2-884/2018 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута |
3 мая 2018 года |
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Екимовой Н.И., при секретаре судебного заседания Запорожской В.Ю., с участием Воркутинского транспортного прокурора Коржанова О.В., представителя ОАО «РЖД» - Бугайчука Д.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воркутинского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения транспортной безопасности,
установил:
Воркутинский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к ОАО «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения транспортной безопасности, а именно, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 № 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности», прохождение аттестации лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на следующих объектах транспортной инфраструктуры: металлический мост (длина 188,38 м) через реку Большая Сыня на 1871 км участка 1868 км – Сыня перегона Вылью-Сыня; металлический мост (длина 230,53 м) через реку Косью на 1924 км перегона Охотпост-Косью; металлический мост (длина 77,35 м) через реку Седь-Иоль на 1950 км перегона Кожым-Калякурья; металлический мост (длина 112,37 м) через реку Черная на 1973 км перегона Угольная (обп) -Черный; металлический мост (длина 125,43 м) через реку Большая Инта на 2004 км перегона Нюр (рзд) –Инта1; металлический мост (длина 91,1 м) через реку Кочмес на 2051 км на участке 2052 км – Ошпер перегона Бугры-Полярные –Ошпер.
Исковые требования мотивированы тем, что на балансе ОАО "РЖД" находятся указанные выше объекты транспортной инфраструктуры, результаты оценки уязвимости которых утверждены заключениями Росжелдора от 10.11.2016, и присвоены вторые категории, о чём субъекту транспортной инфраструктуры направлены соответствующие уведомления. Проведённой Воркутинским транспортным прокурором проверкой исполнения законодательства о транспортной безопасности установлено, что ответственным за обеспечение транспортной безопасности данных объектов назначен мостовой мастер Анушков О.И., являющийся сотрудником сил обеспечения транспортной безопасности, который в нарушение требований ч.1 ст.12.1 ФЗ «О транспортной безопасности» и п.5.13 Требований по обеспечению транспортной безопасности не аттестован в соответствии с законодательством РФ, что не позволяет ему реализовать свои полномочия по недопущению возникновения угроз совершения террористических актов.
В письменном отзыве ОАО «РЖД» содержится просьба об отказе в удовлетворении исковых требований по основаниям невозможности проведения аттестации работников по причинам отсутствия всех необходимых нормативных актов по вопросам аттестации, конкретных сроков проведения аттестации и сроков проведения аттестации после приема работника. Кроме того, заявленное требование связано с осуществлением предпринимательской деятельностью, в связи с чем неподсудно суду общей юрисдикции.
Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика иск не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 6 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" предусмотрено, что под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. Пунктом 3.1. ст. 5 указанного федерального закона установлено, что юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления определенных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 17-ФЗ от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических нормам.
Обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 17-ФЗ возложена на владельцев инфраструктур и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством России о железнодорожном транспорте компетенции.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее ФЗ № 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
К объектам транспортной инфраструктуры относится технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (п. 5 ст. 1 ФЗ "О транспортной безопасности").
В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
В ч. 2 указанной статьи установлено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности и другие.
Статьей 8 Федерального закона N 16-ФЗ предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Согласно пп. 7 ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О транспортной безопасности" одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно п. 7.2 ст.1 Федерального закона "О транспортной безопасности" силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности" утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств (далее - перевозчик).
Согласно пунктам 1 и 4 Требований настоящий документ устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее - объекты транспортной инфраструктуры) и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - транспортные средства).
Настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств (далее - перевозчик).
В силу п.5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:
проверять силы обеспечения транспортной безопасности из числа персонала с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности". В случае выявления вышеуказанных оснований отстранить таких лиц от выполнения работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности (п.11);
не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), лиц, в отношении которых выявлены обстоятельства, указывающие на несоответствие положениям, предусмотренным частью 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности" (п.12);
допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также привлекать к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортного средства) только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности" (п.13).
В соответствии с ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности» силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исходя из анализа данных норм права, обязанность по принятию мер к организации исполнения требований законодательства о транспортной безопасности возложена на ОАО "РЖД".
Как усматривается из материалов дела, Воркутинской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности и противодействии терроризму на объектах транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД».
Проведённой проверкой исполнения законодательства о транспортной безопасности установлено, что приказом начальника Дистанции инженерных сооружений СП Северной дирекции инфраструктуры СП Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» Шпака А.В. от 1.10.2012 № 1 на должность мастера мостового Воркутинского производственного участка (2 группы) (Инта) назначен Анушков О.И. Приказом начальника Дистанции инженерных сооружений СП Северной дирекции инфраструктуры СП Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» от 13.09.2016 № 313 мостовой мастер Анушков О.И. назначен ответственным за обеспечение транспортной безопасности на следующих объектах:
металлический мост (длина 188,38 м) через реку Большая Сыня на 1871 км участка 1868 км – Сыня перегона Вылью-Сыня; металлический мост (длина 230,53 м) через реку Косью на 1924 км перегона Охотпост-Косью; металлический мост (длина 77,35 м) через реку Седь-Иоль на 1950 км перегона Кожым-Калякурья; металлический мост (длина 112,37 м) через реку Черная на 1973 км перегона Угольная (обп)-Черный; металлический мост (длина 125,43 м) через реку Большая Инта на 2004 км перегона Нюр (рзд) –Инта1; металлический мост (длина 91,1 м) через реку Кочмес на 2051 км на участке 2052 км – Ошпер перегона Бугры-Полярные –Ошпер.
Согласно заключениям Росжелдора от 10.11.2016, результаты оценки уязвимости указанных объектов утверждены, включены в реестр категорированных объектов и им присвоены вторые категории, о чем субъекту транспортной инфраструктуры направлены уведомления.
В ходе проверки выявлено, что в нарушение требований ч.1 ст.12.1 ФЗ «О транспортной безопасности» и пп.13 п.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности ответственное лицо за обеспечение транспортной безопасности данных объектов мостовой мастер Анушков О.И., являющийся сотрудником сил обеспечения транспортной безопасности, не аттестован в соответствии с законодательством РФ.
Факт выявленного нарушения нашёл свое подтверждение в суде, и не опровергнут ответчиком.
Доводы представителя ответчика об отсутствии нормативных актов, позволяющих провести аттестацию, а также сроков её проведения, подлежат отклонению, поскольку проведение аттестации предусмотрено вышеприведёнными нормативными актами, согласно которым работники, не прошедшие аттестации, не допускаются к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
Ссылка ответчика на отсутствие конкретных сроков проведения аттестации учебными заведениями не может быть основанием для освобождения ответчика от соблюдения требований закона о транспортной безопасности.
При этом ответчиком не представлено доказательств наличия сложностей и причин длительности решения проблем по организации проведения обучения и аттестации сил ОТБ, продолжительной организации процедуры заключения договоров на проведение аттестации. Между тем отсутствие специальной профессиональной подготовки и аттестации не позволяет лицу, ответственному за обеспечение транспортной безопасности, реализовать свои полномочия по недопущению возникновения угроз совершения террористических актов и снижает эффективность мер по минимизации последствий актов незаконного вмешательства в безопасное функционирование железнодорожного транспорта.
Утверждение ответчика о неподведомственности спора суду общей юрисдикции ошибочно, поскольку в неопределенный круг лиц, в интересах которого прокурор обратился в суд, входят граждане, не являющиеся субъектами экономической деятельности, а также ввиду того, что заявленные прокурором требования направлены на устранение выявленных нарушений действующего законодательства о транспортной безопасности и о противодействии терроризму, в связи с чем настоящий спор подведомственен суду общей юрисдикции.
Неисполнение требований законодательства о транспортной безопасности создаёт условия для возникновения угроз совершения террористических актов, что представляет опасность для жизни и здоровья неопределённого круга лиц.
На основании изложенного исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что заявленный прокурор срок для исполнения решения суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон. Доказательства для иного вывода в материалы дела не представлены. В ходе судебного разбирательства не установлено обстоятельств, делающих невозможным соблюдение законодательства о транспортной безопасности, исключающих возможность устранения выявленных нарушений.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход бюджета в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
иск Воркутинского транспортного прокурора города Воркуты в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения транспортной безопасности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» в части ненадлежащего исполнения требований транспортной безопасности.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» устранить нарушения транспортной безопасности, а именно, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 № 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности», прохождение аттестации лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на следующих объектах транспортной инфраструктуры: металлический мост (длина 188,38 м) через реку Большая Сыня на 1871 км участка 1868 км – Сыня перегона Вылью-Сыня; металлический мост (длина 230,53 м) через реку Косью на 1924 км перегона Охотпост-Косью; металлический мост (длина 77,35 м) через реку Седь-Иоль на 1950 км перегона Кожым-Калякурья; металлический мост (длина 112,37 м) через реку Черная на 1973 км перегона Угольная (обп)-Черный; металлический мост (длина 125,43 м) через реку Большая Инта на 2004 км перегона Нюр (рзд) –Инта1; металлический мост (длина 91,1 м) через реку Кочмес на 2051 км на участке 2052 км – Ошпер перегона Бугры-Полярные –Ошпер.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в размере 300 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия.
Председательствующий