Дело № 12-43/2015
РЕШЕНИЕ
г.Пермь Пермского края 13.01.2015 года
Судья Свердловского районного суда г.Перми Щербинина Ф.Х.,
при секретаре Дубковой Н.В.,
с участием заявителя,
защитника по доверенности Валетова О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Романовой О. А. на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора г.Перми по пожарному надзору капитана внутренней службы ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением должностного лица № от ДД.ММ.ГГГГ Романова О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 4000 рублей.
Из постановления должностного лица следует, что ДД.ММ.ГГГГ, в 12:00 час., в коридоре общего пользования между квартирами <адрес> Романова О.А. нарушила требования пожарной безопасности, а именно: допущено загромождение пути эвакуации (в коридоре общего пользования между квартирами 89,90 установлена деревянная полка), чем нарушила п.36 п.п. «б» Постановление Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 «О противопожарном режиме».
Копия постановления Романовой О.А. вручена ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ от Романовой О.А. в Свердловский районный суд г.Перми на указанное постановление поступила жалоба, в которой она просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Заявитель указывает, что государственным инспектором нарушен порядок рассмотрения административного дела. Назначение наказания и подписание постановления лицом, его вынесшим, было совершено до начала рассмотрения в отношении заявителя дела об административном правонарушении. В результате процессуального нарушения рассмотрения дела об административном правонарушении, т.е. до начала его рассмотрения дела, не были разъяснены права и обязанности. Инспектор начал рассмотрение дела, не дожидаясь представителя. В материалах административного дела имеется фототаблица, которая опровергает факт расположения полки между квартирами № и №. Исходя из планировки коридора, полка была расположена вдоль стены до входной двери в кв№ со стороны входа в коридор, что подтверждается фототаблицей. В силу того, что вход в кв. № относительно входа в общий коридор расположен за входом в кВ. №, действительное размещение деревянной полки между выходами из квартир безусловно явилось бы препятствием для открывания дверей в оба жилых помещения, что свидетельствовало бы о нарушении правил противопожарной безопасности. Деревянная полка на момент проверки не располагалась между квартирами, как указано в протоколе, что свидетельствует о неверном изложении обстоятельств дела. Правила «Противопожарного режима в Российской Федерации», утверждённые Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, не являются единственным нормативным актом в сфере пожарной безопасности. Так, требования к эвакуационным путям и выходам установлены Сводом правил, утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 171 (СП 1.13130.2009). Пунктом 4.2.5 Свода правил предусмотрено, что высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина выходов в свету - не менее 0,8 м. Ширина общего коридора составляет 1,35 м, что позволяет разместить вдоль стены деревянную полку глубиной 0,35 м и высотой 0,5-1,0 м. В ходе проверки инспектором данные обстоятельства не были исследованы. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ при проведении аналогичной проверки с участием инспектора ФИО2 были составлены соответствующие акты, где в качестве правонарушения было указано загромождение прохода холодильником. На указанную дату на момент проведения проверки и составления инспектором актов, протокола об административном правонарушении и выдачи предписания деревянная полка также располагалась в коридоре и относительно данного предмета никаких предписаний не выдавалось. На дату ДД.ММ.ГГГГ инспектором в части размещения полки было указано на отсутствие нарушений правил противопожарной безопасности.
В судебном заседании Романова О.А. и ее защитник на доводах жалобы настаивали.
Изучив материалы административного дела, заслушав доводы заявителя, защитника, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в области пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ граждане обязаны: выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора.
В настоящее время требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, определены Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390.
Согласно п.36 п.п. «б» Постановление Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 «О противопожарном режиме» при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается: загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
Кроме того, наряду с Правилами противопожарного режима также действуют и иные нормативные документы по пожарной безопасности, и нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности, утвержденные в установленном порядке (статьи 1, 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ).
Так, согласно п. 36 (подп. "б") Правил противопожарного режима в РФ при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
Как следует из материалов дела, распоряжением начальника 1 отдела надзорной деятельности по г.Перми ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка объекта защиты: коридор общего пользования, расположенный по адресу: <адрес>. Правообладатель объекта защиты Романова О.А. Срок проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенному старшим инспектором отделения НД <адрес> лейтенантом внутренней службы ФИО2, выявлены факты невыполнения Романовой О.А. предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля № от ДД.ММ.ГГГГ, допущено загромождение пути эвакуации (в коридоре общего пользования между квартирами 89,90 установлена деревянная полка).
Предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ Романовой О.А. указано на необходимость устранения нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Романовой О.А. в ее отсутствие составлен протокол об административном правонарушении в области пожарной безопасности.
Анализ представленных материалов административного дела № позволяет заключить, что жалоба Романовой О. А. обоснованная, постановление подлежит отмене по следующим основаниям.
Свод правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" утвержден и введен в действие Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ. Названный свод правил разработан в соответствии с ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений.
Требования названного СП направлены на: обеспечение возможности своевременной и беспрепятственной эвакуации людей; обеспечение возможности спасения людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара; защиту людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара (п. 4.1.1).
Защита людей на путях эвакуации обеспечивается комплексом объемно-планировочных, эргономических, конструктивных, инженерно-технических и организационных мероприятий (п. 4.1.3).
Требования пожарной безопасности к высоте и ширине эвакуационных путей определены в пункте 4.2.5 СП: высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина выходов в свету - не менее 0,8 м, за исключением специально оговоренных случаев. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В административном материале отсутствуют какие-либо сведения, позволяющие опровергнуть или подтвердить доводы заявителя, поскольку при проведении проверки согласно акту проверки замеры ширины, высоты эвакуационных выходов не производились. Имеющаяся в материалах дела фотография с изображением общего коридора квартир не позволяет однозначно заключить о том, что помещение в общем коридоре деревянной полки мешает беспрепятственному проходу, в том числе беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком. Из фотографии видно, что проход свободен на уровне всей ширины входной двери. Материалы дела не содержат бесспорных доказательств, свидетельствующих о загромождении пути эвакуации в коридоре общего пользования между квартирами 89,90 в результате помещения в общем коридоре полки. Действующее законодательство не запрещает помещение в общих коридорах каких либо предметов при условии, что это не приведет к загромождению путей эвакуации людей при пожаре, то есть к нарушению требований о пожарной безопасности.
Таким образом, обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление о привлечении Романовой О.А. к административной ответственности, не доказаны. При таких обстоятельствах постановление № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора г.Перми по пожарному надзору капитана внутренней службы ФИО1 нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.
В силу ст. 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Производство по настоящему делу подлежит прекращению, оснований для возвращения дела на новое рассмотрение в орган, рассмотревший дело, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч. 1 п. 3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья
Р Е Ш И Л :
Жалобу Романовой О. А. удовлетворить.
Отменить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора г.Перми по пожарному надзору капитана внутренней службы ФИО1 в отношении Романовой О. А., производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение в срок 10 суток со дня получения его копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми.
Судья Ф.Х.Щербинина