Дело № 2а-1903/2020
(УИД 73RS0004-01-2020-002121-08) Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 мая 2020 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Павлова Н.Е.,
при секретаре Новиковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Романова Сергея Алексеевича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о возложении обязанности оформить надлежащим образом документы на реализацию права на пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
Романов С.А. обратился в суд с административным иском к ФКУ «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее – ФКУ ИК-9), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее – УФСИН России по Ульяновской области) о возложении обязанности оформить надлежащим образом документы на реализацию права на пенсию.
В обоснование административного иска указал, что в ФКУ ИК-9 находится с ДД.ММ.ГГГГ. До ареста проживал в <адрес>, где был зарегистрирован и прописан. По достижению пенсионного возраста – 60 лет, в 2016 году он подал документы в ГУ – УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска через администрацию ФКУ ИК-9 для оформления пенсии. Однако заявление о назначении пенсии и необходимые документы для её установления не были направлены администрацией колонии в пенсионный орган. В связи с этим нарушены его права на пенсионное обеспечение.
Просил обязать ФКУ ИК-9 оформить надлежащим образом документы на реализацию права на пенсию.
Административный истец Романов С.А., участие которого в судебном заседании обеспечено посредством системы видеоконференц-связи, административный иск полностью поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика УФСИН России по Ульяновской области Мошков А.Ю. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления. Представил возражения на административный иск, в которых просил отказать в удовлетворении административного иска. Указал, что оформить страховую пенсию осужденному Романову С.А. в местах лишения свободы не представляется возможным, поскольку в силу действующего законодательства пенсионное обеспечение иностранным гражданам представляется лишь при условии постоянного проживания на территории Российской Федерации, подтверждаемого наличием соответствующего разрешения либо вида на жительства. При этом данный документ у истца отсутствует.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-9 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя исправительного учреждения и отказать в удовлетворении административного иска.
Представитель заинтересованного лица ГУ – УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области Шинина А.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления. Представила отзыв на административный иск, в котором указала, что Романов С.А. неоднократно обращался в Управление по вопросу реализации права на пенсионное обеспечение. Поскольку Романов С.А. является гражданином Республики Узбекистан, ему были даны разъяснения о том, что право на пенсию на территории Российской Федерации возникает при наличии гражданства Российской Федерации либо вида на жительство.
Выслушав пояснения административного истца Романова С.А., исследовав письменные материалы административного дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из положений ч. 9, 10 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) и указать способ их восстановления.
Как следует из материалов дела, Романов С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданин Республики <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-9.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Абзацем 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на пенсию на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
Следовательно, назначение пенсии иностранному гражданину производится только при том условии, если он постоянно проживает на территории Российской Федерации. В противном случае право на пенсию у него не возникает (ст. 2 указанного Закона).
Постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство (абз. 11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
В силу п. 2 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Перечня, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н, при обращении с заявлением об установлении пенсии иностранный гражданин обязан предоставить паспорт иностранного гражданина либо иной документ, удостоверяющий личность, вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства, свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, заявление о фактическом проживании на территории Российской Федерации, российскую трудовую книжку установленного образца, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования Российской Федерации, выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04 марта 2004 года № 146-О, положения Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не содержат прямых указаний на связь возникновения права на пенсионное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства с наличием или отсутствием их регистрационного учета по месту жительства. Факт постоянного проживания может быть установлен судом исходя из непрерывности, длительности пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации и других обстоятельств дела.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Романов С.А., являясь гражданином Республики Узбекистан, не имеет статуса, постоянно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина, поскольку не получил вид на жительство.
Таким образом, отсутствие на момент рассмотрения дела у Романова С.А. права на оформление страховой пенсии не порождает у ФКУ ИК-9 обязанности оформить надлежащим образом документы на реализацию права на пенсию.
При таких обстоятельствах суд полагает, что оснований для удовлетворения административного иска Романова С.А. не имеется.
Руководствуясь ст.ст.177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного иска Романова Сергея Алексеевича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о возложении обязанности оформить надлежащим образом документы на реализацию права на пенсию, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Н.Е. Павлов
Решение изготовлено в окончательной форме 29.05.2020.