Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-509/2017 ~ М-475/2017 от 26.09.2017

№ 2-509/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Камышла 22 декабря 2017 года

Судья Клявлинского районного суда Самарской области Шаймарданова Э.Г., при секретаре Шмаковой О.Н., с участием истцов Рамазановой А.С., Каюмова А.Н., Арслановой З.Д., представителя истца Рафагутдиновой Ф.Р., представителя истцов Давлетшиной С.М., представителя ответчика Валиевой Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рамазановой Аклими Сагитовны, Каюмова Абузяра Насыховича, Рафагутдинова Ханифа Халитовича, Арслановой Зайтуни Давлиевны к Администрации муниципального района Камышлинский Самарской области, некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта», Администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области о признании решения о включении жилого дома в программу капитального ремонта незаконным, возложении обязанности исключить жилой дом из списка,

УСТАНОВИЛ:

Рамазанова А.С., Каюмов А.Н., Рафагутдинов Х.Х., Арсланова З.Д. обратились в суд о признании решения о включении жилого дома в программу капитального ремонта незаконным, возложении обязанности исключить жилой дом из списка. В обоснование иска указывая на то, что они проживают в жилом доме приусадебного типа, расположенного по адресу: (*адрес*). Все четыре квартиры имеют отдельные вход, энерго-, газо-, водоснабжение, канализацию. Жилой дом приусадебного типа построен в 1980 годах хозспособом за счет средств бывшего колхоза «Мир», никогда не относился к фондам жилья муниципального, жилищно-коммунального хозяйства, средства на какой-либо ремонт никто и никогда не выделял. В 2011 году они обратились в Администрацию муниципального района Камышлинский и сельского поселения Камышла с просьбой оказать помощь в капитальном ремонте крыши указанного жилого дома. Им отказали, сообщив, что жилой дом к фонду жилья ЖКХ не относится. Они были вынуждены на собранные личные средства отремонтировать крышу дома. Ремонт обошелся их семьям почти в 160 000 (сто шестьдесят тысяч) рублей. В 2016 году в их почтовых ящиках появились платежные документы некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта», согласно которых они должны вносить взнос на капитальный ремонт собственников жилого помещения. Они вынуждены были выяснить причину начисления указанных взносов. Оказалось, что их жилой дом включен в список жилых домов подлежащих капитальному ремонту по Федеральной программе. Основанием для включения жилого дома усадебного типа в Федеральную программу для начисления взносов на капитальный ремонт оказалось письмо Администрации муниципального района Камышлинский Самарской области. До направления письма в некоммерческую организацию «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» органом местного самоуправления требования ст. 189 ЖК РФ не выполнены. Общее собрание собственников помещений жилого дома, расположенного по адресу: (*адрес*), не созывалось и не проводилось. Решение о необходимости проведения капитального ремонта на общем собрании собственников помещений жилого дома не принималось, так как единственное общее имущество - крыша жилого дома отремонтировано за счет личных средств собственников. 25 июля 2017 года они обратились в Фонд капитального ремонта с требованием прекратить начисление взносов на капитальный ремонт. Их обращение рассмотреть вопрос о прекращении начислений оплаты за капитальный ремонт в указанную организацию положительных результатов не дало. Ими получен ответ из содержания которого следует, что их жилой дом приусадебного типа является многоквартирным домом, что по мнению истцов, противоречит требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, в ст.16 которого даны определения видам жилых помещений, имеющих отношения к понятию «многоквартирный дом». В качестве главного квалифицирующего признака квартиры в части 3 данной статьи указана возможность прямого доступа из квартиры в помещения общего пользования. Если из жилых помещений в доме нет прямого доступа в помещения общего пользования в таком доме, то такие жилые помещения не являются квартирами, а дом не является многоквартирным. Таким образом, жилой дом, расположенный по адресу: (*адрес*) не имеет помещений общего пользования, и не относится к многоквартирному дому и не подлежит включению в программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Истцы просили суд признать включение вышеуказанного жилого дома в список многоквартирных домов, требующих капитального ремонта, незаконным и необоснованным; обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» прекратить начисление платежей (взносов) на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на имя истцов.

Истцы и их представители поддержали исковые требования, уточненные в ходе судебного разбирательства в полном объеме. Суду указали, что единолично, самостоятельно несут все расходы по поддержанию жилого дома в надлежащем состоянии. Так ремонт крыши обошелся им примерно в 160 000 рублей, какой-либо помощи в содержании дома от администрации муниципального района и администрации сельского поселения они не получали. Какого-либо собрания для решения вопроса о выборе управляющей компании с ними не проводили, их не приглашали, исходя из состояния дома они сами определяют, какой ремонт необходимо произвести. Помещений общего пользования в их доме отсутствует, каждый из них самостоятельно провел газификацию; водоснабжение и водоотведение в их доме отсутствует, пользуются колонкой, находящейся на улице.

Представитель ответчика Администрации муниципального района Камышлинский Самарской области Валиева Г.М. возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме по доводам, изложенным в Возражении на иск. Суду указала, что дом, в котором проживают истцы, является многоквартирными не относится к блокированному застройкой.

Представитель ответчика некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» в судебных заседаниях не участвовал, возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в Возражении на исковое заявление, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя.

Представитель ответчика Администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области в судебном заседании не участвовал, предоставил суду Отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований и просил о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие.

Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, приходит к выводу, что иск подлежит отказу в удовлетворении в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, земли населенных пунктов, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Перечень видов жилых помещений и признаки каждого из них определены статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту: ЖК РФ), жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Таким образом, квалифицирующим признаком жилого дома является наличие в нем комнат (а не квартир).

Понятие многоквартирного дома ЖК РФ не определено. Однако данное определение предусмотрено пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47), в котором определены признаки жилого дома, квартиры, многоквартирного дома.

Так, в названном пункте Положения указано, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в соответствии с жилищным законодательством.

Понятие индивидуального жилого дома содержится в части 3 статьи 48 и части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Из пунктов 1 и 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что к объектам индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.

По смыслу этих же норм, не являются объектом индивидуального жилищного строительства жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.

В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Согласно пункту 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе утверждение правил землепользования и застройки поселений.

Из пунктов 1 и 2 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ следует, что к объектам индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи. По смыслу этих же норм не являются объектом индивидуального жилищного строительства жилые дома блокированной застройки – жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Рамазанова А.С. проживает в квартире (*№*), принадлежащей ей на праве собственности на основании решения Клявлинского районного суда Самарской области от 24.03.2011 года по гражданскому делу № 2-531/2015, вступившего в законную силу 17.12.2015 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданного 11 марта 2016 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области; Рафагутдинов Х.Х., проживает в квартире (*№*), принадлежащей ему на праве собственности на основании решения Клявлинского районного суда Самарской области от 02.06.2015 года по гражданскому делу № 2-204/2015, вступившего в законную силу 07.07.2015 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданного (*дата*) Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области. Каюмов А.Н. является собственником квартиры (*№*) дома (*адрес*), на основании типового договора купли-продажи жилого дома с надворными постройками от 17 мая 1992 года, решения Клявлинского районного суда Самарской области от 24.03.2011 года по делу № 2-36/2011, вступившего в законную силу 05.04.2011 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, бланк 63-АЖ (*№*), выданного 28 мая 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области. Арсланова З.Д. проживает в квартире (*№*), принадлежащей ей на праве собственности на основании договора купли-продажи квартиры с земельным участком от 10.12.2010 года, дата регистрации 23.12.2010, (*№*), что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права, бланк 63-АЕ (*№*), выданного 01 февраля 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области. Со слов собственника – истца Рамазановой А.С. суду стало известно, что первоначально дом имел подъезд, с которого осуществлялся подъем на квартиры, расположенные на втором этаже, то есть, спорный дом имел внеквартирное помещение – лестничный пролет, позже все четыре квартиры были подвергнуты реконструкции, сооружены пристрои к основному зданию, в результате чего квартиры на сегодняшний день имеют изолированные, самостоятельные выходы во двор. Согласно экспертного заключения от 20.09.2010г. реконструкция квартира, в частности, Каюмовым А.Н. соответствует государственным санитарным правилам и нормам СанПиН, предъявляемых требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 13.10.2017 относительно спорного дома, в котором проживают истцы, расположен по адресу: (*адрес*), имеет назначение: Многоквартирный дом, год завершения строительства: 1970, в 2009 году присвоен кадастровый номер. Земельный участок с почтовым адресом ориентира: (*адрес*) имеет вид разрешенного использования: для размещения домов многоэтажной жилой застройки. Решение об изменении целевого назначения земельного участка, разрешенного вида его использования не принималось.

В соответствии с Законом Самарской области от 27.12.2006 № 193-ГД «О разграничении муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального района Камышлинский Самарской области Распоряжением от 20.02.2009г. в собственность сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский в числе иных согласно приложения был передан жилой дом, где проживают истцы, расположенный по адресу: (*адрес*).

Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013г. № 707 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, имеющая своей целью улучшение технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Самарской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Самарской области. Указанный документ был опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области, в изданиях газеты «Волжская коммуна».

Администрацией сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области вынесено постановление № 7 от 04.02.2014г. «Об определении способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов, согласно которого для указанных в нем многоквартирным домом в с. Камышла постановлено определить способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а именно некоммерческой организации – «Фонд капитального ремонта», данное постановление было опубликовано. Постановлением № 55 от 27 августа 2015г. в вышеуказанное постановление было внесено изменение, а именно, были дополнительно включены многоквартирные дома, в том числе расположенный по адресу: (*адрес*).

Из материалов дела следует, что Некоммерческая организация «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» (далее по тексту: Региональный оператор - «ФКР») создана в соответствии со ст.178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Законом Самарской области от 21.06.2013г. № 60-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» (далее - Закон Самарской области) и Постановлением Правительства Самарской области от 06.06.201Зг. № 247 «О создании некоммерческой организации - фонда «Фонд капитального ремонта» как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

Истцы предоставили суду Техническое Заключение от 08.11.2017г., выполненное ООО «Астра-Инжиниринг», согласно которого по результатам обследования жилого дома по адресу: (*адрес*), указанный жилой дом не относится к многоквартирному жилому дому и не являлся многоквартирным жилым домом на дату 27.08.2015г., относится к жилым домам блокированной застройки по признакам: - наличие общей стены в пределах 1-го и 2-го этажей без проемов; - наличие выходов на территорию общего пользования.

Допрошенный в судебном заседании эксперт Свидетель №1 суду показал, что к нему обратились истцы для осмотра и дачи им технического заключения по жилому дому, расположенному по адрес: (*адрес*). На время проведения обследования заказчиками были представлены технические паспорта. Выехав на место, им было установлено, что объект обследования находится в границах малоэтажной застройки. Территория объекта обследования освоена под малоэтажную застройку, насыщена надземными и подземными инженерными сетями жизнеобеспечения. Строение жилого дома – подвальное, с холодным чердаком, конфигурация металлической крыши – скатная. Действующим законодательством предусматривается только три вида жилых помещений: многоквартирные жилые дома, жилые дома блокированного типа, объекты индивидуального жилищного строительства. В соответствии с ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса РФ признаками, характеризующими многоквартирные дома являются: наличие нескольких квартир на этаже с помещениями общего пользования; наличие отдельного подъезда с выходом на территорию общего пользования. Из перечисленных признаков относительно двухэтажного дома, расположенного по адресу: (*адрес*), позволяющих отнести последний к многоквартирному дому данные признаки по его мнению отсутствуют. Имеется один неполноценный признак: наличие территории общего пользования – пятно застройки жилого дома с отступами земельных участков собственников. Признаками, характеризующими дома блокированной застройки являются: блок предназначен для проживания одной семьи; наличие общей стены без проемов; расположение блока на отдельном земельном участке; наличие выхода на территорию общего пользования. Из перечисленных признаков, позволяющих отнести данный дом к блокированной застройке считал наличие: в пределах этажа проживают две семьи; наличие общей стены в пределах 1-го и 2-го этажей без проемов; дом расположен на отдельном участке; наличие выходов на территорию общего пользования. У каждой семьи свое газо-, электроснабжение, вода в доме отсутствует, люди платят за воду как за колонку. Он пришел к выводу, что спорный дом не является многоквартирным, он больше относится к жилому дому блокированной застройки.

В своем Отзыве Региональный оператор - «ФКР» указал следующее. В соответствии со ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Согласно ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. На основании п.2 ч.2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с ч.1 ст.171 ЖК РФ, ст. 9 Закона Самарской области в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме утачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом персональные данные собственников помещений, указанные в платежных документах, обрабатываются с целью реализации функций, возложенных на регионального оператора, согласно разделу IX ЖК РФ - «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», главой 5 Закона Самарской области. Отмечено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не реализовали право, предусмотренное ч. 5 ст. 170 ЖК РФ и ч. 6, ч.7 ст.8 Закона Самарской области, и не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта в течение двух месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы, капитального ремонта, орган местного самоуправления принимает решение о формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в течение десяти дней с даты истечения двухмесячного срока, предусмотренного ч. 6 ст. 8 Закона Самарской области. Согласно изменениям от 29.06.2015, внесенным в ЖК РФ, заключение договора между региональным оператором и собственниками, формирующими фонд капитального ремонта на общем счете, не требуется. Права и обязанности собственников и регионального оператора следуют из законодательства и установлены статьей 181 ЖК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном ч.7 ст.170 ЖК РФ, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные ч.2 ст.170 ЖК РФ, начиная с даты, определяемой в соответствии с ч. 3 ст.169 ЖК РФ и ч. 5.1 ст.170 ЖК РФ, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные ст.182 ЖК РФ, перечислить в случаях, предусмотренных ЖК РФ, денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счёт или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные ЖК РФ. При этом собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора: 1) ежемесячно вносят в установленные в соответствии со ст.171 ЖК РФ сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, утачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт; 2) принимают решения, участвуют в принятии решений, которые предусмотрены ЖК РФ, в связи с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в таком многоквартирном доме; 3) участвуют в осуществлении приемки оказанных услуг и (или) выполненных от по капитальному ремонту в таком многоквартирном доме; 4) запрашивают и получают предусмотренные ЖК РФ сведения (информацию) от заинтересованных; 5) реализуют иные права и исполняют иные обязанности, предусмотренные ЖК иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.14.1 ст.155 ЖК РФ у собственников помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплативших взносы на капитальный ремонт, возникает обязанность по уплате в фонд капитального ремонта пени.

Согласно Возражения администрации муниципального района Камышлинский Самарской области и Отзыва администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области, представители указанных ответчиков не согласны с предъявленными исковыми требованиями по следующим основаниям. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 13.10.2017 (*№*) по адресу: (*адрес*) расположен земельный участок, кадастровый номер (*№*), площадью 190 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения домов многоэтажной жилой застройки. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 13.10.2017 (*№*) на этом земельном участке расположен жилой дом, назначение: многоквартирный дом, с кадастровым номером (*№*), год завершения строительства 1970. В многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: (*адрес*) собственниками квартир и общего имущества являются Рамазанова Аклимя Сагитовна, Каюмов Абузар Насыхович, Рафагутдинов Ханиф Халитович, Арсланова Зайтуна Давлиевна. Земельный участок под многоквартирным жилым (*адрес*) поставлен на кадастровый учет и границы установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Согласно п.6 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. № 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. В соответствии с 4.1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются специальными нормами жилищного законодательства. В соответствии со ст.167 ЖК РФ определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и должны устанавливать минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, а также предусмотреть создание регионального оператора и решить вопрос о формировании его имущества, о порядке его деятельности. Согласно ст.170 ЖК РФ, взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме образуют фонд капитального    ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора. В силу ч.5 ст.170 ЖК РФ, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение. В соответствии с ч. 6 ст. 170 ЖК РФ, не позднее, чем за месяц до окончания срока, установленного частью 5 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее. Согласно ч. 7 данной статьи, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

Законом Самарской области от 21 июня 2013 № 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области", опубликованным 23.06.2013 (далее по тексту: Закон Самарской области), установлены правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, регулирует порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и требования к этим программам, порядок деятельности регионального оператора системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, порядок выполнения региональным оператором своих функций и порядок осуществления им финансирования капитального ремонта, а также иные положения, необходимые для организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области. Согласно ч.2 ст.7 Закона Самарской области, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, а также частью 8 статьи 170, частью 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, в размере, установленном Правительством Самарской области, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере. В соответствии с ч. 4 данной статьи Закона Самарской области, взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, в котором имеется менее чем три квартиры, в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, Самарской области или муниципальному образованию.

Согласно ч. 3 ст.7 Закона Самарской области, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 6.1 статьи 8 настоящего Закона. Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: (*адрес*), включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, утвержденную постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 №707. Постановление Правительства Самарской области опубликовано на официальном сайте Правительства Самарской области 29.11.2013. В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Закона Самарской области от 21 июня 2013г. № 60-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных, расположенных на территории Самарской области» фонд капитального ремонта - аккумулируемые в специальном порядке финансовые средства, которые формируются из взносов на капитальный ремонт, пеней, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате таких взносов, процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счетах регионального оператора, доходов, полученных от размещения средств фонда капитального ремонта, средств финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 16 настоящего Закона, а также кредитных и (или) иных заемных средств, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ч.4 ст.8 Закона Самарской области, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора. Согласно ч. 6 данной статьи, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение двух месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Исходя из норм ч. 8 ст.8 Закона Самарской области, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 6 и 6.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 6 и 6.1 настоящей статьи срок, и в случаях предусмотренных частью 7 статьи 22 настоящего Закона, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 10 настоящего Закона, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора. Согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и порядок принятия решения установлен ст.ст. 45-48 ЖК РФ. В соответствии с ч. ч. 1,2 ст. 45 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В силу ч.1 ст.36.1 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации (далее - специальный счет), и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, пеней, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете. ЖК РФ и Закон Самарской области предусматривают возможность изменения способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества, на основании решения общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Согласно ч.1 ст.11 Закона Самарской области, способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Суд усматривает, что информация о выборе управляющей компании, об определении способа формирования фонда капитального ремонта была опубликована в средствах массовой информации, однако истцы, являющиеся собственниками квартир в многоквартирном доме, не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, доказательств принятия решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта суду не представили.

На основании установленных обстоятельств, суд считает недостаточными представленные истцами доказательства и признает заслуживающим внимание позицию ответчиков и кладет их доводы в основу решения, поскольку приходит к выводам, что отсутствие решения общего собрания собственников квартир о способе формировании фонда капитального ремонта является основанием для вынесения органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора. Проведение общего собрания, в соответствии с нормами ст. 45-48 ЖК РФ, и принятие решения о способе формирования фонда капитального ремонта общего имущества является обязанностью собственников квартир. Непринятие, в срок до 30.01.2014 собственниками квартир на общем собрании решения о способе формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, в силу ч. 7 ст. 170 ЖК РФ и ч. 8 ст. 8 Закона Самарской области является основанием для вынесения органом местного самоуправления постановления о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора. Согласия собственников на вынесения данного решения не требуется. У суда нет оснований сомневаться в том, что проведение собрания созывалось в установленные сроки, объявление о необходимости проведения общего собрания по вопросу формирования фонда капитального ремонта размещалось.

Многоквартирный дом, в котором проживают истцы, расположен на территории муниципального образования сельское поселение Камышла. Органом местного самоуправления является Администрация сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводам, что Администрацией сельского поселения Камышла вынесено обоснованное решение о включении многоквартирного дома, в котором проживают истцы, в региональную программу, постановление Администрации сельского поселения Камышла от 27.08.2015 № 55 «О внесении изменений в Постановление № 7 от 04.02.2014 «Об определении способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов» вынесено законно, в пределах полномочий органа местного самоуправления. Действия Администрации сельского поселения Камышла соответствуют нормам ст. 166-174 ЖК РФ и нормам Закона Самарской области от 21 июня 2013 № 60-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области». Исходя из смысла норм жилищного законодательства, постановление органа местного самоуправления по вопросу формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора не нарушает прав собственников общего имущества многоквартирного дома. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников в силу требований закона. Поскольку согласно ч.1 ст.39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, в том числе расходов по проведению капитального ремонта. Достоверных, достаточных доказательств того, что жилой дом не является многоквартирным, суду не было представлено.

В связи с вышеизложенным суд приходит к выводам, что в удовлетворении иска Рамазановой Аклими Сагитовны, Каюмова Абузяра Насыховича, Рафагутдинова Ханифа Халитовича, Арслановой Зайтуни Давлиевны к Администрации муниципального района Камышлинский Самарской области, некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта», Администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области о признании решения о включении жилого дома в программу капитального ремонта незаконным, возложении обязанности исключить жилой дом из списка следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 98, 103, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Рамазановой Аклими Сагитовны, Каюмова Абузяра Насыховича, Рафагутдинова Ханифа Халитовича, Арслановой Зайтуни Давлиевны к Администрации муниципального района Камышлинский Самарской области, некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта», Администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области о признании решения о включении жилого дома в программу капитального ремонта незаконным, возложении обязанности исключить жилой дом из списка - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 27 декабря 2017 года.

Судья (подпись) Э.Г. Шаймарданова

2-509/2017 ~ М-475/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Рамазанова А.С.
Рафагутдинов Х.Х.
Арсланова З.Д.
Каюмов А.Н.
Ответчики
Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта"
Администрация муниципального района Камышлинский Самарской области
Другие
Администрация сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области
Давлетшина С.М.
Супонинский А.П.
Суд
Клявлинский районный суд Самарской области
Судья
Шаймарданова Э.Г.
Дело на странице суда
klivliansky--sam.sudrf.ru
26.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.09.2017Передача материалов судье
29.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2017Подготовка дела (собеседование)
20.10.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.11.2017Предварительное судебное заседание
03.11.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.11.2017Предварительное судебное заседание
11.12.2017Судебное заседание
22.12.2017Судебное заседание
27.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2018Дело оформлено
14.02.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее