Дело № 2-563/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Мотыгино 24 октября 2013 года
Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Васильковой И.М.
при секретаре ФИО8
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> ФИО9 в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования <адрес> к ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о выселении, со снятием с регистрационного учета и возложении обязанности по передаче квартиры в муниципальную собственность,
установил:
прокурор <адрес> ФИО9 в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования <адрес> обратился в суд с иском о выселении ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 из <адрес>, со снятием с регистрационного учета по вышеуказанному адресу с возложением обязанности по передаче квартиры в муниципальную собственность поселка Мотыгино. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки жилищного законодательства установлены нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц муниципального образования <адрес>. В ходе проверки установлено, что ФИО7 являлась участником федеральной программы переселения в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», состояла на учете и являлась получателем жилищного сертификата. ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 был выдан государственный жилищный сертификат с учётом членов семьи: дочери ФИО2, зятя ФИО3, внуков: ФИО4, ФИО5 о выделении субсидии на приобретение жилья в собственность, который был ею реализован путем приобретения жилья по договору купли-продажи в <адрес>, государственная регистрация которого осуществлена Управлением федеральной регистрационной службы по <адрес> с выдачей свидетельств о государственной регистрации: №, №, №, №, №, что подтверждается выпиской из реестра оплаченных государственных жилищных сертификатов по министерству строительства и архитектуры <адрес>. Взамен получения указанного жилищного сертификата ФИО7 и члены её семьи ДД.ММ.ГГГГ обязались сдать в муниципальную собственность ранее занимаемое ими жилое помещение, расположенное в <адрес>, находящееся в собственности, однако свою обязанность до настоящего времени не исполнили. Неисполнение ответчиками обязательства по передаче жилья в муниципальную собственность <адрес>, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, нуждающихся в получении квартир из жилищного фонда муниципального образования <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО10 исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признала, суду пояснила, что спорное жилое помещение освободила, о необходимости сдачи жилья поселению не знала, т.к. в то время когда она работала в администрации, данных требований не было. Кроме того, сообщила, что не может исполнить обязательство из-за ФИО3, с которым развелась и который не исполняет свои обязательства.
В судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, ответчики ФИО3 и ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Ответчик ФИО3 представил заявление о согласии с исковыми требованиями. Ответчик ФИО2 представила заявление о том, что она, её мама и дети сняты с регистрационного учёта в квартире по адресу: <адрес> освободили её. В поселковый совет сдать квартиру не может, в связи с тем, что ФИО3 свои обязательства в связи с получением жилищного сертификата не выполнил. Просит рассматривать дело в дальнейшем в её отсутствие, в связи с выездом в <адрес> и исполнением своих обязательств.
Ответчик ФИО7, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, об уважительных причинах неявки не сообщила.
Представитель третьего лица – <данные изъяты> ФИО11, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ ею проводилось обследование квартиры, расположенной в <адрес> и было установлено, что квартира не освобождена жильцами, в ней находятся их мебель, в муниципальную собственность квартира не передана в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Представитель третьего лица – администрации <адрес>, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил.
Представитель третьего лица – Министерства и архитектуры <адрес>, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.
Заместитель министра Министерства строительства и архитектуры <адрес> ФИО12 представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что вопросы предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, урегулированы Федеральным Законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153. Участие в подпрограмме является добровольным. При подаче заявления о включении в состав участников подпрограммы граждане знакомятся с условиями участия, в том числе в части безвозмездной передачи жилого помещения в муниципальную собственность. Право на получение жилищного сертификата сопутствует обязанности по сдаче занимаемого жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 и членами её семьи было подписано обязательство о безвозмездной передачи занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ими получен жилищный сертификат и был реализован путем приобретения квартиры. Между тем, обязательство о сдаче жилого помещения не исполнено, в связи с чем, законных оснований для пользования указанным жилым помещением у ФИО16 и членов её семьи не имеется. Предоставляя жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, государство одновременно обеспечивает улучшение жилищных условий, как самих выезжающих граждан, так и граждан, продолжающих проживать на этих территориях. Вопреки требованиям действующего законодательства и принятому на себя обязательству, реализовав своё право на получение государственной помощи, ФИО16 и члены её семьи не передали жилое помещение в муниципальную собственность, нарушив тем самым права и законные интересы неопределенного круга лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из жилищного фонда указанного муниципального образования.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Согласно преамбуле Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», этот закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выдаваемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года
Согласно статье 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности. В случае принятия гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной в соответствии с нормативами, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Право на получение государственного жилищного сертификата предоставляется гражданину только в случае, если размер общей площади жилого помещения, определенный в указанном порядке и принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, составляет не менее восемнадцати квадратных метров. В остальных случаях выдача государственного жилищного сертификата гражданину возможна при исполнении им условий, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с п. 16.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг., утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, гражданином – участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения; гражданином – участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.В соответствии с п. 16.3 указанных Правил, в случае если гражданином – участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.
Таким образом, предоставление обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения гражданином, претендующем на получение жилищного сертификата, является обязательным.
Согласно пункту 45 Правил, обязательство сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, подписывается всеми совершеннолетними членами семьи гражданина – участниками подпрограммы.
В соответствии с п. 1 ст. 182, п. 1 ст. 28 Гражданского кодекса РФ обязательство о сдаче квартиры, подписанное родителями несовершеннолетних, создает соответствующее обязательство для последних.
Согласно пункта 64 Правил, государственный заказчик подпрограммы направляет выписки из реестра оплаченных сертификатов в органы исполнительной власти, выдавшие сертификаты, по форме согласно приложению № 7. Указанные выписки направляются ежемесячно, до 15-го числа следующего месяца, и являются основанием для снятия подразделениями и органами местного самоуправления гражданина – участника подпрограммы с учета нуждающихся в жилых помещениях, как реализовавшего свое право на обеспечение жилым помещением с использованием средств социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.
В силу положений статьи 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии со статьей 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 35 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 обратилась к <данные изъяты> ФИО13 с заявлениями о выдаче ей государственного жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ и включении её в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», ввиду того, что в соответствии с ФЗ № 125-ФЗ от 25.10.2002, № 153-П от 21.03.2006 относится к категории пенсионеров и признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, состоит в очереди с ДД.ММ.ГГГГ в администрации <адрес>. Кроме того, в заявлении указала, что в настоящее время она и член её семьи ФИО2 имеют жилое помещение для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
После подачи вышеуказанных заявлений ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ произвела отчуждение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, своей дочери, зятю и внукам: ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5, состоящих на регистрационном учете по месту жительства: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом. Согласно договора, отчуждаемая по договору квартира должна быть оплачена безналичным путем зачисления на счет, открытый на имя ФИО7, в силу действующего законодательства возникла ипотека в силу закона.
Согласно свидетельствам о праве собственности, выданным ДД.ММ.ГГГГ серии №, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации по <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, за ФИО5. ФИО3, ФИО2, ФИО4 и зарегистрированы обременения в виде ипотеки в силу закона.
Согласно, заявления (рапорта), удостоверенного нотариусом <адрес> нотариального округа 24.02.2012, ФИО7 просила выдать ей государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории <адрес>, указав состав семьи: дочь ФИО2, зятя ФИО3, внуков: ФИО4, ФИО5 В заявлении ФИО7 указала, что с условиями получения и использования государственного жилищного сертификата ознакомлена, согласна и обязалась их выполнить. Члены семьи ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 с заявлением согласны.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 и совершеннолетние члены её семьи ФИО3, ФИО2 взяли на себя обязательство, в связи с предоставлением государственного жилищного сертификата для приобретения жилья на территории <адрес>, в 2-месячный срок с даты приобретения жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата, освободить со всеми совместно проживающими с ней членами семьи жилое помещение, расположенное в <адрес> и сдать его в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно предоставленной Министерством строительства и архитектуры <адрес> «Выписке из реестра оплаченных государственных жилищных сертификатов», выданный ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ сертификат № на сумму <данные изъяты> рублей был оплачен ДД.ММ.ГГГГ и выдано пять свидетельств о государственной регистрации права собственности №
Несмотря на принятое ФИО7, ФИО2, ФИО3 обязательство, ответчики в двухмесячный срок не освободили жилое помещение по адресу: <адрес> и не передали жилое помещение в муниципальную собственность.
По сведениями Мотыгинского территориального отдела агентства ЗАГС <адрес> в архиве имеется запись акта о перемене имени ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой после перемены имени ей присвоены фамилия, имя, отчество – ФИО6.
То обстоятельство, что ответчики ФИО7, ФИО5, ФИО2 самостоятельно снялись с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО16 (ФИО15) ФИО17 – ДД.ММ.ГГГГ, не является свидетельством того, что ответчики освободили спорное жилое помещение, и выполнили взятое на себя обязательство.
Ответчики самостоятельно определили судьбу своих прав в отношении спорной квартиры, приняв на себя обязательство освободить её по истечении двух месяцев после приобретения жилья за счет социальной выплаты посредством выданного им государственного жилищного сертификата. Получив государственный жилищный сертификат и реализовав его в ДД.ММ.ГГГГ, ответчики по истечение одного года, взятые на себя обязательства не исполнили, что суд признает с их стороны злоупотреблением своими правами, нарушающими права лиц, проживающих в <адрес> и признанных нуждающимися в получении жилья из жилищного фонда муниципального образования <адрес>.
Доводы ответчика ФИО2 о наличии препятствий в передаче жилья в муниципальную собственность ввиду невыполнения обязательства ответчиком ФИО3, ничем не подтверждены. Для получения социальной выплаты, ответчики совершили действия, которые носили совместный и согласованный характер, следствием чего явилось предоставление им государством жилищного сертификата с учетом всех членов семьи участника подпрограммы. Расторжение брака между ответчиками ФИО2 и ФИО18 не освобождает их от исполнения своих обязательств надлежащим образом. Передача квартиры, находящейся в общей долевой собственности ответчиков ФИО3 и Е.М., в муниципальную собственность должна быть осуществлена ими также совместно. До передачи квартиры в муниципальную собственность ответчики не могут считать себя выполнившими взятое на себя обязательство.
С учетом установленных судом обстоятельств, суд принимает решение о выселении ответчиков из спорного жилого помещения, с возложением на собственников квартиры ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО16 (ФИО15) ФИО19 обязанности по передаче спорного жилого помещения администрации <адрес> в муниципальную собственность. Суд не может возложить эту обязанность на ФИО7, так как она не является собственником спорного жилого помещения, в связи с чем, не обладает какими-либо полномочиями по её отчуждению и соответственно на неё не может быть возложена такая обязанность.
Суд считает, что наличие обременения в виде ипотеки на спорное имущество, не является препятствием для исполнения принятого ответчиками обязательства по передаче квартиры в муниципальную собственность после исполнения ими обеспеченного ипотекой обязательства. Удовлетворение данного требования не нарушает права залогодателя, поскольку судом не разрешается вопрос о правах ответчиков на заложенное имущество и его изъятие.
Учитывая, что ответчики ФИО7, ФИО2, ФИО16 (ФИО15) ФИО21., ФИО5 снялись с регистрационного учета в добровольном порядке, в этой части исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора <адрес> ФИО9, удовлетворить частично.
Выселить ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО6 (ФИО4), ФИО5 из <адрес> края, со снятием ФИО3 с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Обязать ФИО3, ФИО2, действующую в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО6 (ФИО4), ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. выполнить обязательство по передаче квартиры, расположенной по адресу: <адрес> муниципальную собственность <адрес>.
Отказать прокурору <адрес> ФИО9 в удовлетворении исковых требований к ФИО7, ФИО2, ФИО6 (ФИО4), ФИО5 о снятии с регистрационного учета по адресу: <адрес> возложении обязанности на ФИО7 обязанности по передачи администрации <адрес> в муниципальную собственность квартиры, расположенной в <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий судья И.М. Василькова
Решение в полном объеме изготовлено 28 октября 2013 года.