<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2018 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Канаевой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-2268/18 по заявлению Коновалова А.Н., Коновалова В.А. и Коноваловой В.И. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,
установил:
Коновалов А.Н., Коновалов В.А. и Коновалова В.И. обратились в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара. В обоснование заявления указывают, что 12.09.2017 г. они обратились с заявлением о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка находящегося в частной собственности с кадастровым номером 63:01:0329003. Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории предполагается образование земельного участка площадью 1 464 м2 в результате присоединения к земельному участку с кадастровым номером 63:01:0329003:942 прилегающего земельного участка площадью 299 м2. 19.09.2017 г. им было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков со ссылкой на пп.4 п.3 ст.11.3, п.16 ст.11.10, пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ. Решением Ленинского районного суда г. Самары распоряжение признано незаконным. 25.05.2018 г. вновь рассмотрено их заявление и вынесено распоряжение №РД-785 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Просят признать не соответствующим закону распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 25.05.2018 г. № обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного принять решение по их заявлению от 12.09.2017 г., № о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 8 000 рублей.
В судебном заседании представитель заявителей по доверенности от 5.10.2017 г. Залуцкая О.А. заявленные требования поддержала.
Ответчик о времени и месте разбирательства дела извещён, представил письменный отзыв (л.д. 56-62).
Изучив материалы дела, заслушав представителя истцов, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцам с 4.03.2017 г. принадлежит на праве общей долевой собственности в равных долях земельный участок с кадастровым номером 63:01:0329003:942 площадью 1 166±12 м2 по адресу: <адрес> (л.д. 17-17b).
12.09.2017 г. истцы обратились в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением № (л.д. 11-16) о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером 63:01:0329003:942 на основании пп.3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ (перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков). К заявлению был приложен подготовленная заявителями схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 18), сведений о её утверждении уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления не имеется.
Согласно представленной схеме в результате перераспределения истцы желали присоединить к принадлежащему им земельному участку территорию площадью 299 м2 из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Распоряжением от 19.09.2017 г. № (л.д. 78-79) Департамент градостроительства г.о. Самара отказал истцам в перераспределении земельных участков, сославшись на пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ (имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 ЗК РФ).
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 7.12.2017 г. (л.д. 24-28), оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 20.02.2018 г. (л.д. 29-32) распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 19.09.2017 г. № признано не соответствующим закону.
Распоряжением от 25.05.2018 г. № (л.д. 10) Департамент градостроительства г.о. Самара вновь отказал истцам в перераспределении земельных участков, сославшись на пп.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ (образование земельного участка или земельных участков предусматривается путём перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с пп.1 и 4 п.1 ст.39.28 ЗК РФ).
Отказ в перераспределении земельных участков явным образом затрагивает законные интересы заявителей, в связи с чем может быть оспорен ими в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В соответствии со ст.39.28, 39.29 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Обязательными приложениями к соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков.В течение 10 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям п.2 ст.39.29 ЗК РФ, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные п.3 ст.39.29 ЗК РФ. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.
В срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п.9 ст.39.29 ЗК РФ.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства г.о. Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о перераспределении земельных участков, а также по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 ЗК РФ.
Следовательно, ответчик был компетентен принять заявление истицы о перераспределении земельных участков и принять решение по существу этого заявлению, в том числе решение об отказе в перераспределении земельных участков.
Оценивая законность оспариваемого решения, суд приходит к следующему.
Оспариваемое решение мотивировано ссылкой на пп.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, в соответствии с которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путём перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с пп.1 и 4 п.1 ст.39.28 ЗК РФ.
В соответствии со ст.11.9 ЗК РФ к числу требований к образуемым и изменённым земельным участкам относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, которые определяются такими градостроительными регламентами в случаях, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности в отношении образуемых (изменённых) земельных участков устанавливаются градостроительные регламенты.
Согласно п.2, 6 ст.30 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков указываются в градостроительных регламентах в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, сами градостроительные регламента при этом являются частью правил землепользования и застройки.
В соответствии с Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утверждёнными постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 г. №61, образуемый земельный участок расположен в пределах территориальной зоны Ж-1 – зоны застройки индивидуальными жилыми домами. Градостроительным регламентом данной зоны установлен предельный минимальный размер земельных участков в 300 м2 (за исключением земельных участков, расположенных в границах исторической части города, к которой образуемый земельный участок не относится).
Площадь земель, государственная собственность на которые не разграничена, согласно проекту схемы расположения должна составить 299 м2, что меньше предельного минимального размера, установленного для данной территориальной градостроительным регламентом. Следовательно, образование самостоятельного земельного участка их этих земель без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ, невозможно.
Таким образом, указанных ответчиком оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером 63:01:0329003:942 не имелось.
В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. Суд считает, что предусмотренный законом месячный срок исполнения решения является в данном случае разумным, поскольку он равен установленному п.8 ст.39.29 ЗК РФ сроку рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Коновалова А.Н., Коновалова В.А. и Коноваловой В.И. распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 25.05.2018 г. №РД-785.
Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителей, приняв решение по их заявлению от 12.09.2017 г. № о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 25.07.2018 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь