Решение
именем Российской Федерации
26 ноября 2021 г. с. Шигоны
Шигонский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Блинковой О.В., помощника прокурора Асанова И.К., при секретаре Дементьевой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-600 по административному исковому заявлению прокурора Шигонского района Самарской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних и молодежи о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Прокурор Шигонского района Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних и молодежи о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено и включении указанного сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Шигонского района в ходе мониторинга сети Интернет при осуществлении надзорных полномочий в сфере соблюдения участниками гражданских правоотношений законодательства об информации, информационных технологий, защите информации, выявлена страница сайта <данные изъяты> на котором размещена информация о продаже медицинских справок. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. В соответствии со ст. 15 указанного закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, установленных федеральными законами.
Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (п. 6 ст. 10 Закона №149-ФЗ).
В силу ч.5 ст.33, ч. 1 ст.327 УК РФ квалифицируются как соучастие в форме пособничества подделка официального документа, освобождающего от обязанностей в целях его использования; по ч.3 ст.327 УК РФ как использование заведомо подложного документа по каждому эпизоду.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 6 ст. 10 указанного Закона запрещается распространение формации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по продаже медицинских справок, в том числе через сети «Интернет», за осуществление которой предусмотрена уголовная ответственность.
Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В указанный реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в Единый реестр доменных имен этих сведений является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ). Установить владельца сайта не представляется возможным. Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети «Интернет» информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможна путем привлечения к участию в деле компетентного органа по включению соответствующей запрещенной информации в указанный выше реестр. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ способами защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В судебном заседании помощник прокурора Асанов И.К. поддержал заявленные требования в полном объеме, просил удовлетворить административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Самарской области не явился, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления от 27 сентября 2016г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений: о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций; связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 265.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ установлено, что информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Как следует из ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничения при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституция Российской Федерации, гарантируя свободу мысли и слова, вместе с тем, запрещает злоупотребление свободой слова, если оно нарушает права других граждан.
Административная ответственность за подделку документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт, предусмотрена статьей 19.23 КоАП РФ.
В соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее ФЗ № 323) медицинской организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 19 ФЗ № 323 каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Пунктом 3 статьи 78 этого же Федерального закона закреплено, что медицинская организация имеет право выдавать рецепты на лекарственные препараты, справки, медицинские заключения и листки нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 1 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденного Приказом Минздрава России от 14.09.2020 N 972н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений", настоящий Порядок устанавливает правила выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений.
Из п.п. 5, 6 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений следует, что справки и медицинские заключения в форме электронных документов выдаются пациентам или их законным представителям при личном обращении в соответствии с настоящим Порядком или при формировании запроса в электронной форме, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи. Использование простой электронной подписи для формирования запроса в электронной форме возможно при условии, если идентификация и аутентификация пациента или его законного представителя осуществляются с использованием единой системы идентификации и аутентификации, и при выдаче ключа простой электронной подписи личность пациента или его законного представителя установлена при личном приеме. Справки на бумажном носителе оформляются с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачом (фельдшером, акушеркой), заверяются личной печатью врача и печатью медицинской организации (при наличии), на которой идентифицируется полное наименование медицинской организации в соответствии с учредительными документами.
При этом приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (статья 324 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков (статья 327 Уголовного кодекса Российской Федерации) являются уголовно-наказуемыми преступлениями.
В силу ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр доменных имен).
В указанный реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в Единый реестр доменных имен этих сведений является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно пунктам 2, 3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Признание размещенной в сети «Интернет» информации запрещенной к распространению является основанием для включения размещенных на сайте сведений в Единый реестр доменных имен.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, прокуратурой Шигонского района в ходе мониторинга сети Интернет при осуществлении надзорных полномочий в сфере соблюдения участниками гражданских правоотношений законодательства об информации, информационных технологий, защите информации, выявлена страница сайта <данные изъяты> на котором размещена информация о продаже медицинских справок.
Вход на Интернет-ресурс по указанному интернет - адресу является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь.
При таких обстоятельствах доступ пользователей сети «Интернет» к информации, размещенной по указанному выше адресу, противоречит положениям Конституции Российской Федерации и действующего федерального законодательства, и, следовательно, должен быть прекращен.
Учитывая изложенное, административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению, а информация, размещенная по указанному выше адресу в сети «Интернет», подлежит признанию информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, для последующего включения сайта в Единый реестр доменных имен.
Решение в соответствии с положениями части 4 статьи 265.5 КАС РФ подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 175, 178-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Указанное выше административное исковое заявление прокурора Шигонского района Самарской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», расположенную по адресу: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию решения суда направить в Управление Роскомнадзора по Самарской области для включения указанного сетевого адреса в Единый реестр доменных имен указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Председательствующий: О.В. Блинкова