Дело №2а-4516/2022
УИД 73RS0001-01-2022-000934-74
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2022 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Жилкиной А.А.,
при секретарях Дементьевой С.А., Чубатовой Е.А.,
с участием: представителя административного истца
в отсутствие: представителя административного ответчика Управления муниципальной собственности Администрации г. Ульяновска, представителей заинтересованных лиц Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска, местной мусульманской религиозной организации Мечеть №650 п. Мостовая Ленинского района г. Ульяновска Центральной религиозной организации «Центральное духовное управление мусульман Ульяновской области», Зуева Н.А., Губейдуловой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Зуевой Елены Семеновны к Управлению муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска о признании незаконным решения, возложении обязанности принять решение о передаче жилого помещения в собственность,
установил:
Зуева Е.С. обратилась в суд с административным иском к Управлению муниципальной собственностью Администрации г. Ульяновска просит признать незаконным отказ от 03.08.2022 г. №197/9-12 в передаче ей жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность в порядке приватизации, возложить на ответчика обязанность принять решение о передаче ей в собственность указанного жилого помещения, в обоснование указав следующее.
Зуевой Е.С. передано в пользование на основании договора социального найма от 16.05.2016 г. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Вместе с истицей в жилое помещение вселены члены ее семьи Зуев Н.А., Губейдуллова А.И, отказавшиеся от участия в приватизации.
Истица обратилась к ответчику с заявлением о передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации, однако ответом от 03.08.2022 г. №197/9-12 ей было отказано, т.к. по мнению УМС Администрации г. Ульяновска в жилом помещении проведена перепланировка, а также имеются разночтения в технической документации.
С данным решением истица не согласна, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
К делу в качестве заинтересованных лиц, привлечены: Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска, местная мусульманская религиозная организация Мечеть №650 п. Мостовая Ленинского района г. Ульяновска Централизованной религиозной организации «Центральное духовное управление мусульман Ульяновской области», Зуев Н.А., Губейдуллова А.И.
Административная истица в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал иск. Дополнительно пояснил, что в жилом помещении каких-либо перепланировок не проводилось, что подтверждается кадастровым паспортом, подготовленным по ее заказу кадастровым инженером ФИО8, именно этот кадастровый паспорт предоставлялся истицей ответчику для принятия решения о передаче в собственность жилого помещения. Также обратил внимание суда на тот факт, что в случае, если по какой-либо причине административный ответчик пришел к выводу о том, что в жилом помещении истицы имелась не согласованная перепланировка, то последнему следовало в рамках своих властных полномочий, выяснить соответствует ли проведенная перепланировка строительным нормам и правилам, иным предъявляемым требованиям. Полагал, что административным ответчиком в рамках рассмотрения заявления истицы не проведен весь комплекс мероприятий для принятия законного и обоснованного решения, что привело к нарушению прав истицы.
Представитель административного ответчика в судебном заседании не присутствовал, представил суду письменный отзыв на иск, указав, что при рассмотрении заявления Зуевой Е.С. относительно передачи жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность в порядке приватизации, выяснилось, что в доме произведены работы по перепланировке (лит. А3 п. 6,9,15-19 – возведение перегородок с демонтажем старых), переустроустройству (лит. А4 п. 13 – установка газ.плиты, дымохода, газ.котла), реконструкции (снос части лит. А1, А2 – 38,8 кв.м.), перевод (лит. А3, А4 п. 6,9,13,15-19 – 83,7 кв. м) разрешение на которые не представлено. Кроме того лит. А5 п.14 – 9,2 кв.м., лит. А4 п. 12 – 18 кв.м. – приведены в непригодное для эксплуатации состояние. Указанные работы произведены истицей в нарушение установленного порядка, следовательно, жилое помещение не отвечает установленным требованиям законодательства. Нанимателем также нарушены требованиям ч. 3 ст. 67 ЖК РФ. Кроме того, согласно сведениям технического паспорта общая площадь здания составляет 160,9 кв.м., жилая – 50,2 кв.м., тогда как согласно выписки из ЕГРПН от 21.06.2022 г. общая площадь жилого дома составила – 199,9 кв.м, имеются сведения о нежилом помещении, расположенном в спорном доме, общей площадью 50 кв.м., права на которое зарегистрированы. Представленные истицей документы имеют существенные разночтения по техническим характеристикам жилого помещения, подлежащего приватизации, а Управление муниципальной собственностью не обладает полномочиями по определению соответствия произведенных перепланировок и других изменений конфигурации здания на предмет соответствия санитарным и техническим нормам и правилам.
При данных обстоятельствах принятое решение является законным и обоснованным.
Заинтересованные лица Зуев Н.А., Губейдуллова А.И., представители заинтересованных лиц Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска, местной мусульманской религиозной организации Мечеть №650 п. Мостовая Ленинского района г. Ульяновска Централизованной религиозной организации «Центральное духовное управление мусульман Ульяновской области» в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы гражданского и инвентарного дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В силу ст. 2, 4, 6, 7, 11 Закона РФ от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
Из материалов дела усматривается, что на основании договора социального найма жилого помещения от 16.05.2016 г. Управлением жилищно-коммунального хозяйства города Ульяновска от имени муниципального образования «город Ульяновск» Зуевой Е.С. передан в пользование жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 199,90 кв.м.
Указано, что в жилое помещение совместно с нанимателем вселяются Зуев Н.А. (муж), Губейдуллова А.И. (дочь).
16.06.2022 г. Зуева Н.А. обратилась к административному ответчику с заявлением о передаче в собственность жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 199,90 кв.м., в порядке приватизации.
03.08.2022 г. в предоставлении услуги по приватизации жилого помещения было отказано, основанием для отказа послужили произведенные заявителем в нарушение установленного законом порядка работы по перепланировке, переустройству, реконструкции жилого помещения.
В силу статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2 данной статьи).
Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (Постановление Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда").
В соответствии с частью 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (часть 3 статьи 29 ЖК РФ).
В силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.
В силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Как следует из технического паспорта по состоянию на 09.11.1995 г. здание, расположенное по адресу: <адрес>, состояло из лит. А, А1, А2, А3, А4, А5, общая площадь 199,91 кв.м., жилая площадь 19,25 кв.м.
При этом при обследовании здания и составлении технического паспорта домовладения техником БТИ установлено, что часть лит. А и А1 находится в полуразрушенном состоянии (полов нет, перекрытий нет, печи разрушены).
На основании постановления Мэра города Ульяновска №1123 от 22.07.1996 г. фирме «Веста» выдано разрешение на проведение проектно-изыскательских работ, строительство магазина со сносом части бесхозного здания на <адрес>
Из технического паспорта по состоянию на 19.11.2012 г. усматривается, что проведена инвентаризация части здания по <адрес>, а именно лит. А, А3, а1 пом. 3,4,5, общая площадь обследованных помещений составила 50,4 кв.м., при этом вторая часть здания не описывалась.
Постановлением Администрации г. Ульяновска №6893 от 28.11.2014 г. в реестр муниципальной собственности включено нежилое помещение общей площадью 50 кв.м, расположенное в указанном здании.
08.05.2015 г. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 199,90 кв.м. с кадастровым номером № был включен в реестр муниципальной собственности полностью.
Из кадастрового паспорта здания по состоянию на 28.01.2015 г. усматривается, что на кадастровый учет было поставлено здание с характеристиками по состоянию на 09.11.1995 г., т.е. без учета изменений конфигурации здания в период с 2012 г. по 2014 г. в части лит. А, А1, А2, А3, кадастровый №, в состав которого также включено иное помещение с кадастровым номером №.
16.08.2016 г. было зарегистрировано право собственности Камаловой И.Ж. на часть здания в виде нежилых помещений 3,4,5 общей площадью 50 кв.м. кадастровый №.
На день рассмотрения настоящего дела право собственности на нежилое помещение общей площадью 50 кв.м. (лит. а1, А, А3) с кадастровым номером № и являющееся частью здания общей площадью 199,90 кв.м. с кадастровым номером № с 25.02.2022 г. зарегистрировано за местной мусульманская религиозная организация Мечеть №650 п. Мостовая Ленинского района г. Ульяновска Централизованной религиозной организации «Центральное духовное управление мусульман Ульяновской области».
Из пояснений представителя административного истца следует, что Зуева Е.С. занимает часть здания, а именно Лит А5, А4, а2, часть Лит. А3 (пом. 9, 16, 17, 6, 15), при этом площадь занимаемых ей помещений составляет 110,9 кв.м. (в соответствии с техническим паспортом от 14.11.2016 г.)
Также из технического паспорта по состоянию на 14.11.2016 г., т.е. после передачи помещения Зуевой Е.С. по договору социального найма, усматривается наличие несогласованного переустройства п. 13 лит. А4 в виде установки газ.плиты, газового котла, устройства дымохода, несогласованной перепланировки п. 6,9,15 в Лит А3 в виде возведения перегородок с демонтажем старых, несогласованного перевода Лит А3, А4 п. 6,9,13,15 из нежилого в жилое, приведение п. 14 лит. А5, п. 12 лит. А4 в непригодное для эксплуатации состояние.
Принимая во внимание, что спорное помещение имеет в своем составе помещения, приведенные в непригодное для эксплуатации состояние, переустроенные, перепланированные помещения, легализация которых в качестве жилого помещения в установленном в законе порядке не осуществлена, возможность отнесения их - к объектам, подлежащим приватизации в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" исключена.
Также следует отметить, что доказательств того, что жилое помещение было передано истице по договору социального найма с внесенными в технические характеристики помещения изменениями, при наличии помещений не пригодных для эксплуатации суду не представлено. Акт приема-передачи жилого помещения каких-либо замечаний со стороны нанимателя не содержит.
Довод представителя истца о том, что именно ответчик должен был дать оценку соответствия переоборудования и перепланировки помещения строительным нормам и правилам, санитарным нормам и правилам при рассмотрении заявления о приватизации, по мнению суда не основан на законе.
Постановлением Мэрии города Ульяновска от 15.09.2010 N 4797 (ред. от 01.10.2019) утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда, в п. 3.3.3 которого указано, что основанием для начала административного действия является поступление должностному лицу Управления, уполномоченному на предоставление муниципальной услуги, документов и информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Рассмотрение заявления и приложенных документов осуществляется в течение 30 календарных дней со дня поступления документов и информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия должностному лицу Управления, уполномоченному на предоставление муниципальной услуги.
Должностное лицо Управления, уполномоченное на предоставление муниципальной услуги, выявляет отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 2.10 настоящего Административного регламента:
1) проверяет правильность оформления предоставленных документов, определяет их соответствие требованиям действующего законодательства, удостоверяясь, что:
- документы предоставлены в полном объеме, в соответствии с действующим законодательством и подпунктом 2.6.1 пункта 2.6 настоящего Административного регламента;
- документы в установленных законодательством Российской Федерации случаях нотариально удостоверены, скреплены печатями, имеют надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц;
- документы не имеют серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.
По результатам рассмотрения предоставленных заявителем и собранных Управлением документов должностное лицо Управления, уполномоченное на предоставление муниципальной услуги:
- передает заявление вместе с документами должностному лицу Управления, уполномоченному на печать и выдачу договора безвозмездной передачи жилой площади в собственность граждан для подготовки проекта вышеуказанного договора, либо
- подготавливает и направляет мотивированный письменный отказ в предоставлении муниципальной услуги, который подписывается руководителем Управления или уполномоченным им лицом. В этом случае до заявителя доводится информация о способах устранения оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги (при наличии способов).
При этом п. 2.10 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги: непредставление всех требующихся документов, указанных в пункте 2.6.1 настоящего Административного регламента, предоставление заявителем документов, не подтверждающих право заявителя на приватизацию жилого помещения; документы представлены лицом, не уполномоченным получателем муниципальной услуги на осуществление таких действий; наличие в представленных документах недостоверной или искаженной информации; в случае представления документов на приватизацию жилых помещений, находящихся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков; жилое помещение не находится в муниципальной собственности муниципального образования "город Ульяновск".
Таким образом, к обязанностям должностных лиц административного ответчика в рамках оказания поименованной муниципальной услуги не относится установление соответствия переоборудованных и перепланированных жилых помещений строительным, санитарным и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
При данных обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.10.2022 ░.