Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Фоломеевой Е.Ю.,
при секретаре Гундоричевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калуге 22 мая 2019 года
гражданское дело по иску Сергеевой Т. Е. к Городской Управе города Калуги и Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги о внесении в единый государственный реестр недвижимости изменений в координаты характерных точек границ земельного участка, установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ :
04 февраля 2019 года истец обратилась в суд с иском к Городской Управе города Калуги, Управлению и архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги, филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калужской области, указав в обоснование, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок в д. Колюпаново, предоставленный на основании решения Администрации Ромодановского сельского совета № ДД.ММ.ГГГГ, с кадастровым номером № расположенный <адрес> площадью <данные изъяты> При проведении в 2017 году кадастровых работ по уточнению местоположения принадлежащего истцу земельного участка было установлено несоответствие существующего местоположения межевых знаков местоположению согласно сведениям ГКН. Полагая, что при проведении работ по межеванию земельного участка в 2008 году, выполненных ООО «Бонитет», была допущена реестровая ошибка, при межевании конфигурация земельного участка была изображена без учета фундамента, построенного Сергеевой Т.Е., вопрос о перераспределении земельных участков в досудебном порядке разрешить не представилось возможным виду нахождения на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, просила суд установить границы земельного участка с кадастровым номером № путем изменения конфигурации участка без изменения площади по координатам согласно межевому плану, подготовленному кадастровым инженером Соколовой И.А. в порядке исправления реестровой ошибки; исключить из единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ (координат характерных точек) земельного участка с кадастровым номером № и внести в него запись о координатах земельного участка согласно межевому плану, подготовленному кадастровым инженером Соколовой И.А. в новых границах.
Впоследствии в судебном заседании 08 апреля 2019 года представитель истца уточнила исковые требования, с учетом уточнений просила суд установить границы земельного участка с кадастровым номером № путем изменения конфигурации участка без изменения площади по координатам точек н1-н2-н3-н4 согласно межевому плану, составленному кадастровым инженером Соколовой И.А. в порядке исправления реестровой ошибки; внести изменения в ЕГРН о местоположении границ (координат характерных точек) земельного участка с кадастровым номером № по координатам точек н1-н2-н3-н4 согласно межевому плану, составленному кадастровым инженером Соколовой И.А.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечены ООО «Бонитет», Хряпкина И.В. Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калужской области по ходатайству представителя истца исключен из числа ответчиков по делу и привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.
В судебном заседании истец и ее представитель Буканова И.Н. исковые требования поддержали.
Представитель ответчиков Костина И.С. исковые требования не признала.
Третьи лица Управление Росреестра по Калужской области, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калужской области, ООО «Бонитет», Хряпкина И.В. в судебное заседание не явились и своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещались. От третьего лица Хряпкиной И.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Сергеевой Т.Е. на основании решения Администрации Ромодановского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № для ведения личного подсобного хозяйства на праве собственности был предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты>
Границы земельного участка, принадлежащего истцу, были установлены на основании описания границ и плана земельного участка, подготовленного ООО «Бонитет» в 2006 году, подписанного истцом и утвержденного управлением Роснедвижимости 28 января 2008 года.
Сведения о границах земельного участка с кадастровым номером № внесены в государственный кадастр недвижимости в 2008 году.
Как пояснила истец, в 2005 году она начала возведение жилого дома на принадлежащем ей земельном участке.
Вместе с тем, из плана земельного участка, составленного ООО «Бонитет», следует, что при межевании принадлежащего истцу земельного участка фундамент располагался вне его пределов.
Установленные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, письменными материалами дела. Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, сторонами суду не представлено.
В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Обратившись в суд с иском, истец указывает, что границы принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером № фактически расположены в другом месте, земельный участок в 1992 году был предоставлен и использовался истцом в тех границах, как они определены в межевом плане, составленном в 2017 году кадастровым инженером Соколовой И.А.
Суд, оценив указанные доводы, находит их несостоятельными ввиду нижеследующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав согласно пункту 7 части 2 статьи 14 данного Федерального закона является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В силу пункта 10 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка (часть 2 статьи 39 Федерального закона «О кадастровой деятельности»).
Согласно статье 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Согласно частям 3, 5, 7 и 9 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (действовавшим на момент формирования земельного участка истца в 2008 году), если в соответствии со статьей 39 данного Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. Местоположение границ земельного участка указывается в межевом плане и устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно частям 1 и 3 статьи 39 вышеуказанного Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка подлежит обязательному согласованию с собственником смежного земельного участка при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается уточнение местоположение его границ. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды.
Вместе с тем, доказательств того обстоятельства, что указанные в межевом плане, составленном 15 мая 2017 года кадастровым инженером Соколовой И.А., границы земельного участка истца существуют на местности 15 и более лет, а также доказательств, позволяющих однозначно и достоверно установить местоположение границ земельного участка при его предоставлении, в материалы дела не представлено.
Допрошенный судом свидетель Тараник Н.Б. информации, которая опровергала был установленные судом обстоятельства, не сообщил.
Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве».
В силу статьи 17 Федерального закона «О землеустройстве» межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.
Как следует из материалов дела, поворотные точки границ земельного участка истца в 2006 году на местности были закреплены углами забора и металлическими штырями.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, третьему лицу Хряпкиной И.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № в <адрес>. Указанный земельный участок является смежным с земельным участком с кадастровым номером № сформирован в 2009 году. Из кадастрового дела на указанный земельный участок следует, что в 2008 году при составлении плана расположения земельного участка Хряпкиной Н.А. (правопредшественник Хряпкиной И.В.) согласование смежной границы участка от точки 1 до точки 6 (в плане земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ошибочно стоит подпись Сергеевой в графе «от точки 2 до точки 4») произведено с Сергеевой Т.Е., при этом расстояние от точки 1 до точки 6 составляет <данные изъяты> При сопоставлении указанного плана, с планом, составленным ООО «Бонитет» в 2006 году при формировании земельного участка истца, можно увидеть, что длина смежной границы между земельными участками Хряпкиной и Сергеевой, которую согласовывала Хряпкина Н.А., составляет также <данные изъяты>
Кроме того, из технического плана здания очевидно, что земельный участок истца, сформированный в 2008 году, практически по всей площади огорожен забором.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку доводы представителя истца и истца о том, что истец фактически использовала спорный земельный участок в определенных в 2017 году границах с момента его предоставления в 1992 году, объективными доказательствами не подтверждаются, оснований для вывода о наличии реестровой ошибки и удовлетворения исковых требований не имеется. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.