Судья Залесный С.А. Дело № 33-19839/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июля 2017 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.
судей Сидорова В.В., Суслова К.К.
по докладу судьи Морозовой Н.А.
при секретаре Кирюшиной М.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Сергеева Р.М. на решение Ленинского районного суда г.Краснодара от 22 ноября 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Худокормова Ж.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края, ГУП «Кубаньгеология» о признании права пользования на условиях социального найма жилым помещением, расположенным по адресу: г<...> на условиях социального найма.
В обоснование заявленных требований указано, что данное жилое помещение, в котором она проживает, было предоставлено ее матери - Худокормовой П.Я. в соответствии с решением администрации и профсоюзного комитета ГУП «Кубаньгеология». Указанная квартира находится в хозяйственном ведении ГУП «Кубаньгеология». На ее предложения ответчикам заключить договор социального найма, ГУП «Кубаньгеология» ответило отказом. Истец считает, что приобрела равное со своей умершей матерью право пользования жилым помещением на условиях социального найма, в связи с чем, обратилась в суд.
Решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 22 ноября 2012 года исковое заявление Худокормовой Ж.Н. удовлетворено.
Суд признал Худокормову Ж.Н., приобретшей право пользования жилым помещением - квартирой расположенной по адресу: г<...>, общей площадью 41,86 кв.м, жилой площадью 16,27 кв.м, на условиях социального найма.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 04 октября 2016 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Постановлением президиума Краснодарского краевого суда от 17 мая 2017 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 04 октября 2016 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В апелляционной жалобе представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Сергеев Р.М. просит решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение незаконно и необоснованно, поскольку вынесено при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с существенным нарушением норм процессуального и материального права.
При новом рассмотрении судебная коллегия, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Худокормовой Ж.Н., представителей Худокормовой Ж.Н. по доверенности Кузнецова В.Н. и Киселева А.В., представителя ГУП «Кубаньгеология» Величко С.В., пришла к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что жилое помещение - однокомнатная квартира жилой площадью 16,27 кв.м, общей площадью 41,86 кв.м, расположенная по адресу: г<...>, в которой проживает и зарегистрирована Худокормова Ж.Н., предоставлена ее матери - Худокормовой П.Я. в соответствии с решением администрации и профсоюзного комитета ГУП «Кубаньгеология», согласно протоколу от 03 декабря 2000 года №16.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 29 октября 2001 года данная квартира находится в хозяйственном ведении ГУП «Кубаньгеология». ГУП «Кубаньгеология» своим письмом от 03 февраля 2009 года дало согласие на регистрацию истца в указанной квартире.
Мать истицы умерла <...> года. Худокормова Ж.Н. осталась проживать в данной квартире, несет бремя содержания квартиры, оплачивает коммунальные платежи.
В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст.1 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации.
Пунктом 1 ч.1 ст.2 указанного Закона Жилищный кодекс РСФСР признан утратившим силу с 1 марта 2005 года.
В силу ст.5 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
Из ч.1 ст.50 ЖК РСФСР, действовавшего на момент вселения Худокормовой П.Я. в квартиру, следовало, что пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
Статьей 51 ЖК РСФСР было установлено, что договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
В соответствии с ч.1 ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу ч.1 ст.63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Вместе с тем, согласно ст.54 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения правоотношений по делу, наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (ст.53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
Аналогичные нормы права содержатся в ч.1 ст.70 ЖК РФ, действующего в настоящее время. Так, наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно ч.2 ст.70 ЖК РФ, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. Вместе с тем несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного ч.1 ст.70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.
Вместе с тем, согласно материалам дела, письмом от 03 февраля 2009 года ГУП «Кубаньгеология» сообщает Худокормовой П.Я. о том, что не возражает против регистрации Худокормовой Ж.Н. в спорной квартире.
Однако, поскольку правом внесения изменений в договор социального найма на основании заявления нанимателя на вселение члена его семьи обладает наймодатель жилого помещения, а ГУП «Кубаньгеология» не исполнило соответствующие изменения, то судом первой инстанции справедливо отмечено, что отсутствие договора социального найма не может препятствовать осуществлению истца прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления ответчиками необходимых документов.
Более того, доводы представителя ответчика ГУП «Кубаньгеология» о статусе квартиры в качестве служебной, не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 №42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами (п.15).
Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения (п.14).
Согласно ст.101 ЖК РСФСР жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Пунктом 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 №1301, установлено, что государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие) квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости.
Однако как установлено материалами дела, согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что в данном реестре сведения о придании жилому помещению статуса служебного отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, исследовав представленные материалы дела, пришел к обоснованному выводу о том, что у Худокормовой Ж.Н. возникло право пользования спорной квартирой, а на ответчике лежит обязанность по заключению договора социального найма жилого помещения на указанную квартиру.
На основании вышеприведенных правовых норм и с учетом исследованных обстоятельств дела судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования истца.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение районного суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Краснодара от 22 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Сергеева Р.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: