Дело № 2-5749/13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2013 года г.Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Кратенко М.В.,
при секретаре Максимовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рыбченко В.И. к 3-му отделу ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании поставить на учет
У С Т А Н О В И Л:
Рыбченко В.И. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязать ответчика поставить истца на учет в качестве нуждающегося в жилье с 02.11.2012г., с составом семьи из трех человек: Рыбченко В.И. (истец), Рыбченко Л.К. (супруга), Рыбченко В.В. (дочь).
Заявление мотивировал тем, что проходил военную службу по контракту в войсковой части 21223, прапорщиком, приказом начальника войсковой части № 09-ПМ от 07.06.2004г. уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на службе (подп. «а», п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Общая продолжительность военной службы составила календарном исчислении 26 лет 2 месяца 13 дней.
В период прохождения военной службы заявитель и члены его семьи – Рыбченко Л.К. (супруга) и Рыбченко Валерия Владимировна (дочь) были обеспечены жилым помещением в военном городке <адрес>. Договор социального найма в отношении указанного жилого помещения с истцом не заключен. Жилое помещение находится на территории закрытого территориального поселения (военный городок), не приспособлено для проживания после окончания военной службы (въезд и выезд по пропускам, отсутствие управляющей организации).
В силу ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, нуждающимся в жилом помещении, при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе предоставляются в собственность жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по избранному месту жительства.
В период службы и при увольнении с военной службы Рыбченко В.И. ставил перед командованием войсковой части 21223 вопрос о предоставлении ему жилья по окончании военной службы, однако жилое помещение ему предоставлено не было, ни по договору социального найма, ни путем передачи в собственность.
В октябре 2012г. Рыбченко В.И. обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи из трех человек, включая супругу - Рыбченко Л.К. и дочь – Рыбченко В.В. Однако решением № от 02.11.2012г. ему было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по той причине, что на момент подачи заявления он не имеет статуса военнослужащего. Других оснований для отказа в принятии на учет в решении не указано. Считая данный отказ неправомерным, Рыбченко В.И. обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
В судебное заседание истец не явился, письменным заявлением просил о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддерживал в полном объеме.
Ответчик ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного слушания был извещен, письменный отзыв по существу заявления не представил. Направил ходатайство о передаче дело по подсудности в Красноярский гарнизонный военный суд, мотивируя тем, что спорные правоотношения возникли в период прохождения Рыбченко В.И. военной службы в войсковой части 21223, поэтому в силу ст. 25 ГПК РФ дело подсудно военному суду. Указанное ходатайство занесено в протокол судебного заседания, оставлено без удовлетворения, поскольку на момент рассмотрения спора Рыбченко В.И. военнослужащим не является, спорное правоотношение носит общегражданский характер и связано с предоставлением истцу социальных гарантий (обеспечением жилым помещением), установленных законодательством о военной службе для лиц, в том числе уволенных в запас по достижении предельного возраста нахождения на военной службе.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что требования Рыбченко В.И. являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.
Согласно п. 13 той же статьи военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, что Рыбченко В.И. проходил службу в Вооруженных Силах РФ, в период с 16.10.1977г. по 22.10.1979г. – войсковая часть № (срочная служба), в период с 22.10.1979г. по 26.11.1983г. – войсковая часть № (группа Советских войск в Германии), с 26.11.1983г. по 22.05.1984г. - войсковая часть № (группа Советских войск в Германии), с 22.05.1984г. по 22.03.1985г. - войсковая часть № (группа Советских войск в Германии), с 22.03.1985г. по 08.06.2004г. – войсковая часть № (<адрес>). С 1985г. зарегистрирован и постоянно проживает на территории военного городка <адрес> другого жилья на праве собственности или в пользовании не имеет.
Приказом командира войсковой части № от 07.06.2004г. № прапорщик Рыбченко В.И. уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста службы (подп. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составила 26 лет, 2 месяца и 13 дней.
Согласно справке от 29.05.2012г. членами семьи Рыбченко В.И. являются: супруга Рыбченко Л.К., дочь Р.В.В. (1981 года рождения), Р.В.В. (1983 года рождения). Супруга Рыбченко В.И., а также дочь заявителя – Р.В.В. фактически проживают на территории военного городка <адрес>
В подтверждение указанных обстоятельств представлено свидетельство о браке №, согласно которому брак между Рыбченко В.И. и Рыбченко Л.К. заключен 01.06.1992г. Согласно справке войсковой части № от 11.12.2012г. Рыбченко Л.К. работает в войсковой части в должности техника отдела автотранспорта и механизации.
Также в материалы дела представлены пропуска в военный городок <адрес> на имя Рыбченко Л.К. и Рыбченко Р.В.В. со сроком действия до 31.12.2013г.
Согласно выписке из домовой книги и паспортных данных истца Рыбченко В.И., с 1985г. он зарегистрирован и проживает по месту жительства по адресу: <адрес>. Вместе с ним на регистрационном учете по указанному адресу состоят: Рыбченко Л.К. (с 2003г.), Р.В.В. (с 1998г.). Указанный военный городок включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил РФ и органов Федеральной службы безопасности (утв. распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 752-р), исключен распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1779-р.
Из пояснений истца и представленных в суд документов (пропуска на территории военного городка № со сроком действия до 31.12.2013г.) следует, что въезд на территории указанного поселения по-прежнему носит разрешительный характер, фактически военный городок № сохраняет режим закрытого поселения, в состав муниципального образования <адрес> не входит.
В материалы дела представлен рапорт Рыбченко В.И. в жилищную комиссию войсковой части № от 26.03.2003г., в котором истец просит рассмотреть вопрос о постановке его на учет вместе с составом семьи из 4 человек, включая супругу Рыбченко Л.К. и дочерей - Рыбченко В.В., Рыбченко В.В., в качестве нуждающихся в жилом помещении, со ссылкой на п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Указанный рапорт согласован командиром военной части №.
Также в материалы дела представлена выписка из протокола № от 19.03.2004г. заседания жилищной комиссии войсковой части 21223 Нижнеингашского гарнизона, комиссией рассмотрен и положительно решен вопрос о включении прапорщика Рыбченко В.И. в состав кандидатов на участие в президентской программе «ГЖС». На основании указанного решения Рыбченко В.И. поставлен на компьютерный учет как нуждающийся в приобретении жилья, с составом семьи из трех человек, поскольку не обеспечен собственным жильем.
Указанные выше документы свидетельствуют о том, что Рыбченко В.И. в период прохождения военной службы обращался с заявлением к командиру войсковой части № о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением. Более того, соответствующее положительное решение о признании Рыбченко В.В. нуждающимся в жилье было принято жилищной комиссией войсковой части №, однако не было реализовано при увольнении истца в запас по достижении предельного возраста.
В октябре 2012г. Рыбченко В.И. обратился с заявлением в 3-й отдел ФГУ «Центррегионжилье» о постановке его на учет в качестве нуждающегося в постоянном жилье, в котором указал, что проживает с супругой Рыбченко Л.К. и дочерью Рыбченко В.В. на территории военного городка в служебном жилом помещении, без заключения соответствующего договора социального найма. Также в заявлении указал на то, что перед увольнением с военной службы подавал рапорт о нуждаемости в постоянном жилье, однако жилое помещение или финансовые средства (ГСЖ) ему предоставлены не были.
Решением № от 02.11.2012г. Рыбченко В.И. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на состав семьи из 3-х человек. Отказ мотивирован тем, что Рыбченко В.И. уволен с военной службы 08.06.2004г., при этом на момент увольнения не был признан нуждающимся в получении жилья в установленном законом порядке. В настоящее время не может быть принят на учет нуждающихся, поскольку утратил статус военнослужащего.
Указанное основание для отказа в постановке Рыбченко В.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, связанное с несоблюдением заявителем процедуры постановки в очередь, суд находит незаконным и нарушающим гарантированное Рыбченко В.И. (военнослужащему в отставке) право на обеспечение жильем.
Из материалов дела следует, что Рыбченко В.И. по состоянию на момент увольнения с военной службы в июне 2004г. имел необходимую выслугу лет в обычном (календарном) исчислении, дающую ему право на получение жилого помещения в собственность или по договору социального найма, до момента увольнения обращался к командиру войсковой части № с рапортом о нуждаемости в постоянном жилом помещении. На основании указанного рапорта жилищной комиссией при войсковой части было принято положительное решение о признании Рыбченко В.И. нуждающимся в жилье, согласован вариант обеспечения жильем посредством выдачи ГЖС. По независящим от Рыбченко В.И. причинам указанное решение жилищной комиссии реализовано не было. Доказательства обратного суду не представлены.
Возможность постановки не учет в качестве нуждающегося в органах местного самоуправления <адрес> для Рыбченко В.И. и членов его семьи также отсутствует, поскольку военный городок № не входит в состав муниципального образования <адрес>, является закрытым территориальным образованием.
Принимая во внимание данные обстоятельства, представленные Рыбченко В.И. доказательства наличия права на обеспечение жилым помещение для постоянного проживания, а также доказательства обращения до даты увольнения с военной службы с рапортом о нуждаемости в жилье, суд приходит к выводу, что отказ ФГКУ «Центррегионжилье» в постановке Рыбченко В.И. в очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении является незаконным.
В соответствии с п.п. 6, 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий (утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1054), нуждающимися в получении жилых помещений за счет средств федерального бюджета признаются: граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении. Основаниями признания гражданина нуждающимся в получении жилья могут быть следующие обстоятельства:
- отсутствие жилой площади;
- наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;
- наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках и пр.
Из представленного в материалы дела решения № от 02.11.2012г. ФГКУ «Центррегионжилье», обжалуемого заявителем, следует, что какие-либо иные препятствия для постановки Рыбченко В.И. на учет в качестве нуждающегося в жилье (кроме отсутствия статуса военнослужащего) органом по жилищному обеспечению не установлены.
В этой связи суд полагает необходимым, в целях восстановления нарушенных прав Рыбченко В.И. как военнослужащего в отставке, имеющего необходимую выслугу лет, заявление истца удовлетворить: признать незаконным решение 3-го отдела ФГКУ «Центррегионжилье» от 02.11.2012г. № № возложить на ответчика обязанность принять Рыбченко В.И. с составом семьи из трех человек, включая супругу Рыбченко Л.К. и дочь Р.В.В., на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включить в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, с датой постановки на учет 02.11.2012г.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Рыбченко В.И. удовлетворить.
Признать незаконным решение 3-го отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» от 02.11.2012г. № об отказе Рыбченко В.И. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Обязать 3-й отдел ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» принять Рыбченко В.И., с составом семьи из трех человек, включая супругу Рыбченко Л.К. и дочь Р.В.В., на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; включить Рыбченко Владимира Ильича в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, с датой постановки на учет 02.11.2012г.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г.Красноярска в течение одного месяца со дня изготовления в окончательном виде.
Председательствующий М.В.Кратенко
Мотивированное решение изготовлено 29.08.2013г.