Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7768/2016 ~ М-7923/2016 от 27.09.2016

<***>

Гражданское дело № 2-7768/2016

Мотивированное решение изготовлено 27 декабря 2016 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2016 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Шимковой Е.А., при секретаре Крючковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баженова И.Ю. к ООО «Связь-Инвест» о возложении обязанности провести перерасчет по коммунальной услуге «отопление» по индивидуальному прибору учета, обязать производить начисления по указанной услуге исходя из показаний данного прибора учета в квартире истца,

установил:

Баженова И.Ю. обратилась в суд с указанным иском.

В обосновании требований указано, что истец является собственником ***, управляющей компанией является ООО «Связь-Инвест». Ответчик обязал собственников жилых помещений установить в квартирах индивидуальные приборы учета тепловой энергии, что было сделано истцом. Однако, начисление платы за указанную услугу происходит не по показаниям данного счетчика, а с учетом площади всех квартир. Истец письменно обращалась к ответчику за перерасчетом, но ей было отказано.

На основании изложенного, с учетом уточнений иска, истец просит:

обязать ответчика произвести перерасчет тепла за отопительный сезон <***> по показаниям индивидуального прибора учета, установленного в квартире истца,

обязать ответчика в новом отопительном сезоне <***> производить начисления тепла исходя из показаний индивидуального прибора учета, установленного в квартире истца (л.д.3,123).

Истец в судебном заседании на доводах и требованиях иска настаивала по предмету и основанию, просит иск удовлетворить с учетом уточнений к нему. Дополнительно суду пояснила, что, поскольку, в квитанциях, выставляемых ответчиком на оплату коммунальных услуг, отсутствует информация о показаниях общедомового (коллективно) прибора учета тепловой энергии, в связи с чем она не может проверить правильность ее начисления, именно поэтому просит обязать ответчика производить начисление ей за указанную услугу по показаниям прибора учета в ее квартире.

Представитель ответчика по доверенности Новиков В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, поддержал доводы письменного отзыва, который ранее был приобщен в дело (л.д.27-31).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченного судом к участию в деле (л.д.154-155) – Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области – в суд не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, об отложении дела не ходатайствовал.

Принимая во внимание, что стороны и лица, участвующие в деле, извещались о времени судебного заседания своевременно установленными ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации способами, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте суда, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения сторон, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, изучив собранные по делу доказательства, в их совокупности и каждое в отдельности, о дополнении которых ходатайств заявлено не было, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и с ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что истец является собственником ***, управляющей компанией является ООО «Связь-Инвест» (л.д.32-68).

Из материалов дела следует, что *** оборудован общедомовыми приборами учета на все виды коммунальных услуг.

Квартира истца оборудована индивидуальным прибором учета тепловой энергии.

Обязанность собственников помещений в многоквартирных домах обеспечить оснащение таких домов индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012 г. закреплена в части 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой, до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (абзац 1 п. 81 Правил № 354).

Помимо этого, на управляющую компанию (лицо, ответственное за содержание общего имущества в многоквартирном доме и осуществляющее снабжение многоквартирного дома энергетическими ресурсами на основании публичного договора) положениями части 5 статьи 12 ФЗ № 261 возложена обязанность по внесению предложений собственникам проведения мероприятий, способствующих энергосбережению. При этом предполагается, что указанные мероприятия не обязательны для лиц, которым направлено подобное предложение.

Следовательно, оснащение квартиры Баженова И.Ю. приборами учета тепловой энергии и ввод их в эксплуатацию за счет собственника не только не противоречит законодательству, но и прямо направлено на исполнение требований, установленных законом.

Часть 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 г. N 354, принятым в соответствии со ст. 157 ЖК РФ, утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

На основании ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. с 01.09.2012 г. были введены в действие Правила № 354, однако пункт 6 настоящих Правил, признавая ранее действовавшие Правила № 307 утратившими силу, прямо предписывал использовать при расчете платы за отопление положения пунктов 15-28 и пунктов 1-4 Приложения № 2 Правил № 307 на срок до 31. 12. 2014 г (в ред. ПП РФ от 27. 08. 2012 г. № 857).

При этом пункт 1 ПП РФ № 857 предоставлял органам государственной власти субъектов Российской Федерации право в срок до 15.09.2012 г. принять решение о применении порядка расчета размера платы за отопление, избрав один из вариантов:

путем внесения потребителем платы за отопление равномерными платежами за все расчетные периоды календарного года;

путем внесения платы за коммунальную услугу, размер которой рассчитан в соответствии с Правилами № 307.

В целях реализации предоставленных ПП РФ № 857 полномочий Правительством Свердловской области было издано Постановление от 12.09.2012 г. № 990-ПП, предписывающее всем управляющим организациям применять при расчете размера платы Правила № 307 в отопительные сезоны 2012-2014 г.г.

В дальнейшем время действия сроки применения положений Правил № 307 на территории Свердловской области были продлены до 01.07.2016 г. Постановлением Правительства Свердловской области от 03.12.2014 г. № 1107-ПП.

Расчет размера платы за отопление согласно Правилам № 307 предполагает использование подпункта «б» пункта 23 и подпункта 2 пункта 3 Приложения № 2 к настоящим Правилам и формулы № 7.

В соответствии с абз. 3 п. 42(1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещениях определяется в соответствии с формулой 3(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии.

Как видно из нормы, для начисления платы за тепло, исходя из показаний прибора учета, необходимо, чтобы дом был оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а все жилые и нежилые помещения - индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета.

Абзац 2 п. 42(1) Правил определяет размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае, если в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.

Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.

Такой порядок расчета не предполагает оплату тех услуг, которые потребителю не предоставлены, позволяет определить размер платы за коммунальные услуги каждого собственника помещения в многоквартирном доме, как это и предусмотрено ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, исходя из объема тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии пропорционально площади жилого (нежилого) помещения, что также согласуется с ч. 1 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об электроснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В силу ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 40 Правил услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, потребитель вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

Расчет по формуле 3 приложения N 2 к Правилам предусматривает совокупную оплату услуги по теплоснабжению за расчетный период без разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды, в связи с чем в целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, и соблюдения баланса интересов потребителей определение размера платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.

Устанавливая данный расчет по оплате услуги по теплоснабжению также были учтены и критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии, которые устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 г. N 627), согласно пункту 3 которых техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

При этом, оборудована ли отдельная квартира в многоквартирном доме индивидуальным прибором учета тепловой энергии, значения не имеет: начисление платы производится исходя из среднемесячного объема потребления за предыдущий год, определенного по показаниям коллективного прибора учета, площади квартиры и действующего тарифа (цены) на коммунальный ресурс. Кроме этого, использование Правил № 307 предполагает ежегодную корректировку размера платы исходя из фактического объема коммунального ресурса, потребленного в текущем году и определенного по показаниям коллективного прибора учета.

Вместе с тем, в период с *** по *** расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Связь-Инвест» (также и МКД *** по ***), осуществлялся согласно фактическим объемам потребления коммунального ресурса, зафиксированными коллективными приборами учета. Данный способ расчета был основан на положениях Правил № 354, изданных в редакции от 17.12.2014 г.

В соответствии с результатами проверки, проведенной Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, изложенными в предписании от <***> г. ***, начисление платы в соответствии с Правилами № 354 за указанный период было признано неправомерным и нарушающим права потребителей, так как такой порядок расчета являлся недействующим в виду прямого указания на применение порядка расчета, установленного Правилами № 307.

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 г. № 603 введены изменения в Правила № 354, устанавливающие порядок начисления платы за отопление в зависимости от следующих обстоятельств: 1) начисление платы в течение отопительного периода; 2) начисление платы равномерно в течение календарного года; 3) в многоквартирном доме все жилые и нежилые помещения оборудовании индивидуальными приборами учета тепловой энергии; 4) в многоквартирном доме не все жилые и нежилые помещения оборудовании индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Многоквартирный ***, который находится в управлении ООО «Связь­инвест», и где проживает истец, оснащен общим (коллективным) прибором учета тепловой энергии, однако в указанном доме не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепла; при этом плата за отопление производится в течение отопительного сезона.

Следовательно, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в данном случае необходимо руководствоваться формулой 3 Приложения № 2 Правил № 354, устанавливающей порядок расчета для многоквартирных домов, подпадающих под определение «многоквартирный дом, оборудованный коллективным прибором учета, и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии».

Также следует отметить, что показания индивидуального прибора учета тепловой энергии в указанном случае не принимается во внимание, так как не соблюдено условие 100% оснащения помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета.

При таких обстоятельствах, и учитывая невозможность учета показаний установленных в квартире истца приборов учета тепловой энергии при определении объема потребления соответствующей коммунальной услуги, удовлетворение заявленного истцом требования об обязании ответчика по производству расчета платы за коммунальную услугу отопления согласно показаниям индивидуальных приборов учета и взимании платы в дальнейшем на основании их показаний основаны на ошибочном толковании истцом норм законодательства.

Доводы истца о том, что в квитанциях, выставляемых ответчиком, не указаны данные о показателях общедомового прибора учета по отоплению, что лишает ее возможности проверить начисление за указанную услугу, судом во внимание не принимаются, поскольку в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело только по заявленным требованиям, а таких требований, как возложение на ответчика обязанности по указанию данных о показаниях общедомового прибора учета, истцом не заявлялось. Кроме того, указанные обстоятельства на обязанность ответчика производить расчет за услугу по данным индивидуального прибора учета, установленного в квартире истца, не влияют.

Следовательно, в удовлетворении иска суд отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ «░░░░░-░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ /<***>/ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-7768/2016 ~ М-7923/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Баженова Ирина Юрьевна
Ответчики
ООО Связь-Инвест
Другие
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Шимкова Екатерина Алексеевна
Дело на сайте суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
27.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.09.2016Передача материалов судье
03.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2016Судебное заседание
23.11.2016Судебное заседание
22.12.2016Судебное заседание
27.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2017Дело оформлено
03.05.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее