Решение по делу № 2а-2014/2020 от 19.05.2020

Дело № 2а-2014/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 сентября 2020 года                                                       г. Иркутск

     Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Глебовой Е.П., при секретаре Журавлевой О.А., с участием: административного истца Шваенко О.П., представителя административного ответчика – Богдановой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иркутске административное дело № 2а-2014/2020 по заявлению Шваенко Олега Павловича к министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным решения министерства имущественных отношений Иркутской области об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

в обоснование исковых требований указано, что Шваенко О.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером . Дата    года Шваенко О.П. обратился в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность в отношении которых не разграничена, с земельным участком, находящимся в его собственности, что подтверждается оттиском штампа Министерства имущественных отношений Иркутской области на экземпляре заявителя от указанной даты. К заявлению о перераспределении были приложены копия выписки о государственной регистрации права собственности Шваенко О.П. на земельный участок, схема расположения земельного участка, о перераспределении которого испрашивалось заявителем и диск, содержащий координаты расположения испрашиваемого земельного участка в электронном виде. Ответом, полученным Дата за от Дата уполномоченным в области земельных отношений органом государственной власти - министерством имущественных отношений Иркутской области заявителю Шваенко О.П. было отказано в перераспределении принадлежащего заявителю на праве собственности земельного участка с испрашиваемыми землями. В качестве оснований для отказа в перераспределении было указано, что испрашиваемый земельный участок образовывается из земельного участка с кадастровым номером , находящимся в собственности административного истца и земель, находящихся в государственной собственности, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок.

Административный истец полагает, что отказом в перераспределении земельного участка с кадастровым номером , полученный ответом от Дата за от Дата и испрашиваемым землями, содержащимся в ответе министерства имущественных отношений Иркутской области нарушены права, свободы и законные интересы Шваенко О.П.

Анализ мотивов отказа министерства имущественных отношений Иркутской области в принятии решения о перераспределении земельных участков свидетельствует о том, что орган государственной власти Иркутской области принял указанное решение по единственному основанию: в ходе перераспределения из перераспределяемых земель, находящихся в государственной собственности, возможно образовать самостоятельный земельный участок.

Иных оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении не указано.

Земельный участок с кадастровым номером находится в собственности административного истца, что подтверждается выпиской из ЕГРН, сведения о котором приведены в свидетельстве о праве собственности на земельный участок. Площадь земельного участка с кадастровым номером равна 446 +/-7 кв.м., находящегося у Шваенко О.П. в собственности, и площадь земельного участка, находящегося в государственной собственности, который идет к перераспределению, равна 154 кв.м. Соответственно согласно письму администрации МО Молодежное по запросу министерства от Дата, полученного в виде копии, указано: 1.     Проект межевания территории не утверждался; 2.     Виды разрешенного использования территориальной зоны, а также предельно минимальные и максимальные размеры земельных участков территориальной зоны представлены в приложении к письму: СТАТЬЯ 21. СХ-3. Зона ведения дачного хозяйства, садоводства - ведение садоводства - КОД 13.2 - минимальная площадь земельного участка -200 кв.м., максимальная площадь земельного участка 600 кв.м.

Исходя из утвержденных минимальных размеров земельных участков для ведения садоводства в размере не менее 200 кв.м., получается, что площадь земельного участка, находящегося в государственной собственности, который идет к перераспределению, равна 154 кв.м., соответственно, из земельного участка площадью 154 кв.м., невозможно сформировать самостоятельный земельный участок, так как он меньше 200 кв.м.

Более того, в ходе перераспределения земельного участка с кадастровым номером площадью 446 кв.м., и перераспределяемого участка из государственной собственности площадью 154 кв.м. образуется земельный участок площадью 600 кв.м., что полностью соответствует максимальному размеру площади земельного участка для ведения садоводства.

Отказ уполномоченного органа в перераспределении земельных участков в порядке подчиненности заявителем Шваенко О.П. не обжаловался. Обязательный досудебный порядок для обжалования отказа законом не предусмотрен.

Административный истец просит суд признать отказ уполномоченного органа - министерства имущественных отношений Иркутской области в перераспределении земельного участка с кадастровым номером с землями, государственная собственность на которые не разграничена, содержащийся в ответе, полученном Дата за от Дата на заявление Шваенко Олега Павловича, незаконным, нарушающим права и законные интересы Шваенко Олега Павловича; обязать уполномоченный орган - министерство имущественных отношений Иркутской области восстановить нарушенное право Шваенко Олега Павловича; возложить на уполномоченный орган - министерство имущественных отношений Иркутской области обязанность утвердить схему расположения земельного участка, являющуюся приложением к заявлению Шваенко Олега Павловича в министерство имущественных отношений Иркутской области от Дата о перераспределении земельного участка с кадастровым номером с землями, государственная собственность на которые не разграничена; возложить на уполномоченный орган - министерство имущественных отношений Иркутской области обязанность в срок не более чем тридцать дней со дня представления кадастрового паспорта земельного участка, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером с землями, государственная собственность на которые не разграничена, направить Шваенко Олегу Павловичу подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков для подписания.

Административный истец Шваенко О.П. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и дополнениях к нему, просил требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области – Богданова Н.Н. требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица администрации МО Молодежное Иркутского района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительных причинах не явки суду не сообщил.

Суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Из ч. 1 ст. 4 КАС РФ следует что, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (ч. 8 ст. 226 КАС РФ).

Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным Кодексом (ч. 1 ст. 62 КАС РФ).

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых были нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы гражданина, организации; созданы препятствия к осуществлению гражданином, организацией их прав, свобод и реализации законных интересов; на гражданина, организацию незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из смысла приведенной нормы права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Таким образом, для признания решений, действий (бездействия) должностных лиц незаконными, в соответствии с требованиями данной нормы необходимо установление двух условий - несоответствие оспариваемых решений и действий закону и нарушение прав административного истца.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что административному истцу Шваенко О.П. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 446 кв.м., расположенный по адресу: Адрес.

Административный истец Шваенко О.П. Дата обратился в министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность в отношении которых не разграничена, с земельным участком, находящимся в его собственности, что подтверждается оттиском штампа министерства имущественных отношений Иркутской области на экземпляре заявителя от указанной даты. К заявлению о перераспределении были приложены выписка из ЕГРН, схема расположения земельного участка, о перераспределении которого испрашивалось заявителем, диск, содержащий координаты расположения испрашиваемого земельного участка в электронном виде.

Ответом от Дата за уполномоченным в области земельных отношений органом государственной власти Иркутской области - Министерством имущественных отношений Иркутской области заявителю Шваенко О.П. отказано в перераспределении принадлежащего заявителю на праве собственности земельного участка с испрашиваемыми землями.

При этом, административный ответчик, отказывая в удовлетворении заявления, указал, что испрашиваемые земельные участки образовываются из земельных участков с кадастровыми номерами , находящихся в собственности Шваенко О.П., и земель, находящихся в государственной собственности, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок. Таким образом, схемы расположения земельных участков, приложенные к заявлениям, разработаны с нарушением требований к образуемым земельным участкам – образование земельных участков нарушит требования, установленные ЗК РФ. Учитывая изложенное, министерство от имени Правительства Иркутской области отказывает в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельных участков с кадастровыми номерами , расположенных: Адрес, находящихся в частной собственности.

Суд, проверяя данный отказ на предмет его соответствия требованиям закона, приходит к выводу о его незаконности, поскольку он противоречит положениям Земельного законодательства РФ.

Регулирование процедуры перераспределения установлено ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), на основании которой предусмотрены случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Основания для отказа в перераспределении предусмотрены п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, их перечень является исчерпывающим.

Отказывая Шваенко О.П. в удовлетворении заявления о перераспределении земельного участка, Министерством имущественных отношений Иркутской области не указано на применении какого-либо из оснований, приведенных в вышеуказанной статье ЗК РФ.

Основанием для отказа указано, что испрашиваемые земельные участки образовываются из земельных участков с кадастровыми номерами , находящихся в собственности Шваенко О.П., и земель, находящихся в государственной собственности, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок.

Также административным ответчиком при принятии решения об отказе в удовлетворении заявления Шваенко О.П. не учтены требования п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ, согласно которым решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

Следовательно, уполномоченным органом при принятии решения должны быть исследованы все исчерпывающие основания отказа, изложенные в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, и при их отсутствии либо наличии сделаны соответствующие мотивированные выводы.

Суд полагает, что необоснованное, неполное и немотивированное решение административного ответчика об отказе в перераспределении земель, безусловно, нарушает законные права и интересы административного истца на рассмотрение его заявления о перераспределении земель в соответствии с вышеуказанными требованиями Земельного законодательства Российской Федерации.

При этом, поскольку административным ответчиком не были проверены и изучены все иные возможные основания отказа в перераспределении земельных участков, исчерпывающий перечень которых предусмотрен п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, суд, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных по делу обстоятельств, связанных с неполнотой, необоснованностью и немотивированностью оспариваемого решения, полагает необходимым обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление административного истца о перераспределении земель с соблюдением требований ст.ст. 39.27, 39.28, 39.29 ЗК РФ.

Что касается требования административного истца о возложении на Министерство имущественных отношений Иркутской области обязанности утвердить схему расположения земельного участка, обязании в срок, не превышающий 30 дней со дня представления кадастрового паспорта вновь образованного земельного участка, направить Шваенко Олегу Павловичу подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков для подписания, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 10 Конституции Российской Федерации суд не вправе подменять собой органы исполнительной власти. Исходя из конституционного принципа разделения властей, суд не вправе вмешиваться в компетенцию Правительства Иркутской области в лице Министерства имущественных отношений Иркутской области в данной части. В силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации способом защиты права является признание решения государственного органа незаконным.

При указанных обстоятельствах указанные требования удовлетворению не подлежат.

В ходе судебного разбирательства установлено, что срок обращения в суд с данным иском административным истцом не пропущен.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями ст.175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

административное заявление Шваенко Олега Павловича к министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным решения министерства имущественных отношений Иркутской области об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ министерства имущественных отношений Иркутской области в перераспределении земельного участка с кадастровым номером с землями, государственная собственность на которые не разграничена, содержащийся в ответе от Дата .

Обязать министерство имущественных отношений Иркутской области устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления Шваенко Олега Павловича от Дата о перераспределении земельного участка с кадастровым номером с землями, государственная собственность на которые не разграничена, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административных исковых требований Шваенко Олега Павловича к министерству имущественных отношений Иркутской области об обязании утвердить схему расположения земельного участка, об обязании в срок, не превышающий 30 дней со дня представления кадастрового паспорта вновь образованного земельного участка, направить Шваенко Олегу Павловичу подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков для подписания отказать.

    Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда составлено 25 сентября 2020 года.

Судья                                                                                                     Е.П. Глебова

2а-2014/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Шваенко Олег Павлович
Ответчики
Министерство имущественных отношений Иркутской области - орган государственной власти Иркутской области
Другие
Администрация МО Молодежное Иркутского района
Суд
Октябрьский районный суд г. Иркутск
Судья
Глебова Елена Павловна
Дело на сайте суда
oktiabrsky.irk.sudrf.ru
19.05.2020Регистрация административного искового заявления
19.05.2020Передача материалов судье
21.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.07.2020Предварительное судебное заседание
14.08.2020Предварительное судебное заседание
11.09.2020Судебное заседание
25.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.01.2021Дело оформлено
27.04.2021Дело передано в архив
11.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее