РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2022 года г. Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Попова О.А., при секретаре Щелоковой А.И., с участием: представителя истца по доверенности и копии диплома Зубченко Н.В.,
рассмотрев материалы административного дела № 2а-1563/2022 по иску Шубиной Эльвиры Вилорьевны к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, заместителю главы района по имуществу и архитектуре – руководитель КУМИ администрации м.р. Ставропольский Самарской области Лысенкову Алексею Владимировичу о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Шубина Э.В. (далее по тексту – истец) обратилась в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение заместителя главы администрации муниципального района Ставропольский Самарской области об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка, общей площадью 1980 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал: №, территориальная зона – Ж1, а также обязать ответчика возобновить рассмотрение заявления по утверждению схемы расположения данного земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец обратился в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, имеющего следующие характеристики:
- условный номер земельного участка – ЗУ1;
- общая площадь земельного участка 1980 кв.м.;
- площадь присоединяемого земельного участка 330 кв.м.;
- местоположение земельного участка – <адрес>;
- кадастровый квартал: 63:32:1701017;
- территориальная зона – Ж1.
По итогам рассмотрения заявления, администрацией района было вынесено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении заявления Шубиной Э.В. отказано. Административный истец считает данный отказ незаконным и недействительным, противоречащим действующему законодательству и нарушающим его права.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчика и заинтересованных лиц привлечены: заместитель главы района по имуществу и архитектуре – руководитель КУМИ администрации м.р. Ставропольский Самарской области Лысенков.А.В.; Курмаев А.Н.; администрация сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представлено возражение, согласно которому требования иска ответчик не признает по основаниям, указанным в оспариваемом решении, препятствующем в согласовании схемы расположения участка.
Заинтересованное лицо Курмаев А.Н. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против удовлетворения требований административного истца, указав, что является смежным землепользователем по отношению к земельному участка истца, по аналогичному его спору с ответчиком судом принято решение по делу 2а-210/2022.
Представители заинтересованных лиц - администрации сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом представленных доказательств.
Заслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы гражданского дела доказательства, суд находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что срок для обращения в суд не пропущен, поскольку административным истцам о нарушении их прав стало известно после вынесения постановления за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения границ земельного участка.
Положениями п.п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений должностных лиц органа местного самоуправления, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Шубина Э.В. является собственником земельного участка, площадью 1650 кв.м., с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями ЕГРН.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка путем перераспределения земель, имеющего следующие характеристики:
- условный номер земельного участка – ЗУ1;
- общая площадь земельного участка 1980 кв.м.;
- площадь присоединяемого земельного участка 330 кв.м.;
- местоположение земельного участка – <адрес>;
- кадастровый квартал: №
- территориальная зона – Ж1.
По итогам рассмотрения заявления, администрацией района было вынесено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении заявления истцу отказано.
Основанием для отказа является п.п. 9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, т.е. наличие возможности у истца осуществить образование самостоятельного земельного участка возможности осуществить образование самостоятельного земельного участка без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ.
Иные основания, положенные в основу отказа административному истцу в утверждении схемы расположения земельного участка, оспариваемое уведомление не содержит.
Не согласившись с указанным уведомлением, административный истец обратился в суд с настоящими административными исковыми требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указывается, в частности, территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка (пп. 1, 13, 14 названной статьи).
Согласно пунктам 1, 2, 3, 8 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для садоводства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка приведены в пункте 16 указанной статьи. К ним относятся: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории. Данный перечень является исчерпывающим.
Кроме того, утверждение и выдача схемы расположения земельного участка является первоначальным и необходимым этапом предоставления земельного участка заявителю, в связи с чем, отказ в ее утверждении нарушает право заявителя на приобретение участка в собственность.
Согласно пункту 2.8 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 31 декабря 2020 года предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагается, в том числе схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости.
Из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленной административным истцом, следует, что общая площадь образуемого земельного участка с кадастровым номером: 63:32:1701017:127 составляет 1980 кв.м. Указанная схема была приложена к заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно подп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что образование спорного земельного участка нарушает требования, установленные земельным законодательством, другими федеральными законами, суду не представлено.
Из ответа администрации сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области, направленного администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в рамках исполнения межведомственного запроса следует, что обременения и ограничения в использовании испрашиваемого земельного участка, а также сведения о том, что земельный участок изъят из оборота и/или ограничен в использовании отсутствуют, земельный участок не предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, земельный участок не предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации или адресной инвестиционной программой.
Доказательств тому, что имеются препятствия для утверждения схемы расположения земельного участка, указанные в оспариваемом акте, а именно п.п.9 п.9 ст. 39.29 ЗК РФ не представлены.
Данное основание не предусмотрено в качестве оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, указанных выше.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о законности требований административного истца в части признания незаконным отказа администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, выраженного в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Шубиной Эльвиры Вилорьевны – удовлетворить.
Признать решение заместителя главы района по имуществу и архитектуре -руководителя КУМИ администрации муниципального района Ставропольский Самарской области Лысенкова Алексея Владимировича об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка, общей площадью 1980 кв.м, по адресу: <адрес> территориальная зона: Ж1 - незаконным.
Обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области возобновить рассмотрение заявления Шубиной Эльвиры Вилорьевны по утверждению схемы расположения земельного участка, общей площадью 1980 кв.м, местоположение земельного участка: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ставропольский районный суд.
Решение в окончательной форме принято 24.06.2022.
Судья-подпись
КОПИЯ ВЕРНА
Судья
УИД 63RS0027-01-2022-001571-42