Гр.дело №2-696/16г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2016 года г.Можайск
Можайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Хлюстова В.В.,
при секретаре Чуриковой А.В.,
с участием представителя ответчика, Истратовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дворникова О.А. к Можайскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области об оспаривании решения об отказе в компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, и признании права на предоставление мер социальной поддержки по месту фактического проживания, -
у с т а н о в и л:
Дворникова О.А. обратилась в суд с указанным иском к Можайскому УСЗН Минсоцразвития МО, обосновывая свои требования тем, что она является ветераном труда и имеет право на льготы по оплате за пользование электроэнергией и газом, между тем ей было отказано в предоставлении указанных льгот по месту фактического проживания в собственном жилом доме адресу: <адрес>, по тем основаниям, что местом ее жительства является <адрес>, где она постоянно зарегистрирована и должна получать меры социальной поддержки. Полагая отказ в предоставлении льгот необоснованным, истица просит суд: признать решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выплате компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг незаконным; признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по месту фактического проживания с момента обращения с заявлением к ответчику – с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика предоставлять ей меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 50% расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг за газ и электроэнергию, поставляемые в <адрес>, с момента обращения с заявлением к ответчику; обязать ответчика выдать ей письменный обоснованный расчет по определению размера денежной компенсации по оплате расходов на газ и электроэнергию в соответствии с законами Московской области.
Истица, Дворникова О.А., в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска.
Представитель ответчика, Истратова Н.А., в судебном заседании иск не признала.
Суд считает, иск подлежит удовлетворению частично.
В судебном заседании из пояснений сторон и материалов дела установлено, что Дворникова О.А. с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером по старости и с ДД.ММ.ГГГГ – ветераном труда, что подтверждается удостоверениями установленного образца на ее имя.
Дворникова О.А. имеет постоянную регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>.
Дворниковой О.А. на праве собственности принадлежит жилой <адрес>, в котором она временно зарегистрирована по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выданным ей Отделением УФМС России по МО в <адрес> свидетельством № о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ. Фактическое постоянное проживание Дворниковой О.А. в принадлежащем ей жилом доме в <адрес> подтверждается также справкой МБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг Можайского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно выданной Дворниковой О.А. ГБУ «МФЦ г.Москвы» МФЦ района Рязанский справке об оплате коммунальных услуг, последняя производит оплату коммунальных услуг по <адрес> без мер социальной поддержки, льгота «Ветеран труда» закрыта ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, истице по месту регистрации в г.Москва с ДД.ММ.ГГГГ льготы по оплате газо- и электроснабжения, как ветерану труда, не предоставляются.
ДД.ММ.ГГГГ Дворникова О.А. обратилась в адрес Можайского управления социальной защиты населения Минсоцразвития МО с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки в виде ежемесячной 50% денежной компенсации стоимости коммунальных услуг по газо- и электроснабжению по месту фактического проживания в <адрес> на основании Закона МО от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области».
ДД.ММ.ГГГГ Можайским УСЗН Минсоцразвития МО Дворниковой О.А. было направлено уведомление о принятии решения об отказе в выплате ей компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг по причине временной регистрации по месту пребывания на территории <адрес>. В приложенном к уведомлению письме от ДД.ММ.ГГГГ Можайским УСЗН было сообщено Дворниковой О.А. о невозможности предоставления льгот по оплате коммунальных услуг по месту пребывания в <адрес>, в связи с наличием у последней регистрации по месту жительства в <адрес>.
В соответствии с ч.1 ст.160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ) урегулированы правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.
Статьей 22 Федерального закона «О ветеранах» определено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными правовыми нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 9 указанного Закона, реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Меры социальной поддержки, установленные законом и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 данного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (п.2 ст.10).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Московской области от 23 марта 2006 года №36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», настоящим Законом устанавливаются меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий, к которым относятся ветераны труда – лица, имеющие статус ветерана труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах».
В силу пункта 5 части 1 статьи 3 Закона МО №36/2006-ОЗ, лицам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, при достижении ими возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:
ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение);
лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов:
стоимости платы за твердое топливо при наличии печного отопления и транспортных услуг для его доставки;
стоимости платы за природный газ или бытовой газ в баллонах и электроэнергию, используемые для отопления в объемах, соответствующих нормативам расхода тепловой энергии на указанные цели.
Ежемесячная денежная компенсация предоставляется в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти Московской области, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Установленные меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от формы собственности жилищного фонда.
Статьей 1.1 указанного Закона МО его действие распространено на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в Московской области, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст.20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст.2 ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Под местом пребывания в силу этой же нормы права понимается – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Кроме того, в статье 3 ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
С учетом изложенного, имея в виду, что местом жительства истицы является Можайский район Московской области, а мерами социальной поддержки в другом регионе она не пользуется, меры социальной поддержки ей должны быть предоставлены субъектом Российской Федерации по месту ее фактического проживания Министерством социального развития населения Московской области в лице его территориального подразделения – Можайского управления социальной защиты населения.
Доводы же ответчика о том, что Дворникова О.А. не имеет регистрации по месту постоянного жительства на территории Московской области, суд признает несостоятельными, поскольку ни Жилищный кодекс РФ, ни Федеральный закон «О ветеранах» не содержат запрета на возможность предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим статус «Ветеран труда», и зарегистрированным в жилом помещении, которым они пользуются, по месту пребывания. Под местом жительства подразумевается постоянное или преимущественное проживание гражданина в жилых помещениях в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Сама по себе регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или месту жительства, и как акт административного характера не свидетельствует об отсутствии или наличии права пользования жилым помещением, в том числе права на льготу.
Учитывая изложенное, суд считает требования Дворниковой О.А. о признании решения ответчика об отказе в предоставлении ей мер социальной поддержки незаконным, о признании за ней права со дня подачи заявления ответчику на получение меры социальной поддержки, как ветерана труда, в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, установленных пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона Московской области №№ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», а также о возложении на ответчика обязанности предоставлять ей указанные меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ года – законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Между тем, принимая во внимание, что на момент рассмотрения данного спора судом меры социальной поддержки истице ответчиком не предоставлялись, вследствие чего каких-либо расчетов размеров денежной компенсации ответчиком не производилось, а истицей, соответственно, такая информация у ответчика не запрашивалась, что свидетельствует об отсутствии правоотношений между сторонами в данной сфере, и, соответственно, отсутствии каких-либо нарушений прав и законных интересов истицы, суд считает требование Дворниковой О.А. о возложении на Можайское УСЗН обязанности по выдаче ей письменного обоснованного расчета по определению размера денежной компенсации по оплате расходов за газоснабжение и электроснабжение в соответствии с законами Московской области – необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, -
р е ш и л:
иск Дворниковой О.А. удовлетворить частично.
Признать решение Можайского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выплате Дворникова О.А. денежной компенсации в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению – незаконным.
Признать за Дворниковой Ольгой Александровной право на меры социальной поддержки, как ветерана труда, в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, установленных пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона Московской области №36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», и обязать Можайское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области предоставлять ей указанные меры социальной поддержки по месту ее фактического проживания в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Дворникова О.А. в удовлетворении остальной части исковых требований, а именно: в возложении на Можайское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области обязанности выдать ей письменный обоснованный расчет по определению размера денежной компенсации по оплате расходов за газоснабжение и электроснабжение в соответствии с законами Московской области, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Можайский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья В.В.Хлюстов