№ 2-3826/2020 |
10RS0011-01-2020-004949-03
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 августа 2020 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Бингачовой Е.М.,
при секретаре Коваленко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бергман Р.Г. к АО «ПКС-Водоканал» о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском по следующим основаниям. Без решения суда или иного судебного акта АО «ПКС-Водоканал» безосновательно оповещал соседей истца о том, что потребитель по адресу <адрес> является должником и нарушает условия АО «ПКС-Водоканал» по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения. Более того, в ДД.ММ.ГГГГ АО «ПКС-Водоканал» сам признал необоснованность начисления истцу задолженности в квитанции за декабрь. Истцу был произведен перерасчет. Таким образом, указанная задолженность была начислена без должного обоснования, соответственно информация об указанной задолженности не могла использоваться представителями АО «ПКС-Водоканал» для публичного оповещения через громкоговоритель соседей истца и жителей <адрес> ссылается на то, что указанными действиями ответчика ему причинен моральный вред. Истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
Истец в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен.
Представитель истца Коржук А.А., действующий на основании доверенности, в ходе судебного заседания поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Макарова М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно заявленных истцом исковых требований, в удовлетворении иска просила отказать по основаниям, изложенным в возражениях.
Заслушав представителей истца и ответчика, свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска в силу следующего.
В силу положений ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда.
В соответствии с п.1 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 ГК РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащее гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В силу п.2 ст.1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями, нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Согласно положениям ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размера компенсации морального вреда суд должен принять во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд также должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Следовательно, компенсация морального вреда не является самостоятельным гражданско-правовым требованием, оно неразрывно связано с фактом нарушения, в первую очередь, личных неимущественных прав гражданина, чтобы претендовать на компенсацию морального вреда, гражданин должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав.
Таким образом, истец обязан доказать факт причинения ему вреда, размер вреда, неправомерность (незаконность) действий (бездействия) причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) и наступившим вредом. Отсутствие одного из названных элементов является основанием для отказа в иске.
Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений (п. 9 ст. 152 ГК РФ).
Предусмотренное статьями 23 и 46 Конституции Российской Федерации право каждого на защиту своей чести и доброго имени, а также установленное статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации право каждого на судебную защиту чести, достоинства и деловой репутации от распространенных не соответствующих действительности порочащих сведений является необходимым ограничением свободы слова и массовой информации для случаев злоупотребления этими правами.
При постановлении решения суд принимает во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, изложенные в Постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», согласно которым по делам данной категории необходимо иметь в виду, что обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации значение для дела, которые должны быть определены судьей при принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.
Судом установлено, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>.
АО «ПКС-Водоканал» осуществляет услуги по холодному водоснабжению и водоотведению в границах Петрозаводского городского округа.
Заявляя исковые требования, истец ссылается на отсутствие задолженности по оплате за услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, данная задолженность была указана ответчиком неправомерно, в связи с чем, ответчиком произведен перерасчет. Кроме того, указывает, что ответчиком в громкоговоритель на всеуслышание соседей дома была доведена недостоверная информация о том, что истец должник, публично была употреблена фраза «Не позорьтесь, заплатите долги».
В соответствии со ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Согласно ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (ст.153 ЖК РФ).
В силу ч.2,3,4 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включают в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 2) плату за коммунальные услуги; плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт.
В соответствии со ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).
В соответствии с пп. «г» п.34 Правил на потребителя в целях учета потребленных коммунальных услуг возлагается обязанность использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, требованиям раздела VII настоящих Правил и прошедшие поверку.
Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил (п.80, 81 Правил).
Материалами дела подтверждается, что по ДД.ММ.ГГГГ начисление по услугам по холодному водоснабжению и водоотведению производилось исходя из показаний индивидуального прибора учета. В ДД.ММ.ГГГГ начисление платы произведено исходя из норматива потребления на человека из расчета 6 человек, при этом, в выставляемых квитанциях, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, истцу сообщалось об истечении срока поверки индивидуального прибора учета и необходимости его замены или поверки.
В последующем, в связи с отсутствием сведений о замене индивидуального прибора учета или его поверки, ответчиком изменен способ начисления платы за предоставляемые услуги по холодному водоснабжению и водоотведению.
С заявление о перерасчете платы в связи с заменой индивидуального прибора учета и в связи с проживанием на территории другого государства истец обратился в ДД.ММ.ГГГГ. На основании поступившего обращения, ответчиком произведен перерасчет платы, который не является списанием суммы долга.
С учетом изложенного, начисление суммы задолженности за потребляемые коммунальные услуги за период с июля по ДД.ММ.ГГГГ суд находит обоснованным, перерасчет платы произведен истцу вследствие несвоевременного предоставления истцом сведений о своем отсутствии, а также замене индивидуального прибора учета ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, на момент оглашения сведений в громкоговоритель АО «ПКС-Водоканал», в конце ДД.ММ.ГГГГ, о наличии задолженности по оплате коммунальной услуги у истца, такая задолженность имелась, погашена не была, следовательно, информация не носила ложный характер, недостоверная информация не доводилась, что подтверждается материалами дела.
С учетом изложенного, судом не усматривается нарушение прав истца указанными действиями со стороны ответчика. Также нарушений Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» со стороны ответчика в отношении истца, суд также не усматривает.
Учитывая изложенное, суд полагает, что оснований для возмещения морального вреда, не имеется, в связи с чем, требования истца о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.М.Бингачова
Мотивированное решение составлено 11.08.2020.