Дело № 2-3264/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 июля 2018 года Октябрьский районный суд г.Красноярска, в составе: председательствующего судьи Майко П.А.,
при секретаре Сотникова В.С.,
с участием помощника прокурора района Вахитов Р.К.
рассматривая, в судебном заседании, гражданское дело по иску Тыцик Ф.А. к ФКУЗ МСЧ 24, ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю о возложении обязанности и компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ
Истец просит возложить обязанность на ответчиков провести ему переосвидетельствование на инвалидность и взыскать компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
Данный иск обосновывает тем, что ответчики, ежегодно, в условиях исправительного учреждения, проводили ему переосвидетельствование на инвалидность, т.к. он является инвалиХ группы. В 2018 году, ответчики данное не произвели. На основании изложенного, истец полагает, что нарушены его права.
В ходе судебного заседания, с использованием видеоконференцсвязи, истец иск поддержал.
Ответчики с иском нес согласны, т.к. переосвидетельствование на инвалидность носит заявительный характер. Истец с письменным заявлением об этом не обращался. На момент рассмотрения спора, истец прошел переосвидетельствование, ему пересчитана пенсия и иные выплаты, с учетом срока наступления переосвидетельствования, т.к. пропуск срока признан уважительным, ввиду нахождения истца на момент наступления срока переосвидетельствования, истец находился в КТБ на излечении.
Суд выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд установил –
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24.11.1995, определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 указанного Закона инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях о признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом, согласно которых признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Данные ПРАВИЛА ПРИЗНАНИЯ ЛИЦА ИНВАЛИДОМ, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации, от 20 февраля 2006 г. N 95, предусматривают:
П. 38. Переосвидетельствование инвалида проводится в порядке, предусмотренном разделами I - IV настоящих Правил.
Пункт 39. Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп - 1 раз в год, а детей-инвалидов - 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид". Переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного или уполномоченного представителя), либо по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.
В свою очередь, как видно из п.24 Правил, Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя) в соответствии с указанными в нем одной или несколькими целями, предусмотренными пунктом 24(1) настоящих Правил. Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.
В п.40 указано, что Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.
Согласно п. 41, Переосвидетельствование инвалида ранее установленного срока проводится по его личному заявлению (заявлению его законного или уполномоченного представителя), либо по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.
В свою очередь, МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ издало ПРИКАЗ от 2 октября 2015 г. N 233 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА И СРОКОВ НАПРАВЛЕНИЯ НА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ И ПЕРЕОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ И НАХОДЯЩИХСЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, ПОДАЧИ УКАЗАННЫМИ ЛИЦАМИ ЗАЯВЛЕНИЙ НА ПРОВЕДЕНИЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ИЛИ ПЕРЕОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ, ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ И НАДЗОРА ЗА ОСУЖДЕННЫМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИХ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ИЛИ ПЕРЕОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ. согласно которых, порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях (далее - осужденные), подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядок организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы разработаны в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в целях реализации положений Федерального закона от 03.05.2012 N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2280), а также обеспечения инвалидам из числа осужденных необходимых условий для прохождения медико-социальной экспертизы. Медико-социальная экспертиза осужденных проводится в порядке, определяемом Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 9, ст. 1018; 2008, N 15, ст. 1554; 2010, N 2, ст. 184; 2012, N 7, ст. 870, N 17, ст. 1992, N 37, ст. 5002) (далее - Правила).
В п.8, вышеуказанного порядка и правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится по заявлению осужденного (его законного представителя), которое подается в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы через администрацию исправительного учреждения. При поступлении от осужденного указанного заявления администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет его в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией уголовно-исполнительной системы (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), либо справки, выданной осужденному организацией, отказавшей ему в направлении на медико-социальную экспертизу, а также медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья. В случае, если осужденный не может быть доставлен в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы по состоянию здоровья, соответствующее заключение медицинской организации уголовно-исполнительной системы направляется в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы вместе с соответствующими медицинскими документами, и ему сообщается о месте, где может быть проведена медико-социальная экспертиза.
Таким образом, из содержания данных норм следует, что признание лица инвалидом, его переосвидетельствование, носит заявительный характер, данное решение принимается на основании письменного заявления лица, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ, или его законного представителя.
Согласно представленных медддокументов, суд установил, что истец является инвалиХ группы с 2015 года. Он постоянно проходил переосвидетельствование на инвалидность. Инвалидность устанавливалась и подтверждалась на основании заявлений истца от 29.1.2015 года, 27.1.2016 года, 25.1.2017 года.
На основании заявления истца от 25.1.2017 года, ему была установлена инвалидность сроком по февраль 2018 года.
Иском Тыцик Ф.А. датирован 26.1.2018 года. Поступил в суд 9.2.2018 года.
С февраля 2018 года, истец находился в ТБ-1, на излечении.
23.5.2018 года, т.е. в ходе судебного процесса, от истца поступило в бюро МСЭ заявление на переосвидетельствование, на инвалидность.
В этот же день, на основании представленных документов и направления ФКУЗ МСЧ 24 проведено очная МСЭ, по результатам которой истцу установлена 3 группа инвалидности, с причиной «общее заболевание».
В ходе судебного процесса, суд установил, что с заявлением на переосвидетельствование группы инвалидности, на следующий год, с февраля 2018 года, истец не обращался. Обратился только в мае 2018 года.
Данное обстоятельство суд установил, исходя из пояснений ответчиков, подтвердивших данное в процессе, и указывающих, что с письменным заявлением истец, о переосвидетельствовании на следующий год с февраля 2018 года, не обращался, т.к. находился длительное время в КТБ.
Из меддокументов, представленных ответчиком, также суд не установил данного факта, а именно обращение истца о его переосвидетельствовании до февраля 2018 года или позднее, до 23 мая 2018 года.
Сам истец также пояснил, что письменного обращения, о его переосвидетельствовании на инвалидность, он в адрес ответчиков не направлял.
Учитывая, что в соответствии с действующим законодательством медико-социальная экспертиза носит заявительный характер, истец с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы не обращался, то у ответчиков отсутствовали правовые основания для проведения переосвидетельствования на инвалидность истца.
Таким образом, со стороны ответчиков, каких-либо действий, направленных на ограничение прав заявителя не совершалось, нарушений его прав допущено не было, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения требований истца.
Действия ответчиков носит обеспечительный характер, который выражается в формировании и представлении в бюро медико-социальной экспертизы по месту нахождения учреждения: личное дело, характеристику, медицинскую карту амбулаторного больного (медицинскую карту стационарного больного), направление на медико-социальную экспертизу и заявление лица, содержащегося в Учреждении, о проведении освидетельствования (переосвидетельствования), одновременно решается вопрос о времени и месте проведения освидетельствования (переосвидетельствования). Указанные действия могут быть выполнены после обращения с письменным заявлением лица, нуждающегося в проведении медико-социальной экспертизы, на имя руководителя бюро медико-социальной экспертизы по месту нахождения учреждения.
Поскольку проведение экспертизы носит заявительный характер, следовательно процедура освидетельствования не может быть начата без заявления истца.
Заявительный характер деятельности учреждений МСЭ свидетельствует об отсутствии препятствий в дальнейшей реализации истцом своих прав.
Кроме того, суд полагает отказать в удовлетворении иска, о возложении обязанности на ответчиков провести переосвидетельствование, и в силу того факта, что, в настоящий момент, данное переосвидетельствование произведено, что подтверждается материалами дела.
Т.к. нарушений прав истца, со стороны ответчиков суд не установил, то в его требовании о компенсации морального вреда, как производном от основного требования надлежит отказать.
При разрешении данного требования истца, суд также исходит из содержания ст. 151 ГК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", согласно которым под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Пунктом 3 приведенного Постановления Пленума ВС РФ указано также на то, что в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя вреда.
Ничего из вышеперечисленного, суд не установил – ни вины ответчиков, ни нравственных и физических страданий и переживаний.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Тыцик Ф.А. к ФКУЗ МСЧ 24, ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю о возложении обязанности и компенсации морального вреда, отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Майко П.А.