленных приложением № 1 упомянутого приказа.
При этом, указанный объект войсковой части 78019 автоматическимипожарными сигнализациями и системами пожаротушений не оборудован, чтоподтверждается актами общего весеннего - осеннего осмотра объекта казарменно-жилищного фонда № 16 от 8 апреля 2019 года и № б/н от 2 октября 2019 года.
Выявленные нарушения действующего законодательства терпимыми быть не могут, требуют принципиальной оценки и принятия мер по их устранению и недопущению впредь, поскольку они могут повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций, утрату и уничтожение военного имущества, гибель и травмирование личного состава части.
В судебном заседании помощник военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, указанным в иске.
Представитель ответчика - Министерства обороны РФ, извещенный надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении иска просил отказать, представив возражение на иск. В возражении указал, что установка оборудования зданий и сооружений на территории Восточноговоенного округа системами автоматической пожарной сигнализацией относятся к работам, выполняемым в рамках капитального ремонта.
Порядок включения в титульные списки капитального ремонта объектов определен указанием начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 06.10.2014 № 312/2/8579т в виде представления в Департамент строительства МО РФ тактико-технических заданий.
Тактико-техническое задание на капитальный ремонт зданий (сооружений), согласно указанию командующего войсками Восточного военного округа от 05.03.2015 № 32/30/1085, разрабатывается командирами войсковых частей и согласовывается с заинтересованными управлениями и службами округа. После разработки указанных документов и направления их в Департамент строительства МО РФ включение в план капитального ремонта объектов для установки систем автоматической пожарной сигнализацией возможно только в 2021 году.
Согласно указанию Министра обороны РФ от 23.05.2019г. оборудование объектов воинских частей (организаций) системами автоматической пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения предусмотрено приказом Министром обороны РФ от 12.11.2012 № 3500дсп.
В 722 отделе координации и контроля за строительством, расквартированием и обустройством войск (сил) ВВО заявки от командира войсковой части 78019, на территории которой расположены вышеуказанные здания, на выполнение данных работ не поступали.
Заявки командира войсковой части 78019 об установке автоматическойпожарной сигнализации, системы пожаротушения и системы оповещения,направляемые в адрес начальника ЖКС № 5 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО не могут служить основанием несоблюдения Министерством обороны Российской Федерации вышеуказанных нормативно-правовых актов.
Также указал, что органы прокуратуры не входят в состав государственной противопожарной службы, вследствие чего не вправе осуществлять федеральный государственный пожарный надзор.
Каких-либо сведений (документов) о проведении федеральногогосударственного пожарного надзора в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в адрес Министерства обороны Российской Федерации со стороны органов прокуратуры не поступало.
Считает, что ответчиком по делу должен быть привлечен филиал ЦЖКУ Министерства обороны РФ по ВВО.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствии не явившегося ответчика.
Выслушав доводы помощника военного прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
Пунктом 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Согласно абзацу 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Как следует из положений статьи 52 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии со ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом А.10 приложения к Своду правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» 5.121230.2009 в перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматической пожарной сигнализацией входят помещения иного административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что в декабре 2019 года 32 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка организации и состояния противопожарной защиты в войсковой части 78019, которой выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, объекты (помещения) воинской части не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, автоматическими установками пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Руководством войсковой части 78019 утверждались акты общего весеннего осмотра от 08.04.2019 года и общего осеннего осмотра от 02.10.2019 года здание высотного снаряжения инв. № 2 1980 года постройки и ввода в эксплуатацию войсковой части 78019. Данные акты согласованы с филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны России по ВВО. Кроме того командованием войсковой части направлялись заявки в ФГБУ «Центральное жилищное - коммунальное управление» Министерства обороны РФ по ВВО на установку систем автоматической пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, которые были оставлены без ответа.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 31.05.1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» следует, что личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с пп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
Согласно Указу Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Министерство обороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации. Министерство обороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты). Минобороны Российской Федерации является главным распределителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Поскольку именно Министерство обороны Российской Федерации является собственником имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, исковые требования заместителя военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя ответчика о необходимости привлечения в качестве ответчика по делу филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ несостоятельны, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом, а именно, на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации). Собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности на это имущество.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации установлено, что в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории В1 производственного и складского назначения (пункт 2). Руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте (пункт 4).
Таким образом, федеральным законодательством о противопожарной безопасности обязанность совершать действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности, возложена на собственника здания и/или руководителя предприятия, которое эксплуатирует это здание.
При этом суд учитывает, что командованием войсковой части 78019 направлялись акты весеннего и осеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда в ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ по ВВО, являющееся подведомственным Министерству обороны РФ, на установку систем автоматической пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, которые были оставлены без ответа.
Поскольку бездействие Министерства обороны России в вопросе надлежащего содержания принадлежащего ему имущества может причинить вред неопределенному кругу лиц, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление заместителя военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия и возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение требований пожарной безопасности путем оборудования здания высотного снаряжения инв. № 2 войсковой части 78019, расположенного по адресу: <адрес>, военный городок Варфоломеевка-6, автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание высотного снаряжения инв. № 2 войсковой части 78019, расположенное по адресу: <адрес>, военный городок Варфоломеевка-6, автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Яковлевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 11 июня 2020 года.
Председательствующий Т.А. Нестерова