Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-151/2020 ~ М-128/2020 от 22.07.2020

Дело № 2-151/2020

24RS0020-01-2020-000192-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 октября 2020 года                                                          с. Идринское

Идринский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Арбузовой Н.В.,

при секретаре Сорокиной И.В.,

с участием помощника прокурора Идринского района Астанаевой Н.К.,

истца Юрочкиной Л.А., ее представителя Тремасовой Е.Ю.,

представителя ответчика Лахаева В.Н., действующего на основании доверенности от 30.07.2020,

представителей третьего лица: председателя Идринского районного Совета депутатов Епифанова В.В., а также Майданкиной Ю.А., действующей на основании доверенности от 30.04.2020,

рассмотрев гражданское дело по иску Юрочкиной Любови Анатольевны к Администрации Идринского района Красноярского края о защите нарушенных трудовых прав,

УСТАНОВИЛ:

Юрочкина Л.А. обратилась в суд с иском к Администрации Идринского района Красноярского края, в котором с учетом произведенных уточнений, просила восстановить ее на работе в Администрации Идринского района Красноярского края в должности заместителя главы района по социальным вопросам и начальника отдела образования с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула в сумме 38 176 руб. 49 коп. и компенсацию морального вреда в сумме 70 000 руб.

Требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ истец состояла в трудовых правоотношениях с ответчиком в должности заместителя главы района по социальным вопросам. Распоряжением главы района от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с истцом расторгнут по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников). Основанием для этого послужила разработанная по инициативе главы Идринского района и утвержденная решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ новая структура администрации на 2020 год, которая предусматривала сокращение штатной единицы заместителя главы по социальным вопросам. Полагает, что такое сокращение произведено по надуманным основаниям, без правового обоснования, с единственной целью - расторгнуть с истцом трудовой договор, поскольку должность заместителя главы района не исключена, а переименована в должность заместителя главы района по социальным вопросам – начальника отдела образования администрации района, т.е. у заместителя главы района изменились функциональные обязанности. ДД.ММ.ГГГГ в ее адрес направлено уведомление об увольнении в связи с сокращением штата работников организации (путем исключения должностей из штатного расписания администрации) с ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения главы района от ДД.ММ.ГГГГ , которым также в штатное расписание включены новые должности. Фактически сокращения штатной численности не произошло, наоборот, были введены две должности, которых ранее в структуре администрации района не имелось, а занимаемая истцом должность - переименована. Работодатель не вправе был выдавать уведомление о сокращении, поскольку не было утверждено новое штатное расписание. ДД.ММ.ГГГГ утверждено новое штатное расписание. ДД.ММ.ГГГГ истцом посредством почтовой связи получено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о наличии вакантных должностей с предложением должности ведущего специалиста по инвестиционной политике и лесной отрасли, от которой истец отказалась, в связи с отсутствием сведений о функциональных обязанностях и размере заработной платы с учетом всех надбавок, при этом, вновь введенная должность заместителя главы района по социальным вопросам – начальника отдела образования, соответствующая выполняемой истцом работе и квалификации, работодателем предложена не была. С перечнем вакантных должностей ответчик истца знакомить отказался. За годы работы истцом достигнуты значительные успехи в занимаемой должности, регулярно повышался профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, имеются благодарственные письма и иные поощрения. Незаконным увольнением истцу причинен моральный вред, который она оценивает в 70000 руб. Просит восстановить на работе в Администрации Идринского района Красноярского края в должности заместителя главы района по социальным вопросам и начальника отдела образования с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула в сумме 38 176 руб. 49 коп. и компенсацию морального вреда в сумме 70 000 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Идринский районный Совет депутатов.

В судебном заседании истец Юрочкина Л.А. и ее представитель Тремасова Е.Ю. требования иска поддержали.

Представитель ответчика Лахаев В.Н. с заявленными исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении иска отказать.

Представители третьего лица Идринского районного Совета депутатов: Епифанов В.В., Майданкина Ю.А. против удовлетворения исковых требований возражали.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы явившихся в судебное заседание лиц, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель) (часть 1)(часть 1). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) (часть 3).

Согласно ч.8 ст.37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Уставом Идринского района Красноярского края установлено, что Совет депутатов муниципального района является представительным органом местного самоуправления, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального района (статья 20).

К полномочиям Совета депутатов муниципального района по решению вопросов местного значения относится, в том числе, утверждение по представлению главы администрации района структуры администрации (пункт 12 части 1 статьи 22 Устава).

Администрация подконтрольна и подотчетна Совету депутатов. Структура администрации утверждается Советом депутатов по представлению главы администрации района (пункты 3 и 4 части 2 статьи 31 Устава).

Глава администрации района представляет на утверждение Совета депутатов структуру администрации района, утверждает штатное расписание, организует работу с кадрами в администрации района, осуществляет прием на работу и увольнение работников администрации района, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарной ответственности, подконтролен и подотчетен Совету депутатов (пункты 9, 10, 11, 14 части 1 статьи 31.2 Устава).

В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Пунктом 2 части 1 статьи 81 ТК РФ предусмотрено, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

В силу ч.3 ст.81 ТК РФ увольнение по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст.179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Частями 1 и 2 статьи 180 ТК РФ установлено, что при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с ч.3 ст.81 настоящего Кодекса. О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем не менее чем за два месяца до увольнения.

С учетом приведенных норм материального права юридически значимым, исходя из требований ст.56 ГПК РФ, является установление следующих обстоятельств: наличие вакантных должностей в организации в период со дня уведомления истца об увольнении до дня его увольнения с работы, исполнение ответчиком требований ст.179 ТК РФ о рассмотрении вопроса о преимущественном праве истца на оставление на работе с учетом образования, профессиональных качеств и уровня квалификации истца.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается (записи в трудовой книжке, приказ а от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ), что Юрочкина Л.А. осуществляла трудовую деятельность в должности заместителя главы района по социальным вопросам с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ занимаемая истцом должность переименована - заместитель главы района по социальным вопросам и взаимодействию с муниципальными образованиями, с истцом подписано дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно штатному расписанию, утвержденному распоряжением главы района от ДД.ММ.ГГГГ, истец Юрочкина Л.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ занимала должность заместителя главы района по социальным вопросам.

ДД.ММ.ГГГГ решением Совета депутатов утверждена новая структура Администрации Идринского района на 2020 год, которая не предусматривала штатной единицы заместителя главы района по социальным вопросам и взаимодействию с муниципальными образованиями, вместо данной должности введена должность заместителя главы района по социальным вопросам – начальника отдела образования, при этом указано, что отдел образования является структурным подразделением администрации района с правами юридического лица.

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы района постановлено:

- исключить с ДД.ММ.ГГГГ из штатного расписания администрации района должности: заместителя главы района по социальным вопросам - 1 единица, заместителя главы по обеспечению жизнедеятельности района - 1 единица, начальника отдела образования Администрации Идринского района - 1 единица, и расторгнуть трудовой договор;

- исключить с ДД.ММ.ГГГГ из штатного расписания администрации района должность главного специалиста – юриста администрации района и структурное подразделение – отдел по организационной работе и архивным вопросам администрации района;

- включить в штатное расписание Отдел правового, кадрового обеспечения и делопроизводства Администрации Идринского района со следующей структурой: начальник отдела, главный специалист – 2 единицы, ведущий специалист – 2 единицы, специалист 1 категории.

ДД.ММ.ГГГГ истец письменно уведомлена об увольнении, в связи с сокращением штата работников организации, по истечении двух месяцев с даты уведомления, о чем имеется подпись истца на бланке уведомления от ДД.ММ.ГГГГ .

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Идринского района направлено письменное сообщение в КГКУ «ЦЗН Идринского района» о предстоящем увольнении работников в связи с проведением организационно-штатных мероприятий с указанием даты увольнения – ДД.ММ.ГГГГ, а также направлены сведения о работниках, предполагаемых к увольнению, среди которых указана истец Юрочкина Л.А.

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы района утверждено новое штатное расписание работников Администрации Идринского района с ДД.ММ.ГГГГ, содержащие должность заместителя главы района по социальным вопросам - 1 единица, с указанием, что данную должность занимает Юрочкина Л.А.

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы района внесены изменения в штатное расписание работников Администрации Идринского района с ДД.ММ.ГГГГ – введена штатная единица ведущего специалиста по инвестиционной политике и лесной отрасли. Кроме того, в данном штатном расписании имеется должность заместителя главы района по социальным вопросам - 1 единица, с указанием, что данную должность занимает Юрочкина Л.А.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес истца направлено уведомление о наличии вакантной должности ведущего специалиста по инвестиционной политике и лесной отрасли, которое получено истцом ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения главы района -л/с трудовой договор с истцом расторгнут в связи с сокращением штата организации со ссылкой на п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ, с выплатой выходного пособия в размере среднемесячного заработка, денежной компенсации части ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставленного за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истец ознакомлена с распоряжением -л/с в тот же день - ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы района -р внесены изменения в штатное расписание Администрации Идринского района с ДД.ММ.ГГГГ – введена 1 штатная единица заместителя главы района по инвестиционной и жилищно-коммунальной политике, а также внесены изменения в штатное расписание Отдела образования администрации Идринского района с ДД.ММ.ГГГГ - введена 1 штатная единица заместителя главы района по социальным вопросам – начальника отдела образования. Должность заместителя главы района по социальным вопросам в штатном расписании администрации района, действующем с ДД.ММ.ГГГГ, отсутствует.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес истца направлено повторное уведомление о наличии вакантной должности ведущего специалиста по инвестиционной политике и лесной отрасли, которое получено истцом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления.

Согласно должностной инструкции заместителя главы района по социальным вопросам, утвержденной главой администрации района ДД.ММ.ГГГГ, к данной должности предъявляются квалификационные требования – наличие высшего образования с дополнительным повышением квалификации по специальности «Социальная политика и управление социальной сферой», в круг должностных обязанностей включена координация вопросов: образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, молодежной политики, физкультуры и спорта, туризма, подготовки и проведения выборов и референдумов; координация и контроль деятельности управления образования администрации района, управления социальной защиты населения администрации района, отдела по вопросам культуры, спорта и молодежи администрации района, МБУЗ «Идринская ЦРБ».

Должностной инструкцией заместителя главы района по социальным вопросам и взаимодействию с муниципальными образованиями района, утвержденной главой района ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что на данную должность назначается лицо, имеющее высшее образование, с дополнительным повышением квалификации по специальности «Социальная политика и управление социальной сферой». Обязанности по должности: формирование стратегии социальной политики в области образования, культуры, спорта, работы с молодежью, социальной защиты населения; контроль и курирование: управления образования района, управления социальной защиты населения, отдела культуры, спорта и молодежной политике, работы специалистов по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Из должностной инструкции заместителя главы района по социальным вопросам – начальника отдела образования, утвержденной главой района ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что к данной должности предъявляются иные квалификационные требования – наличие высшего профессионального педагогического образования и стаж работы по педагогической специальности не менее 3 лет, а также стаж муниципальной или государственной службы на руководящих должностях не менее 3 лет, в круг должностных обязанностей включены: общее руководство отделом образования; координация вопросов: здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия, социальной защиты населения, культуры, молодежной политики, физкультуры и спорта, туризма, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, подготовки и проведения выборов и референдумов; кураторство работы: специалистов по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, муниципальных образований района; координация и контроль деятельности управления социальной защиты населения администрации района, отдела по вопросам культуры, спорта и молодежной политики администрации района, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, <данные изъяты>

Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что занимаемая истцом должность муниципальной службы действительно исключена из реестра должностей муниципальной службы муниципального района. Порядок увольнения Юрочкиной Л.А. по сокращению штата работников соблюден, в том числе, выполнены требования, предусмотренные частью 3 статьи 81, статьей 180 ТК РФ, о предложении другой работы, от которой истец отказалась, а также о заблаговременном предупреждении истца о предстоящем увольнении. Увольнение произведено по истечении двухмесячного срока со дня предупреждения сотрудника о предстоящем увольнении. Злоупотребление правом со стороны работодателя при сокращении штата работников и увольнении истца, судом не установлено.

Доводы истца о фиктивном сокращении численности штата работников в администрации муниципального образования противоречат установленным материалами дела фактическим обстоятельствам, из которых следует, что должность заместителя главы муниципального образования по социальным вопросам была упразднена в действительности, а должностные обязанности возложены на заместителя главы района по социальным вопросам – начальника отдела образования, с расширением должностных полномочий и передачей данной ставки в отдел образования администрации района. Доводы истца о том, что такое перераспределение функций нарушает требования эффективности управления, со ссылкой на положения нормативных правовых актов о квалификационных требованиях к лицу, замещающему должность муниципальной службы заместителя главы администрации по социальным вопросам, не имеют правового значения при разрешении спора о восстановлении истца на работе, поскольку предметом проверки суда является соблюдение порядка увольнения данного работника.

Утверждения истца о предвзятом к ней отношении со стороны работодателя, отсутствии объективных причин для сокращения штата (ее должности) и, тем самым, фиктивность такого сокращения, голословны и доказательствами по делу не подтверждены.

Довод истца о том, что работодатель не вправе был выдавать уведомление о сокращении, поскольку не было утверждено новое штатное расписание, отклоняется судом как основанный на неверном толковании норм права, поскольку нормами действующего законодательства не установлены порядок, а также сроки утверждения и введения в действие нового штатного расписания при процедуре сокращения численности или штата организации.

Доводы стороны истца о не предложении иных должностей, подлежащих введению в штатное расписание, включая должность помощника главы района, являются несостоятельными, поскольку новое штатное расписание администрации района вводилось в действие с ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ (после увольнения истца), и иных вакантных должностей, кроме должности ведущего специалиста по инвестиционной политике и лесной отрасли, которая предлагалась истцу, не содержало.

С учетом изложенного, требования истца о восстановлении на работе и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула удовлетворению не подлежат.

Согласно ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Поскольку ответчиком не допущено нарушений трудовых прав истца, оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Юрочкиной Любови Анатольевны к Администрации Идринского района Красноярского края о защите нарушенных трудовых прав отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Идринский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                                              Н.В. Арбузова

Верно

Судья                                                                                                                        Н.В. Арбузова

Мотивированное решение изготовлено 07 октября 2020 года.

2-151/2020 ~ М-128/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Юрочкина Любовь Анатольевна
Прокурор
Ответчики
Администрация Идринского района Красноярского края
Другие
Совет Депутатов Идринского района Красноярского края
Лахаев Вадим Николаевич
Епифанов Виктор Васильевич
Майданкина Юлия Анатольевна
Тремасова Елена Юрьевна
Курчатов Роман Владимирович
Суд
Идринский районный суд Красноярского края
Судья
Арбузова Наталия Викторовна
Дело на странице суда
idra--krk.sudrf.ru
22.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.07.2020Передача материалов судье
22.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2020Подготовка дела (собеседование)
03.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2020Судебное заседание
07.09.2020Судебное заседание
06.10.2020Судебное заседание
07.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее