Дело №2-4584/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2013года
Октябрьский районный суд г. Тамбова,
В составе председательствующего судьи Шутилина В.Ю.,
при секретаре Шагаевой О.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к <данные изъяты>» о возложении обязанности по включению в перечень участников <данные изъяты>», назначении негосударственного пенсионного обеспечения, компенсации морального вреда
Установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к <данные изъяты>» /далее ОАО/о возложении обязанности по включению в перечень участников Негосударственного пенсионного фонда «<данные изъяты>», назначении негосударственного пенсионного обеспечения, компенсации морального вреда связанным с его незаконным увольнением в размере 1000000 рублей.
Определением суда было произведена замена ответчика ОАО по газификации и эксплуатации Газового хозяйства <адрес> «<данные изъяты>» в связи со сменой наименования организации на ОАО «<данные изъяты>».
В ходе рассмотрения данного дела истец ФИО1 изменил заявленные исковые требования, отказавшись от требований в части взыскания компенсации морального вреда, причиненного ему по причине незаконного увольнения из ОАО по газификации и эксплуатации Газового хозяйства <адрес> «Тамбовоблгаз», так как, по мнению истца, процесс его увольнения был произведен без нарушения действующего законодательства, просит суд взыскать компенсацию морального вреда в размере 1000000 рублей с ответчика, так как ему были причинены нравственные страдания связанные с не включением его в списки участников Негосударственного пенсионного фонда «Гзафонд», а также в отказе в назначении негосударственного пенсионного обеспечения.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные исковые требования, показал суду, что он с 2005г. работал в ОАО по газификации и эксплуатации Газового хозяйства <адрес> «<данные изъяты> в должности сторожа защиты собственности ОАО, с 09.06.2011г. работал в должности специалиста 1 категории в отделе ГО и ЧС, 08.06.2012г. был уволен с предприятия по истечению срока трудового договора.
Истец считает, что по причине того, что он родился в 1951 году и проработал в ОАО более 9 лет, он имеет право на включение в перечень участников Негосударственного пенсионного фонда «Газфонд», назначении ему негосударственного пенсионного обеспечения, однако в данном праве ему ответчиком было отказано.
ФИО1 считает, что он воспользовался своим правом на включение его в перечень участников Негосударственного пенсионного фонда «<данные изъяты>», так как им 11.08.2011г. на имя генерального директора ОАО было написано заявление, в котором он просил включить его в списки Негосударственного пенсионного фонда «<данные изъяты>», 01.02.2011г. было направлено заявление на имя главного бухгалтера ОАО, в котором ФИО1 предлагалось перевести его пенсионные накопления в НПФ, также им 02.12.2011г. было направлено заявление в адрес Негосударственного пенсионного фонда «<данные изъяты>», в котором им ставился вопрос о назначении ему негосударственного пенсионного обеспечения, в чем ему было отказано по причине того, что он не является участником НПФ <данные изъяты>».
Истец считает, что полномочии по включению в списки НПФ возложены на ОАО, в связи с чем, ответчик незаконно отказал ему в не включении его в списки НПФ и в отказе в выплате такой пенсии, также показал суду, что им не заключался договор с НПФ «<данные изъяты>», так как факт его работы в ОАО и его возраст и так дают ему право на получение негосударственной пенсии, однако сотрудники ОАО скрывали от рядовых сотрудников ОАО факт существования НПФ, в связи с чем он не смог воспользоваться правом на негосударственное пенсионное обеспечение.
В судебном заседании представители ответчика ОАО по газификации и эксплуатации Газового хозяйства Тамбовской области «<данные изъяты>» - по доверенности ФИО4 и ФИО5, заявленные исковые требования не признали, показали суду, что ОАО не наделено полномочиями по заключению договоров с работниками ОАО по включению их в перечень участников НПФ «<данные изъяты>», работники ОАО самостоятельно заключали соответствующие договора НПФ «<данные изъяты>», после чего бухгалтерией ОАО переводились их пенсионные накопления в НПФ.
Руководство ОАО не препятствовало ФИО1 по заключению соответствующего договора с НПФ «<данные изъяты>», положения о данном фонде доводились до сведений сотрудников ОАО, представители ответчика считают, что по причине отсутствия заключенного между ФИО1 и НПФ «<данные изъяты>» на негосударственное пенсионное обеспечение, бухгалтерия ОАО не имела право перечислять соответствующие пенсионные накопления истца в НПФ, так как ФИО1 в дальнейшим был лишен права на государственное пее6сионное обеспечение.
В судебное заседание представитель третьего лица НПФ «<данные изъяты>» - по доверенности ФИО6 не явилась, в поданном отзыве на заявленные исковые требования просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований ФИО1, просит суд рассмотреть дело в свое отсутствие.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО7 показал суду, что он работал в должности главного инженера Кирсановского филиала ОАО «Тамбовоблгаз» более 10 лет, узнал о существовании НПФ только в ноябре 2011г.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО8 показал суду, что он в настоящее время работает по срочному трудовому договору мастером в ОАО «<данные изъяты>» с октября 2011г., до этого был уволен с постоянной должности ОАО «Тамбовоблгаз» в октябре 2011г., общий стаж работы более 18 лет, он не знал о существовании НПФ, однако в ДД.ММ.ГГГГг. /до выхода на пенсию/ был на общем собрании сотрудников ОАО «<данные изъяты>», где представитель НПФ доводил до них общие положения необходимые для вступления в НПФ, данным правом на вступление в НПФ он не воспользовался, так как не понял его назначение.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО9 – бывший сотрудник ОАО «<данные изъяты>» с 2005г. по 2012г., дал аналогичные показания свидетеля ФИО7
Суд, выслушав стороны, допросив в судебном заседании свидетелей, исследовав материалы дела, считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.1,2 ст. 2, ст. 3 ФЗ « 75-ФЗ от 07.05.1998г. « О негосударственных пенсионных фондах» Негосударственный пенсионный фонд (далее - фонд) - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения.
Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.
Договор негосударственного пенсионного обеспечения (далее - пенсионный договор) - соглашение между фондом и вкладчиком фонда (далее - вкладчик), в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда (далее - участник) негосударственную пенсию.
Вкладчик- физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающее пенсионные взносы в фонд.
Участник- физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу.
Негосударственная пенсия - денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора.
Пенсионная схема - совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий.
На основании ч.2 ст. 8 вышеуказанного ФЗ, фонд заключает пенсионные договоры, договоры об обязательном пенсионном страховании и договоры о создании профессиональных пенсионных систем, производит выплату негосударственной пенсии.
Согласно ч.1 ст. 12 ФЗ « 75-ФЗ от 07.05.1998г. « О негосударственных пенсионных фондах», пенсионный договор должен содержать:
наименование сторон;
сведения о предмете договора;
положения о правах и об обязанностях сторон;
положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов;
вид пенсионной схемы;
пенсионные основания;
положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;
положения об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств;
сроки действия и прекращения договора;
положения о порядке и об условиях изменения и расторжения договора;
положения о порядке урегулирования споров;
реквизиты сторон.
В силу ч.2,3 ст. 13 данного ФЗ, вкладчики фонда имеют право требовать от фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме, требовать от фонда исполнения обязательств фонда по выплате негосударственных пенсий в соответствии с условиями пенсионного договора.
На основании ч.2 ст. 11 ФЗ от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (с изменениями и дополнениями) лица, в пользу которых ранее не уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и которые впервые вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также лица, ранее не реализовавшие свое право на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо на перевод средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд, вправе при подаче заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии подать заявление о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо заявление о переводе средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд при условии заключения с негосударственным пенсионным фондом договора об обязательном пенсионном страховании.
Заявление может быть подано в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который подается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
П. 3.2, 3.3,3.4 Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО «<данные изъяты>» утвержденных протоколом № от 27.12.2010г. заседания Совета директоров ОАО «<данные изъяты>», установлено, что включение работников в состав Фонда осуществляется в соответствии с пенсионным договором, в списки НПФ за счет средств Общества включаются работники, заключившие с фондом договор негосударственного пенсионного обеспечения в свою пользу за счет личных средств и подавшие в бухгалтерию Общества заявление о переводе пенсионных взносов в Фонд путем удержания из заработной платы, в соответствии с заключенным пенсионным договором вкладчик осуществляет перечисление в Фонд пенсионных взносов на НПО работников, включенных в списки для НПО, а Фонд при наступлении пенсионных оснований осуществляет выплаты негосударственной пенсии.
В соответствии с ч.1 ст. 420, 421 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Судом установлено, что ФИО1 30.12.2005г. был принят на работу в ОАО в качестве сторожа охраны, что подтверждается Трудовым договором № от 30.12.2005г. и последующими дополнительными соглашениями к нему.
09.06.2011г. с ФИО10 ОАО был заключен трудовой договор № 43, согласно которого он был принят на временную должность сроком до 08.06.2012г. в качестве специалиста 1-й категории отдела ГО и ЧС, 07.06.2011г. ФИО1 подано заявлении об увольнении с данной должности по собственному желанию, в связи с чем он был уволен с занимаемой должности согласно Приказа № 100-лс от 08.06.2011г.
П. 3.8.1 вышеназванных положение, предусмотрено, что право на НПО не распространяется на работников Общества работающих временно.
Действительно 11.08.2011г. ФИО1 на имя генерального директора ОАО было написано заявление, в котором он просил включить его в списки Негосударственного пенсионного фонда «<данные изъяты> 01.02.2011г. было направлено заявление на имя главного бухгалтера ОАО, в котором истец предлагал должностному лицу ОАО перевести его пенсионные накопления в НПФ, также им 02.12.2011г. было направлено заявление в адрес Негосударственного пенсионного фонда «<данные изъяты>», в котором также ставился вопрос о назначении ему негосударственного пенсионного обеспечения, в чем ему было отказано по причине того, что он не является участником НПФ «<данные изъяты>», также 11.03.2012г. ФИО1 со стороны НПФ «<данные изъяты>» было отказано о назначении негосударственной пенсии по причине не заключения им с НПФ соответствующего договора и отсутствия уплаты с его стоны пенсионного взноса.
На основании вышеперечисленных норм, основным условием основным условием назначения негосударственной пенсии является заключение вкладчиком и НПФ соответствующего договора, что со стороны ФИО1 не было сделано, что сторонами по делу не оспаривалось, также судом не установлен факт, свидетельствующий о действиях со стороны ОАО «<данные изъяты>» препятствующих ФИО1 в заключении договора на НПО, и или сокрытия факта существования НПФ «<данные изъяты>».
Написания им вышеперечисленных заявлений в адрес НПФ «<данные изъяты>» не могут подменять собой соответствующий договор, который содержит исчерпывающий перечень условий.
Список членов НПФ формирующийся ОАО «<данные изъяты>» по своей сути является реестром участников данного фонда, необходимым для осуществления бухгалтерской деятельности по перечислению денежных средств на счет НПФ и не может по своей правовой форме подменять договор на негосударственное пенсионное обеспечение.
Доводы истца о том, что уполномоченные на то сотрудники ОАО «<данные изъяты>» скрывали от него и иных рядовых сотрудников ОАО сам факт существования НПФ и установленных Правил для включение в число участников НПФ, суд считает необоснованными, так как представителями ответчика предоставлены суду исчерпывающие доказательства, подтверждающие факт доведения до сотрудников ОАО возможности заключения с НПФ соответствующих договоров, что и было сделано частью некоторыми сотрудниками, кроме того, положение о НП Фондах размещены в сети интернет - единый портал государственных и муниципальных услуг.
На основании изложенного суд считает заявленные исковые требования ФИО1 не основанными на законе, а связи с тем, что в действиях ответчика не усматривается нарушения прав и свобод истца, требования о возмещении морального вреда в размере 1000000 рублей, суд считает необоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение судом изготовлено 11.10.2013г.
Судья В.Ю. Шутилин