Дело № 12-68/2021
УИД 11RS0016-01-2021-000012-87
РЕШЕНИЕ
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Сурнина Т.А.,
при секретаре судебного заседания Поповой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт
05 февраля 2021 года жалобу администрации сельского поселения «Выльгорт» на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Республике Коми К. В. Владимировича № от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми, заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Коми Курбанова В.В. № 591 от 24.12.2020 администрация сельского поселения «Выльгорт» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, администрация сельского поселения «Выльгорт» обратилась в Сыктывдинский районный суд Республики Коми с жалобой, в которой просит постановление отменить, а производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указано, что администрация не отрицает отсутствие ограждения мусорной контейнерной площадки, которое ограничивало бы распространение мусора, однако в действиях администрации отсутствует вина административного правонарушения. Так, в силу ч.4 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ вопросы участия в организации деятельности по накоплению и транспортировке твердых коммунальных отходов отнесены в полномочия администрации района. Между администрацией МО МР «Сыктывдинский» и администрацией СП «Выльгорт» подписано соглашение от 31.12.2019 о передаче части полномочий, в том числе по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов за счёт межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета района в бюджет сельского поселения «Выльгорт» на осуществление переданных полномочий. Однако по указанному соглашению объем межбюджетных трансфертов на обеспечение исполнения полномочий составил всего 3 256 500 руб. Администрацией сельского поселения «Выльгорт» направлено ходатайство о выделении дополнительных ассигнований, однако в выделении денежных средств отказано.
В судебное заседание представители администрации сельского поселения «Выльгорт» и Управления Роспотребнадзора по Республике Коми не явились, извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Часть 1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Пунктом 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ определено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно ч. 1 ст. 22 названного Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 8.2.5 раздела 8.2 главы VIII СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64, предусмотрено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Пунктом 2.1 раздела II СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 № 20, установлено, что на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки – места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водопроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приложением к постановлению администрации муниципального района «Сыктывдинский» от 08.10.2019 № 10/1241 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».
В соответствии с вышеуказанным реестром в с. Выльгорт место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов от индивидуальных жилых домов расположено по адресу: с. Выльгорт, ул. Трудовая, в районе дома №18.
Между администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и администрацией сельского поселения «Выльгорт» 31.12.2019 заключено соглашение о передаче части полномочий в соответствии с приложением 1 к соглашению за счёт межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета района в бюджет сельского поселения «Выльгорт» на осуществление переданных полномочий.
Из пункта 8 Приложения 1 к Соглашению следует, что в полномочия администрации сельского поселения «Выльгорт» перешло, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В связи с поступившим обращением от жителя многоквартирного дома по факту некачественного обслуживания контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов, расположенной вблизи <адрес>, начальником ГЖИ по Сыктывдинскому району Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) осуществлен осмотр и обследование площадки ТКО напротив жилого <адрес>, по результатам которого составлен акт от <дата>, из которого следует, что на бетонированном основании установлено 4 металлических контейнера для сбора ТКО по 0,75 куб.м, металлическое ограждение отсутствует. Контейнеры не заполнены, обслуживание их производится. Рядом с ними за ограждением, на почве размещено небольшое скопление мусора, а также металлические листы от ограждения. Не произведен подбор упавшего мусора вокруг контейнерных площадок.
Материалы по выявленному факту нарушения требований ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ, п. 8.2.5. раздела 8.2. главы VIII СанПиН 2.1.2.2645-10, п.2.1 раздела II СанПиН 2.1.7.3550-19, поступили в Управление Роспотребнадзора по Республике Коми, что послужило основанием для составления 11.11.2020 должностным лицом административного органа протокола об административном правонарушении №745 и привлечения администрации сельского поселения «Выльгорт» к административной ответственности по ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ.
Факт нарушения санитарно-эпидемиологических требований и совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и вина администрации сельского поселения «Выльгорт» в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении №745 от 11.11.2019, актом ГЖИ по Сыктывдинскому району Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) от 30.09.2020, фотоснимками, заявлением <данные изъяты> соглашением между администрацией МО МР «Сыктывдинский» и администрацией СП «Выльгорт» о передаче части полномочий от 31.12.2019.
Исходя из положений ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии администрацией сельского поселения «Выльгорт» всех зависящих от нее мер по соблюдению требований санитарных правил и гигиенических нормативов, которые она не могла предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины администрации сельского поселения «Выльгорт» во вмененном ему правонарушении применительно к ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, выводы должностного лица административного органа о виновности администрации сельского поселения «Выльгорт» в совершении указанного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, имеющихся в материале дела, а доводы администрации сельского поселения «Выльгорт» об обратном являются несостоятельными.
Ссылки администрации сельского поселения «Выльгорт» на отсутствие вины в совершении административного правонарушении в силу недостаточности выделенных средств по соглашению от 31.12.2019, заключенному между администрацией МО МР «Сыктывдинский» и администрацией СП «Выльгорт», отказ в удовлетворении ходатайства о выделении дополнительных ассигнований, суд находит необоснованными, поскольку отсутствие денежных средств, либо иные вопросы, относящиеся к компетенции администрации по исполнению указанной обязанности, не должны влиять на права граждан на проживание либо нахождение в санитарно-благополучном районе.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении администрации сельского поселения «Выльгорт».
Порядок и срок привлечения администрации сельского поселения «Выльгорт» к административной ответственности соблюдены, в связи с чем, оснований для прекращения производства по делу за истечением срока давности привлечения к административной ответственности не имеется.
Вместе с тем, суд полагает необходимым изменить постановление в части назначенного наказания.
Санкция ч. 1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Приходя к выводу о назначении наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб., должностное лицо Управление Роспотребнадзора по Республики Коми пришло с учетом обстоятельств дела и выявленных нарушений. Вместе с тем, должностным лицом не принято во внимание, что отягчающих обстоятельств не установлено, ранее администрация сельского поселения «Выльгорт» к административной ответственности за однородные административные правонарушения не привлекалась, допущенные нарушения устранены.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об изменении постановления в части назначенного наказания и замене наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб. на предупреждение.
Руководствуясь ст. 30.5-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Республике Коми Курбанова В. В.ча №591 от 24.12.2020 о признании администрации сельского поселения «Выльгорт» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, изменить.
Заменить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей на предупреждение.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Т.А. Сурнина