Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-8170/2020 ~ М-8909/2020 от 16.12.2020

УИД 10RS0011-01-2020-016640-44

(№ 2а-8170/2020)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 декабря 2020 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,

при секретаре Наухатько Е.С.,

с участием представителя административного истца Федотова Д.А.,

действующего на основании доверенности,

административного ответчика Анасс О.М.А.,

переводчика Садиех А.,

представителя административного ответчика Петровского Ю.А.,

действующего на основании ордера,

помощника прокурора г. Петрозаводска Елисеева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства внутренних дел по Республике Карелия о продлении срока пребывания Анасс О.М.А., подлежащего депортации, в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан,

установил:

Министерство внутренних дел по Республике Карелия (далее - МВД по Республике Карелия) обратилось в суд с административным исковым заявлением о продлении срока пребывания Анасс О.М.А. в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан - Центре временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Карелия по ранее принятому решению о депортации до его исполнения, не более чем на 3 месяца, то есть до 17 марта 2021 г. включительно, поскольку несмотря на наличие действующего документа для проезда исполнить решение о депортации не представилось возможным по следующим основаниям. Прямых авиасообщений между Российской Федерацией и Республикой <данные изъяты> не осуществляется. Имеющиеся авиарейсы осуществляются транзитом через <данные изъяты>. Анасс О.М.А. в ходе неоднократных бесед выражает категорическое несогласие в возвращении на родину, поясняет, что в случае его депортации откажется от регистрации на рейс и посадки в самолет. Принудительная посадка в самолет иностранных граждан, подлежащих депортации, законодательством Российской Федерации не предусмотрена. 8 октября 2020 г. исполнение решения о депортации сорвано в связи с тем, что ФИО1 высказывал категорическое несогласие в регистрации на рейс Санкт-Петербург-<данные изъяты> (с пересадкой в г. <данные изъяты>), что послужило отказом авиакомпании «<данные изъяты>» в посадке на самолет. Для исполнения решения о депортации МВД по Республике Карелия направленно письмо от 16 ноября 2020 г. в Посольство Республики <данные изъяты> в Российской Федерации об оказании помощи в исполнении решения о депортации. В ходе телефонного разговора от 1 декабря 2020 г. консул Республики <данные изъяты> объяснил Анасс О.М.А., что административный ответчик не имеет законных оснований для пребывания в Российской Федерации и обязан покинуть территорию Российской Федерации. При этом, Анасс О.М.А. отказывается возвращаться в Республику <данные изъяты>. 6 октября 2020 г. Анасс О.М.А. отказано в предоставлении временного убежища. Законного источника средств к существованию на территории Российской Федерации он не имеет, право осуществлять трудовую деятельность не имеет, основания для дальнейшего пребывания отсутствуют. Есть основания полагать, что Анасс О.М.А. не отказался от умысла незаконного пересечения границы Российской Федерации со страной Евросоюза в поисках лучших бытовых условий.

В судебном заседании представитель административного истца МВД по Республике Карелия Федотов Д.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Административный ответчик Анасс О.М.А. и его представитель Петровский Ю.А., действующий на основании ордера, в судебном заседании просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, исследовав материалы настоящего дела, материалы административного дела , приходит к следующим выводам.

Согласно положениям части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении.

В соответствии с положениями статьи 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.

Судом установлено и из материалов дела следует, что приговором Печенегского районного суда Мурманской области от 7 августа 2020 г. административный ответчик Анасс О.М.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженец <данные изъяты>, гражданин Республики <данные изъяты>, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30, частью 3 статьи 322 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 8 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

18 сентября 2020 г. Анасс О.М.А. освобожден из ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия.

В соответствии с заключением МВД по Республике Карелия о проверке принадлежности к гражданству Российской Федерации от 31 августа 2020 г. Анасс О.М.А. гражданином Российской Федерации не является.

Личность Анасс О.М.А. установлена заключением об установлении личности <данные изъяты>, в деле имеется иностранный паспорт <данные изъяты>.

Сведений о его гражданской принадлежности к Российской Федерации не имеется. С заявлением о получении вида на жительство, о приобретении гражданства Российской Федерации, Анасс О.М.А. обращался.

16 сентября 2020 г. МВД по Республике Карелия принято решение неразрешении въезда Анасс О.М.А. в Российскую Федерацию сроком на 8 лет, до 18 сентября 2028 г., а также решение о депортации за пределы Российской Федерации Анасс О.М.А. в государство гражданской принадлежности – Республику <данные изъяты>.

В соответствии с распоряжением ФСИН России министерства юстиции Российской Федерации от 17 сентября 2020г. № 1894-рн пребывание (проживание) в Российской Федерации Анасс О.М.А. признано нежелательным сроком на 8 лет после отбытия наказания до момента погашения судимости в соответствии с частью 3 статьи 86 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 октября 2020 г. по административному делу оставлены без удовлетворения исковые требования Анасс О.М.А. о признании незаконными и отмене распоряжения ФСИН России министерства юстиции Российской Федерации от 17 сентября 2020г. № 1894-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и решения МВД по Республике Карелия от 16 сентября 2020 г. о депортации за пределы Российской Федерации. Данное решение в законную силу не вступило ввиду обжалования.

На основании решения Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 сентября 2020 г. по административному делу , оставленного без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 2 октября 2020 г., Анасс О.М.А. был помещен в Центр временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Карелия на срок до исполнения решения о депортации, но не более чем на 3 месяца, то есть до 17 декабря 2020 г. включительно.

Согласно опросному листу от 16 сентября 2020 г. Анасс О.М.А. имеет мать и отца, проживающих в Республике <данные изъяты>, родственников, проживающих на территории Российской Федерации, не имеет.

Для исполнения решения о депортации МВД по Республике Карелия направленно в Посольство Республики <данные изъяты> в Российской Федерации письмо <данные изъяты> об оказании помощи в исполнении решения о депортации.

В соответствии с представленной в материалы дела телефонограммой от 25 ноября 2020 г. от сотрудника Посольства Республики <данные изъяты> была получена информация, о том, что направленное в их адрес письмо рассмотрено Посольством, сотрудники Посольства свяжутся с родственниками Анасс О.М.А., проживающими в Республике <данные изъяты>, а также с Анасс О.М.А., содержащимся в Центре временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Карелия.

В дежурную часть ЦВСИГ МВД по Республике Карелия 1 декабря 2020 г. поступил звонок из Посольства Республики <данные изъяты> в г. Москва, в ходе которого состоялся телефонный разговор Посла с Анасс О.М.А., разговор велся на арабском языке, содержание его сотрудникам не известно (телефонограмма от 1 декабря 2020 г.). Позднее по телефонному запросу УВМ сотрудник Посольства, присутствовавший при разговоре, пояснил (телефонограмма от 10 декабря 2020 г.), что консул Республики <данные изъяты> объяснил Анасс О.М.А., что он (Анасс О.М.А.) не имеет законных оснований для пребывания в Российской Федерации и обязан покинуть территорию Российской Федерации.

В процессе осуществления процедуры депортации сотрудниками УВМ МВД по Республике Карелия Анассу О.М.А. разъяснялись требования о необходимости принудительной высылки в Республику <данные изъяты> и об отсутствии законных оснований нахождения на территории Российской Федерации. Из объяснений от 12 ноября 2020 г. и 3 декабря 2020 г. следует, что Анасс О.М.А. отказывается возвращаться в Республику <данные изъяты> по политическим и религиозным соображениям.

На рассмотрении в Петрозаводском городском суде Республики Карелия находится административное исковое заявление Анасс О.М.А. об оспаривании решения УВМ МВД по Республике Карелия от 6 октября 2020 г. об отказе в предоставлении временного убежища, дело , судебное заседание назначено на 22 декабря 2020 г.

Несмотря на наличие действующего документа для проезда, осуществление депортации в период содержания Анасс О.М.А. в Центре временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Карелия не представилось возможным также, поскольку прямых авиасообщений между Российской Федерацией и Республикой <данные изъяты> не осуществляется, имеющиеся авиарейсы осуществляются транзитом через <данные изъяты>. Кроме того, Анасс О.М.А. в ходе неоднократных бесед выражает категорическое несогласие в возвращении на родину, поясняет, что в случае его депортации откажется от регистрации на рейс и посадки в самолет. Принудительная посадка в самолет иностранных граждан, подлежащих депортации, законодательством Российской Федерации не предусмотрена. В аналогичной ситуации 8 октября 2020 г. исполнение решения о депортации было сорвано, в связи с тем, что ФИО1 высказывал категорическое несогласие в регистрации на рейс Санкт-Петербург-<данные изъяты>, что послужило отказом авиакомпании «<данные изъяты>» в посадке на самолет.

Под депортацией в силу статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации;

В соответствии со статьей 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» депортация иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции; порядок депортации иностранных граждан определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 4). Депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников, - за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 настоящего Федерального закона (пункт 5). Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган направляет информацию о депортации иностранного гражданина в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел (пункт 7). Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, уведомляет о депортации иностранного гражданина дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин (пункт 8). Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации (пункт 9). Доставку иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, а в случае необходимости в суд, при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, в дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, а также доставку иностранного гражданина, подлежащего депортации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (пункт 9.2). Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его заместителя (пункт 9.3). За исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 настоящей статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда (пункт 9.4).

Согласно пункту 1 статьи 35.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии. В целях исполнения указанных в абзаце первом настоящего пункта решений суда и должностных лиц федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его соответствующего территориального органа иностранные граждане доставляются в специальные учреждения.

В судебном заседании обстоятельств, препятствующих как выезду Анасс О.М.А. за пределы Российской Федерации, так и его возвращению в государство гражданской принадлежности, не установлено, соответствующих доказательств не представил. Временное убежище на территории Российской Федерации на момент рассмотрения дела не предоставлено.

Основания для помещения административного ответчика в специальное учреждение сохраняются, а также реальная возможность исполнения решения о депортации не утрачена, несмотря на принятые меры со стороны УВМ МВД по Республике Карелия, исполнение решения о депортации в срок до 17 декабря 2020 г. не представляется возможным в силу объективных причин.

С учетом изложенного, установленных по делу обстоятельств, того факта, что распоряжение ФСИН России от 17 сентября 2020 г. № 1894-рн и решение МВД по Республике Карелия от 16 сентября 2020 г. о депортации до настоящего времени не признаны незаконными, обстоятельств, препятствующих возвращению административного ответчика в государство его национальной принадлежности, не имеется, учитывая, что фактическая возможность для передачи мигранта государству его национальной принадлежности в настоящее время отсутствует, в целях недопущения чрезмерного пребывания в условиях специального учреждения вследствие неоправданных задержек осуществления процедуры депортации, принимая во внимание обстоятельства совершенного административным ответчиком преступления, реальной угрозы общественного порядка, правам и законным интересам иных лиц, а также в целях обеспечения исполнения решения о депортации, истечение в 24:00 час. 17 декабря 2020 г. срока по ранее принятому решению о помещении мигранта в специальное учреждение, исключительности настоящего случая (в том числе, применительно к правовой позиции, сформулированной в справке по результатам изучения практики рассмотрения судами дел о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016), суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о продлении срока его пребывания в специальном учреждении до исполнения решения о депортации, но не более чем на 3 месяца, то есть до 17 марта 2021 г. включительно.

С учетом обстоятельств дела, необходимости реального исполнения решения суда, срока, на который размещается административный ответчик в специальное учреждение, суд, применительно к положениям части второй статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению, поскольку вследствие особых обстоятельств замедление исполнения решения может нанести значительный ущерб публичным интересам и невозможности его исполнения.

Таким образом, административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь положениями статей 175-180, 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░.░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░░, ░░. 8 ░░░░░, ░.40) ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░ 3 (░░░) ░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ 17 ░░░░░ 2021 ░. ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░, ░.33):

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░, ░. 27) ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░,

░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░: 190900, ░. ░░░░░-░░░░░░░░░, ░░░ № 1413, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░░░░░-░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░, ░. 26) ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░░ 2020 ░.

░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2020 ░.

2а-8170/2020 ~ М-8909/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МВД по Республике Карелия
прокурор города Петрозаводска
Ответчики
Анасс Омер Мохамед Ахмед
Другие
Адвокат Петровский Юрий Александрович
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Кузнецова И.А.
Дело на сайте суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
16.12.2020Регистрация административного искового заявления
16.12.2020Передача материалов судье
16.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.12.2020Судебное заседание
16.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2021Дело оформлено
26.01.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее