Судья Сидорак Н.В. |
Дело № 2-149/2020 |
стр.209г, г/п 00 руб. |
Докладчик Рассошенко Н.П. |
Дело № 33-3403/2020 |
28 мая 2020 года |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Бланару Е.М.,
судей Поповой Т.В. и Рассошенко Н.П.,
при секретаре Степанишиной С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 28 мая 2020 года дело по иску Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности с апелляционной жалобой ответчика Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» на решение Вельского районного суда Архангельской области от 28 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Рассошенко Н.П., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Архангельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – ФКУ ИК-14), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее – УФСИН России по Архангельской области), Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН России) об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе проверки, проведенной Архангельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы Вельского и Устьянского районов УНДиПР Главного управления МЧС России по Архангельской области (далее – ОНДиПР Вельского и Устьянского районов) 15 ноября 2019 года в ФКУ ИК-14, выявлены следующие нарушения требований законодательства о пожарной безопасности: в здании общежития отряда – участок колония-поселение (далее – УКП) № 1 ФКУ ИК-14 (Архангельская область, Вельский район, д. Горка Муравьевская, Спецгородок, д. 1А, строения 36, 58): не осуществляется проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации). Аналогичные нарушения выявлены в здании УКП № 2, а также в зданиях общежитий отрядов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. В здании общежития отряда – УКП № 2 ФКУ ИК-14 (Архангельская область, Вельский район, д. Горка Муравьевская, Спецгородок, д. 1А): одна из дверей эвакуационного выхода из спального помещения отряда открывается не по направлению выхода из здания (ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.2.6 СП 1.13130.2009). Аналогичное нарушение допущено в здании отрядов №№ 3, 4 ФКУ ИК-14. Отсутствует закрепленная стальная стремянка для входа на чердак из лестничной клетки (ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 7.7 СП 4.13130.2013, п. 8.4 СНиП 21-01-97*). Аналогичное нарушение допущено в зданиях общежитий отрядов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. В здании общежития отрядов № 3 и № 4 ФКУ ИК-14 (Архангельская область, Вельский район, д. Горка Муравьевская, Спецгородок, д. 1А, строение 4): отсутствует эвакуационное освещение лестничных клеток, коридоров, проходных помещений в здании (ст. 4 ФЗ № 123, п. 4.3 СП 31-110-2003). Аналогичное нарушение допущено в здании общежитий отрядов № 5 и № 6 ФКУ ИК-14. В здании общежития отряда № 7 ФКУ ИК-14 (Архангельская область, Вельский район, д. Горка Муравьевская, Спецгородок, д. 1А, строение 1): над эвакуационными выходами отсутствуют световые оповещатели «Выход» (ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ, таблица 1 СП 3.13130.2009). Складское помещение не имеет противопожарной двери 2 типа (Федеральный закон № 123-ФЗ, п. 5.2.6 СП 4.13130.2013). Аналогичные нарушения допущены в здании общежития отряда № 8 ФКУ ИК-14. В здании общежития отряда № 8 ФКУ ИК-14 (Архангельская область, Вельский район, д. Горка Муравьевская, Спецгородок, д. 1А, строение 2): отсутствует возможность эвакуации с двух секций со второго этажа (отсутствует лестница 3-го типа, 2 эвакуационный выход) (ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.2 СП 1.13130.2009). Выявленные нарушения требований законов и правил пожарной безопасности создают угрозу безопасности жизни и здоровью лиц, отбывающих наказание в ФКУ ИК-14, а также посетителей и работников учреждения; угрозу причинения имущественного вреда, препятствуют своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, а также ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Уставом учреждения установлено, что имущество учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации. Уставом УФСИН России по Архангельской области определено, что Управление в отношении ФКУ ИК-14 осуществляет доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. При недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Архангельской области. Из Положения об УФСИН России по Архангельской области следует, что основными задачами Управления являются: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также работников уголовно-исправительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений. Управление обеспечивает: правопорядок и законность в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; условия содержания осужденных в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания; осуществляет разработку и реализацию мер по обеспечению противопожарного режима, предупреждению и тушению пожаров на объектах управления и подведомственных учреждений. Следовательно, обязанность по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности должна быть возложена на ФКУ ИК-14, УФСИН России по Архангельской области и ФСИН России.
В судебном заседании представитель истца Хораблев В.В. заявленные требования уточнил, просил возложить на ФКУ ИК-14 обязанность в десятимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в зданиях и помещениях ФКУ ИК-14 по адресу: Архангельская область, Вельский район, д. Горка Муравьевская, Спецгородок, д. 1А, а именно: обеспечить проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровель зданий ИК-14 (зданий УКП № 1 и УКП № 2, а также общежитий отрядов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8); складское помещение отряда № 7 и № 8 оборудовать противопожарной дверью 2 типа; возложить обязанность на ФСИН России выделить УФСИН России по Архангельской области денежные средства в размере, достаточном для устранения ФКУ ИК-14 нарушений требований законодательства о пожарной безопасности; возложить обязанность на УФСИН России по Архангельской области выделить ФКУ ИК-14 денежные средства достаточные для устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
Представитель ответчика ФКУ ИК-14 Клюквина Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, при этом факт выявленных нарушений не отрицала. Пояснила, что большая часть нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в настоящее время устранена. Для устранения оставшихся нарушений требуются значительные финансовые затраты, которые должны быть выделены из средств федерального бюджета. В случае удовлетворения заявленных требований просила предоставить отсрочку исполнения решения суда.
Представитель ответчиков УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России Иевлева В.В. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что ФКУ ИК-14 предпринимаются все возможные меры для устранения выявленных нарушений. Полагает, что требования, заявленные к УФСИН России по Архангельской области и ФСИН России, являются необоснованными, поскольку перераспределение денежных средств не входит в компетенцию суда. Требование прокурора об организации финансирования подведомственного учреждения фактически направлено на вмешательство в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органа исполнительной власти. Прокурором заявлены неразумные сроки для исполнения решения суда, просила их продлить.
Третье лицо УНДиПР Главного управления МЧС России по Архангельской области в лице ОНДиПР Вельского и Устьянского районов, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило.
Решением Вельского районного суда Архангельской области от 28 февраля 2020 года иск Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-14 удовлетворен частично. На ФКУ ИК-14 возложена обязанность в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности в зданиях и помещениях ФКУ ИК-14 по адресу: Архангельская область, Вельский район, д. Горка Муравьевская, Спецгородок, д. 1А, а именно:
- обеспечить проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровель зданий ИК-14 (зданий УКП № 1 и УКП № 2, а также общежитий отрядов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8);
- складское помещение отрядов № 7 и № 8 оборудовать противопожарной дверью 2 типа.
В остальной части в удовлетворении исковых требований к ФКУ ИК-14, а также в удовлетворении требований к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний отказано.
С указанным решением не согласился ответчик ФКУ ИК-14, в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части удовлетворенных исковых требований и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в данной части.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что, удовлетворяя исковые требования, суд необоснованно признал довод учреждения о том, что последним предпринимаются меры для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, несостоятельным, поскольку до настоящего времени выявленные в результате проверки нарушения в полном объеме не устранены, что нарушает права неопределенного круга лиц. Судом не учтено, что оставшиеся недостатки требований пожарной безопасности, выявленные в результате проведения проверки и образующиеся при нормальной деятельности учреждения, носят текущий характер и будут устранены, бездействия учреждения не выявлено.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчиков Дмитриева В.А., поддержавшего апелляционную жалобу, прокурора Васильева С.В., не согласившегося с апелляционной жалобой, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В соответствии с п. 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 22.06.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что данный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу ч. 1 ст. 4 данного Федерального закона к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области является колонией общего режима с массовым пребыванием неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 13 УИК РФ осужденные имеют право на личную безопасность, что означает защищенность их жизни и здоровья от неправомерно причиненного вреда во время отбывания наказания в виде лишения свободы.
Судом установлено, что 15 ноября 2019 года Архангельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ходе проверки, проведенной совместно с ОНДиПР Вельского и Устьянского районов УНДиПР Главного управления МЧС России по Архангельской области, в ФКУ ИК-14 выявлены следующие нарушения требований законодательства о пожарной безопасности:
- не осуществляется проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровель зданий ИК-14 (зданий УКП № 1 и УКП № 2, а также общежитий отрядов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8);
- одна из дверей эвакуационного выхода из спальных помещений отрядов УКП № 2 и отрядов № 3, № 4 открывается не по направлению выхода из указанных зданий;
- в УКП № 2, в зданиях общежитий отрядов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 отсутствует закрепленная стальная стремянка для выхода на чердак из лестничных клеток;
- отсутствует эвакуационное освещение лестничных клеток, коридоров, проходных помещений в зданиях общежитий отрядов №№ 3, 4, 5, 6;
- эвакуационные выходы здания общежития отряда № 7 не оборудованы световыми оповещателями «Выход»;
- складское помещение отрядов № 7 и № 8 не оборудовано противопожарной дверью 2 типа;
- отсутствует возможность эвакуации с двух секций со второго этажа здания общежития отряда № 8.
29 ноября 2019 года исполняющим обязанности Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес начальника ФКУ ИК-14 внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного и иного законодательства.
По заявке ФКУ ИК-14 от 02 декабря 2019 года, направленной в УФСИН России по Архангельской области, учреждению выделены денежные средства на огнезащитную обработку сгораемых конструкций чердаков на 5 зданий отрядов для осужденных в жилой зоне в размере 436 900 рублей.
На момент рассмотрения данного дела судом первой инстанции выявленные ранее нарушения законодательства о пожарной безопасности в большей части были устранены, что явилось основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований в данной части. Решение суда в части отказа в иске сторонами по делу не оспаривается.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о ненадлежащем выполнении ФКУ ИК-14 обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности, выразившейся в отсутствии проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровель зданий ФКУ ИК-14 (зданий УКП № 1 и УКП № 2, а также общежитий отрядов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8); отсутствии противопожарной двери 2 типа в складском помещении отряда № 7 и № 8.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда в силу следующего.
Пунктом 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации предусмотрено, что руководитель организации должен обеспечивать устранение повреждений средств огнезащиты для строительных конструкций, инженерного оборудования зданий и сооружений, а также осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составляет акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год.
В соответствии с п. 5.2.5 СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288, предусматриваемые в составе объектов классов Ф1.1 и Ф1.2 пищеблоки, а также части зданий, группы помещений, либо отдельные помещения производственного, складского и технического назначения (прачечные, гладильные, мастерские, кладовые, электрощитовые т.д.), за исключением помещений категории В4 и Д, следует выделять противопожарными стенами не ниже 2-го типа (перегородками 1-го типа) и перекрытиями не ниже 3-го типа (в зданиях I степени огнестойкости – перекрытиями 2-го типа).
Статьей 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, а также обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации и иными нормативными актами в данной сфере.
В силу ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать использования их не по назначению.
Судом установлено, что ФКУ ИК-14 является юридическим лицом и действует на основании Устава, утвержденного приказом ФСИН России от 28 февраля 2011 года № 99, согласно пункту 2.1 которого предметом и целями деятельности учреждения являются обеспечение охраны прав, свобод, и законных интересов осужденных, а также обеспечение безопасности содержащихся в учреждении осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждения.
Пунктом 2.5.1 Устава предусмотрено, что учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации правопорядок и законность в учреждении, а также безопасность лиц, находящихся на его территории, пожарную безопасность.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что именно на ФКУ ИК-14 лежит обязанность по выполнению мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности осужденных, персонала исправительного учреждения, должностных лиц и граждан, находящихся в ФКУ ИК-14.
Довод апелляционной жалобы о том, что учреждением предпринимаются меры для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, в связи с чем у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска, не влияет на законность вынесенного решения, поскольку до настоящего времени принимаемыми мерами положительный результат не достигнут.
Отсутствие финансовых средств также не является основанием для освобождения ФКУ ИК-14 от исполнения возложенных на него законом обязанностей.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Вельского районного суда Архангельской области от 28 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» – без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.М. Бланару |
Судьи |
Т.В. Попова |
Н.П. Рассошенко |